город Ростов-на-Дону |
|
07 июня 2013 г. |
дело N А53-1085/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июня 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей Д.В. Николаева, С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от Управления Россельхознадзора: Пушков Илья Васильевич, паспорт, по доверенности от 25.04.2013,
от ОАО "РЗГК им. С.Д. Анипкина "Лиман": Ревякина Наталья Ивановна, паспорт, по доверенности от 30.01.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.04.2013 по делу N А53-1085/2013,
принятое судьей Тановой Д.Г.
по заявлению Управления Федеральной служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия
о привлечении открытого акционерного общества "Ростовский завод гранулированных комбикормов им. С.Д. Анипкина "Лиман" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской области (в дальнейшем Управление по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия) (далее - Управление Россельхознадзора) обратилось в арбитражный суд Ростовской области с заявлением о привлечении открытого акционерного общества "Ростовский завод гранулированных комбикормов им. С.Д. Анипкина "Лиман" (далее - общество, завод) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 17.04.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения. Судом также указано на нарушение процедуры составления протокола об административном правонарушении.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Россельхознадзора обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе Управление просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что общество подлежит привлечению к административной ответственности как лицо, осуществляющее без лицензии фармацевтическую деятельность в виде хранения и оборота лекарственных средств. В жалобе также указано, что директор общества присутствовал при составлении протокола об административном правонарушении, директору были разъяснены права и обязанности привлекаемого к ответственности лица, однако законный представитель общества отказался от подписи в протоколе.
Представитель Управления Россельхознадзора в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, ссылаясь на наличие в действиях общества состава административного правонарушения.
Представитель общества в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленного отзыва.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о доказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, на основании Распоряжения руководителя Управления Россельхознадзора от 17.12.2012 N 00035 в отношении общества "Лиман" проведена плановая выездная проверка.
В ходе проверки составлены акт осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 21.01.2013, фототаблица, акт проверки от 22.01.2013. При составлении указанных актов присутствовал директор общества Сметанюк Г.А., о чем свидетельствует его подпись.
По результатам проверки старшим государственным инспектором отдела ветеринарного контроля и надзора Управления Россельхознадзора по Ростовской области в отношении ОАО "Ростовский завод гранулированных комбикормов им. С.Д. Анипкина "Лиман" составлен протокол об административном правонарушении от 22.01.2013 N 02-45-8/2013 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
В протоколе указано, что на складе общества на хранении и в обороте находятся лекарственные препараты для животных "Кокцисан 12%" 443,514 кг., "Аватэк 15% СС" 296,284 кг., при этом у ОАО "Лиман" отсутствует лицензия на осуществление фармацевтической деятельности, что является нарушением п. 47 ст. 12, Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", п. 2 Постановления Правительства РФ от 22.12.2011 N1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности", ст. 8, Федерального закона от 12.04.2010 N61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств".
В протоколе указано, что присутствовавший при составлении протокола директор общества отказался от подписи в протоколе.
В соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ Управление Россельхознадзора по Ростовской области обратилось в арбитражный суд Ростовской области с заявлением о привлечении ОАО "Лиман" к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Частью 6 статьи 205 АПК РФ определено, что при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
В силу пп. 47 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" фармацевтическая деятельность подлежит обязательному лицензированию.
Согласно пункту 2 "Положения о лицензировании фармацевтической деятельности", утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081, фармацевтическая деятельность включает работы и услуги в сфере обращения лекарственных средств для медицинского и для ветеринарного применения.
В частности, к таким работам и услугам относятся хранение лекарственных средств, оптовая торговля лекарственными средствами, розничная торговля, изготовление лекарственных препаратов для медицинского и ветеринарного применения.
