г.Томск |
|
30 мая 2012 г. |
Дело N А45-23040/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 мая 2012 года.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усаниной Н.А.
судей: Журавлевой В.А., Хайкиной С.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Левенко
А.С. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Коледа А.Е. по доверенности от 20.07.2011 г.
от заинтересованного лица: без участия
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного
общества "Региональные электрические сети"
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 01 марта 2012 года по делу N А45-23040/2011 (судья Полякова В.А.)
по заявлению закрытого акционерного общества "Региональные электрические сети"
(ОГРН 104502509437, ИНН 5406291470)
к Департаменту по тарифам Новосибирской области
о признании незаконным решения об отказе в установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Региональные электрические сети" (далее- ЗАО "РЭС", заявитель) обратилось в арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным отказа Департамента по тарифам Новосибирской области (далее- Департамент, заинтересованное лицо) по отказу в установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, выраженного в письме от 30.09.2011 г. N 505-10/05.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 01 марта 2012 года в удовлетворении заявленных требований ЗАО "РЭС" отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ЗАО "РЭС" в поданной апелляционной жалобе, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение статьи 23.2 Закона об электроэнергетике, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Департамент по тарифам Новосибирской области в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, указывает на его законность и обоснованность.
До начала судебного разбирательства от Департамента поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства мотивированное невозможностью обеспечения явки представителя, в связи с участием в судебных заседаниях Арбитражного суда Новосибирской области.
Суд апелляционной инстанции, с учетом мнения представителя ЗАО "РЭС", не находит причину неявки представителя Департамента уважительной, Департаментом не представлено доказательств невозможности обеспечения явки другого представителя и считает возможным в соответствии с частью 4 статьи 158, частью 3 статьи 156 АПК РФ рассмотреть дело в отсутствие представителя Департамента.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее-АПК РФ), изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит основания для отмены судебного акта.
Следуя материалам дела, в ОАО "СИБЭКО", являющееся агентом ЗАО "РЭС" обратился гражданин Дремин А.Н. с заявкой на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств- торгово-развлекательного комплекса, планируемого к строительству на земельном участке с кадастровым номером 54:32:010473:0040, находящееся примерно в 270 м. по направлению на юго-восток от ориентира, расположенного по адресу: Новосибирская область, город Бердск, улица Ленина, 6, и строймеханизмов, устанавливаемых для его строительства.
В связи с отсутствием у заявителя технической возможности присоединения объектов Дремина А.Н. осуществление технологического присоединение невозможно по индивидуальному проекту.
ОАО "СИБЭКО", действуя в интересах заявителя на основании агентского договора N 6048 от 01.02.2010, обратилось в Департамент по тарифам Новосибирской области с заявлением об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в отношении вышеуказанного объекта недвижимости Дремина А.Н.
Основанием для установления платы за технологическое присоединение, по мнению заявителя, является необходимость выполнения мероприятий, связанных с заменой трансформаторов на подстанции Бердская на трансформаторы большей мощности с выполнением сопутствующих работ в объеме, предусмотренном нормативно-техническими документами, а также по строительству ЛЭП-10кВ с разных секций Ру-10 кВ РП-5 Бердск.
Департаментом по тарифам Новосибирской области отказано в установлении платы по индивидуальному проекту в соответствии с письмом от 30.09.2011 N 505-10/05 по мотиву отсутствия основания для установления платы по индивидуальному проекту, размер платы за технологическое присоединение следует рассчитывать в соответствии с Приказом Департамента от 20.04.2011 г. N 44-ТП.
Полагая данный отказ незаконным, нарушающим права и законные интересы Общества, в частности, невозможности самостоятельно определить плату за технологическое присоединение по индивидуальному проекту (устанавливается только регулирующим органом); заключить договор об осуществлении технологического присоединения, а равно создания технической возможности технологического присоединения, и, соответственно, невозможности исполнения возложенной законом обязанности на ЗАО "РЭС" по выполнению мероприятий по технологическому присоединению спорного объекта, Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных ЗАО "РЭС" требований, арбитражный суд, руководствуясь статьей 23.2 Закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденным Приказом ФСТ России от 30.11.20010г. N 365-э/5, Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждены Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. N 861 (далее Правила N 861) к пришел к выводу о соответствии отказа Департамента нормам закона и иным нормативно-правовым актам и не нарушающим права и законные интересы ЗАО "РЭС".
