Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 ноября 2007 г. N 14984/07
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
в составе председательствующего судьи Козловой О.А. и судей Прониной М.В., Харчиковой Н.П.
рассмотрел в судебном заседании заявление Минфина России в лице Управления федерального казначейства по Орловской области (ул. Московская, 38, г. Орел, 302030) о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Орловской области от 23.01.2007 по делу N А48-3608/06-1, постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2007 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 03.09.2007 по тому же делу по иску МУП "Жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие" к Российской Федерации в лице Минфина России, субъекту Российской Федерации - Орловской области в лице Департамента финансовой политики Орловской области о взыскании (с учетом уточнения) 34 186 998 рублей расходов, связанных с предоставлением в 2003-2004 годы отдельным категориям граждан льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент социальной политики Орловской области в лице Управления социальной защиты населения.
Суд установил:
решением суда первой инстанции от 23.01.2007, подтвержденным судом апелляционной инстанции, исковые требования удовлетворены: с Российской Федерации в лице Минфина России за счет средств казны Российской Федерации взыскано 34 186 998 рублей расходов. В иске к остальным ответчикам отказано.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа постановлением от 03.09.2007 решение и постановление суда апелляционной инстанции в части взыскания 13 812 364 рублей расходов отменил, и дело в этой части направил на новое рассмотрение в Арбитражный суд Орловской области. В остальной части указанные судебные акты оставил без изменения.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора Минфин России ссылается на неправильное применение норм материального права.
Доводы заявителя были предметом рассмотрения судами, и им давалась правовая оценка. Нарушений норм материального права не установлено. Взыскание понесенных истцом расходов соответствует закону и сложившейся судебной практике (постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23).
Из представленных материалов следует, что истец в спорный период предоставил гражданам льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг на основании Федерального закона "О ветеранах".
Факт предоставления льгот и их размер подтверждены материалами дела.
В соответствии с положениями Федерального закона "О ветеранах" расходы от предоставления льгот по оплате коммунальных услуг возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Порядок возмещения расходов утверждается соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и имеют целевое назначение.
Выделенные из областного бюджета денежные средства в полном объеме не компенсировали материальные потери истца в связи с предоставлением льгот в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
Федеральным законом "О ветеранах" возмещение расходов в меньшем размере (в объеме финансирования) не предусмотрено.
В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Государство не отменяло и не приостанавливало действие Федерального закона "О ветеранах", поэтому расходы по предоставлению льгот отдельным категориям потребителей могут быть возложены на публично-правовое образование независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в Законе о бюджете.
Поскольку органы государственной власти не обеспечили реализацию льгот, предусмотренных федеральным законодательством, суды правомерно на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворили исковые требования за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России.
При таких обстоятельствах по настоящему делу отсутствуют основания, предусмотренные статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации определил:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А48-3608/06-1 Арбитражного суда Орловской области для пересмотра в порядке надзора решения суда первой инстанции от 23.01.2007, постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2007 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 03.09.2007 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
О.А. Козлова |
Судья |
М.В. Пронина |
Судья |
Н.П. Харчикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 ноября 2007 г. N 14984/07
Текст определения официально опубликован не был