Статьей 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" установлены следующие понятия:
лекарственные средства - вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты;
обращение лекарственных средств - разработка, доклинические исследования, клинические исследования, экспертиза, государственная регистрация, стандартизация и контроль качества, производство, изготовление, хранение, перевозка, ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, реклама, отпуск, реализация, передача, применение, уничтожение лекарственных средств;
субъекты обращения лекарственных средств - физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, и юридические лица, осуществляющие деятельность при обращении лекарственных средств;
производство лекарственных средств - деятельность по производству лекарственных средств организациями - производителями лекарственных средств на одной стадии, нескольких или всех стадиях технологического процесса, а также по хранению и реализации произведенных лекарственных средств;
фармацевтическая деятельность - деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
Статьей 52 Закона N 61-ФЗ определено, что фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, в том числе протокола осмотра, акта проверки, протокола об административном правонарушении, обществом "Лиман" осуществляется оптовое хранение и реализация лекарственных средств: на складе общества находятся лекарственные препараты для животных "Кокцисан 12%" 443,514 кг., "Аватэк 15% СС" 296,284 кг. Указанные лекарственные средства используются обществом "Лиман" при производстве комбикормов, реализация которых составляет основной вид деятельности общества, направленной на получение прибыли.
С учетом изложенного являются несостоятельными выводы суда первой инстанции о том, что в деле отсутствуют доказательства осуществления обществом реализации, перевозки и хранения лекарственных средств.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества также подтвердила факт хранения и использования в изготавливаемых комбикормах лекарственных средств на момент проверки Россельхознадзора.
Представитель общества также пояснила, что в настоящее время ОАО "Лиман" прекратило использование лекарственных средств при изготовлении комбикормов.
То обстоятельство, что лекарственные средства использовались обществом для осуществления своего основного вида деятельности не исключает запрета на хранение и использование лекарственных средств без соответствующей лицензии, с учетом того, что лекарственные средства не употреблялись обществом непосредственно в целях, для которых изготавливаются лекарственные средства, то есть для профилактики и лечения заболеваний, а использовались обществом при изготовлении комбикормов, поставляемых в дальнейшем покупателям, которые либо осуществляли перепродажу комбикормов, содержащих лекарственные средства, либо употребляли в корм животным.
Таким образом, исходя из понятий, определенных статьей 4 Закона N 61-ФЗ, фактически ОАО "Лиман" при отсутствии лицензии осуществляло деятельность не только по хранению лекарственных средств, но и по их изготовлению, поскольку выпускаемая обществом конечная продукция - комбикорм с содержанием лекарственных средств - также является лекарственным средством, поскольку содержит вещества (или их комбинации), вступающие в контакт с организмом животного, проникающие в органы, ткани организма животного, применяемые для профилактики и лечения заболевания.
С учетом изложенного, деятельность по изготовлению комбикорма, содержащего лекарственные средства, должна осуществляться специализированными организациями, имеющим лицензию на осуществление фармацевтической деятельности.
ОАО "Лиман" на момент проверки осуществляло фармацевтическую деятельность (хранение, оптовая реализация, изготовление лекарственных средств) при отсутствии лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Вместе с тем, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для привлечения общества к административной ответственности в связи с истечением на момент вынесения настоящего постановления срока давности привлечения общества к административной ответственности.
В силу ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Из материалов дела следует, что правонарушение было выявлено 21.01.2013, соответственно срок привлечения к административной ответственности истек 21.04.2013.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно указал на допущенное Управлением Россельхознадзора процессуальное нарушение в виде фиксации отказа директора от подписи в протоколе об административном правонарушении только подписью инспектора, составлявшего протокол.
Отказ от подписи в процессуальном документе должен быть заверен подписями двух понятых в целях квалификации протокола в качестве доказательства, содержащего объективные сведения о лицах, участвовавших при его составлении.
Таким образом, с учетом истечения срока давности привлечения к административной ответственности, ошибочные выводы суда первой инстанции об отсутствии в действиях ОАО "Лиман" состава административного правонарушения по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ не привели к принятию неправильного решения и в силу п. 35 Постановления Пленума ВАС РФ N 36 от 28.05.2009 основания для отмены решения суда от 17.04.2013 отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 17 апреля 2013 года по делу N А53-1085/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
Д.В. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-1085/2013
Истец: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по РО, Федеральная служба по ветеренарному и фитосанитарному надзору по Ростовской области и Волгоградской областям и Республике Калмыкия
Ответчик: ОАО "Лиман", ОАО Ростовский завод гранулированных комбикормов им. Анипкина "Лиман"