Оставляя без изменения решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ, Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Порядок технологического присоединения установлен Правилами технологического присоединения.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 861 любые лица имеют право на технологическое присоединение построенных ими линий электропередачи к электрическим сетям в соответствии с названными Правилами.
В силу пункта 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 16 Правил технологического присоединения размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики является одним из существенных условий договора технологического присоединения (при осуществлении технологического присоединения по индивидуальному проекту размер платы за технологическое присоединение определяется с учетом особенностей, установленных разделом III настоящих Правил).
Плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства может устанавливаться либо в соответствии с указанными принципами и порядком определения платы за технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии, либо посредством установления размера платы уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 23 Закона об электроэнергетике плата за технологическое присоединение к электрическим сетям подлежит государственному регулированию, полномочиями по установлению которой согласно пункту 17 Правил технологического присоединения наделены уполномоченные органы исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции, приходит к выводу, что в части осуществления мероприятий по технологическому присоединению, Закон приравнял владельцев электростанций к сетевым организациям, распространив на них обязательства сетевых организаций по выполнению существенных условий договора технологического присоединения, в том числе и о порядке установления платы за технологическое присоединение.
Вместе с тем, из положений части 2 статьи 23.2 Закона об электроэнергетике следует, что затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы сетевой организации на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение. При этом не допускается включение расходов сетевой организации, учтенных при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в состав платы за технологическое присоединение и расходов, учтенных при установлении платы за технологическое присоединение, в состав тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
С 1 января 2011 года не допускается включение в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики. Состав расходов, включаемых в состав платы за технологическое присоединение, определяется федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Пунктом 30.1 Правил технологического присоединения установлено, что если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в указанный в пункте 29 Правил технологического присоединения инвестиционные программы на очередной период регулирования, либо если поступила заявка на технологическое присоединение в соответствии с пунктом 34 Правил технологического присоединения, сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.
Как следует из содержания оспариваемого отказа Департамента, основание для отказа явились положения абзаца 2 пункта 29, пункт 30 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг.
При этом мероприятия по замене трансформаторов на подстанции Бердская, что и явилось основанием для обращения в Департамент, в силу абзаца 4 пункта 2 статьи 23.2 Закона об электроэнергетике, пунктов 9-11 Методических указаний по определению платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, могут быть учтены только в составе тарифа на передачу электрической энергии.
В связи с чем, доводы ЗАО "РЭС" о необоснованности отказа Департамента со ссылкой на факт невключения мероприятий по реконструкции ПС 110 кВ Бердская в инвестиционную программу и пункт 29 Правил технологического присоединения, отклоняются, как не положенные в основу оспариваемого отказа.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ проверка законности либо незаконности оспариваемого решения, действия (бездействия) органа осуществляющего публичные полномочия осуществляется судом на основании тех обстоятельств и оснований которые положены в основу такого акта, действия (бездействия).
Ссылка заявителя на применение судом закона, не подлежащего применению - абзаца 4 пункта 2 статьи 23.2 Закона об электроэнергетике применительно к доводу о том, что мероприятия по реконструкции ПС 110 кВ Бердская в инвестиционную программу ЗАО "РЭС" не включены, и, соответственно, не являются инвестиционной составляющей, несостоятельна.
В соответствии с пунктами 9 и 10 Методических указаний в состав валовой выручки при определении платы за технологическое присоединение включаются только расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики; а инвестиционная составляющая на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе, связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами ЕНЭС, в целях присоединения новых и (или) увеличения мощности устройств, присоединенных ранее, не учитываются при установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям. Данные расходы учитываются при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
При этом в отношении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, пунктом 11 Методических указаний, предусмотрено, что стоимость выполнения технических условий сетевой организации в части обоснованных требований к усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей не учитывается в составе расходов сетевой организации по осуществлению технологического присоединения.
Таким образом, с 01.01.2011 г. расходы, связанные с реконструкцией и развитием электросетевого хозяйства подлежат учету исключительно в тарифе на передачу электрической энергии.
В составе платы за технологическое присоединение, в свою очередь, учитываются только расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.
Учитывая, что в соответствии с пунктом 5 Правил технологического присоединения ЗАО "РЭС" выполняет функции сетевой организации при заключении договора технологического присоединения, то соответственно положения пункта 11 Методических указаний распространяются на данную организацию при установлении размера платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.
Ссылка ЗАО "РЭС" на неполное выяснение арбитражным судом обстоятельств, имеющих значение для дела в части незаконного отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку замена трансформаторов явилась не единственным мероприятием, плата за которое должна быть установлена по индивидуальному проекту- техническими условиями были предусмотрены также прочие мероприятия по реконструкции ПС Бердская, а также мероприятия, перечисленные в пункте 8 Правил технологического присоединения, не принимаются судом апелляционной инстанции.
Как указывается самим заявителем, а также следует из соответствующих технических условий, основанием для технологического присоединения по индивидуальному проекту объектов Дремина А.Н. явилась необходимость реконструкции ПС 110 кВ Бердская (замены трансформаторов и строительство соответствующих ЛЭП-10 кВ с разных секций РУ-10 РП-5 Бердск), остальные мероприятия технологического присоединения являются общими применительно к пункту 18 Правил технологического присоединения, и их стоимость уже установлена Департаментом Приказом от 20.04.2011 г. N 44-ТП.
При таких обстоятельствах, в связи с невозможностью с 01.01.2011 г. включения мероприятий, связанных с реконструкцией и развитием существующей сети, в состав платы за технологическое присоединение, и уже установленной Департаментом стоимостью остальных мероприятий технологического присоединения, выполняемых ЗАО "РЭС" согласно пункту 18 Правил технологического присоединения, основания для установления платы для технологическое присоединение по индивидуальному проекту объектов Дремина А.Н. отсутствуют.
Расходы, связанные с заменой трансформаторов, как правомерно указано арбитражным судом, в силу нормы статьи 23.2 Закона N 35-ФЗ, Методических указаний относятся к инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры.
Ссылка заявителя на неверное толкование термина "инвестиционная составляющая", отклоняется судом апелляционной инстанции, как не имеющая отношение к предмету спора, поскольку не оспариваются обстоятельства утверждения (или не утверждения) инвестиционной программы в установленном порядке.
Доводы заявителя относительно невозможности заключения сетевой организацией договора об осуществлении технологического присоединения при отказе регистрирующего органа в установление платы за технологическое присоединение для заявителей (кроме лиц, указанных в пунктах 12.1, 15, 34 правил технологического присоединения), в связи с отсутствием одного из существенных условий договора об осуществлении технологического присоединения- платы, признаются судом апелляционной инстанции необоснованными.
В силу положений пункта 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике договор технологического присоединения является публичным для сетевой организации, в связи с чем, на сетевую организацию возложена обязанность по осуществлению мероприятий, обеспечивающих создание технических условий технологического присоединения в отношении любого обратившегося к ней заявителя.
В данном случае технологическое присоединение должно осуществляться в общем порядке на основании платы, установленной ЗАО "РЭС" Приказом Департамента от 20.04.2011 г. N 44-ТП.
Невозможность ЗАО "РЭС" определить размер платы за технологическое присоединение в соответствии с названным Приказом, заявителем не мотивирована и документально не подтверждена.
Доводы подателя апелляционной жалобы не могут быть признаны апелляционным судом обоснованными.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно всесторонне и объективно исследованы все представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделан правильный вывод об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющимися в силу статей 268, 270 АПК РФ основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено, в связи с чем, решение суда первой инстанции, подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 01 марта 2012 года по делу N А45-19562/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.А. Усанина |
Судьи |
В.А. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-23040/2011
Истец: ЗАО "Региональные электрические сети"
Ответчик: Департамент по тарифам Новосибирской области