г. Санкт-Петербург |
|
05 марта 2013 г. |
Дело N А56-47286/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 марта 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тимухиной И.А.
судей Баркановой Я.В., Жиляевой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: Сизоненко М.Г.
при участии:
от заявителя: Штабная Е.В., доверенность от 27.12.2012, Нахаев А.М., доверенность от 10.10.2012
от заинтересованного лица: Курганов С.В., доверенность от 09.01.2013
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-124/2013) ОАО "СТАРТ Девелопмент" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.11.2012 по делу N А56-47286/2012 (судья Раннева Ю.А.), принятое
по заявлению ОАО "СТАРТ Девелопмент"
к Правительству Санкт-Петербурга
о признании незаконным бездействия, обязании принять решение
установил:
ОАО "СТАРТ Девелопмент" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Правительства Санкт-Петербурга (Правительство), выразившегося в непринятии решения об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории, ограниченной Московским переулком, Софийским бульваром, Советским переулком, Набережной улицей, Госпитальной улицей в Пушкинском районе Санкт-Петербурга; обязании Правительства принять решение об утверждении данного проекта путем издания соответствующего постановления.
Решением от 02.11.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит решение, как принятое с нарушением норм материального права, отменить, принять новый судебный акт, заявленные требования удовлетворить. Податель жалобы полагает, что Обществом доказано бездействие Правительства; суду следовало применить норму пункта 14 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой документация по перепланировке территории утверждается в течение 14 дней со дня ее поступления. До настоящего времени решение не принято, таким образом, бездействие Правительства Санкт-Петербурга, выразившееся в непринятии в установленный Градостроительным Кодексом Российской Федерации срок решения, является незаконным и создает заявителю препятствия в реализации права на предоставление под строительство гостиницы земельного участка, в отношении которого уполномоченным органом утвержден Акт выбора земельного участка.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель заинтересованного лица против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Распоряжением Комитета по строительству от 30.05.2011 N 150 утвержден акт о выборе земельного участка для строительства по адресу: г. Пушкин, Московский переулок, участок 1 (западнее пересечения с Софийским бульваром) общей площадью 12 360 кв. м; функциональное назначение объекта недвижимости - гостиница (гостиничный комплекс); потенциальный инвестор (лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства) - ОАО "СТАРТ Девелопмент".
Распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре от 19.12.2011 N 3520 на основании обращения Общества принято решение осуществить в срок до 30.04.2012 подготовку проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной Московский пер., Софийским бул., Советским пер., Набережной ул., в Пушкинском районе Санкт-Петербурга, в соответствии со схемой границ согласно приложению 1 к данному распоряжению; определены требования к подлежащим подготовке проекту планировки и проекту межевания территории согласно приложению 2.
30.03.2012 проект планировки территории (далее - ППТ) представлен Обществом в Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга (далее - КГА).
Распоряжением КГА от 03.04.2012 N 525 " О направлении документации по планировке территории на утверждение" ППТ согласован и направлен в Правительство Санкт-Петербурга на утверждение в установленном порядке.
Согласно протоколу совещания у вице-губернатора Санкт-Петербурга по вопросу подготовки и принятия решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования от 10.05.2012 N 383 принято решение согласовать проект Постановления Правительства, представленный КГА; при выполнении работ по межеванию обеспечить право прохода (проезда) в отношении земельных участков; КГА предписано организовать совещание с участием представителей Юридического комитета администрации губернатора Санкт-Петербурга и Прокуратуры Санкт-Петербурга с целью выработки единой позиции по исчислению сроков, установленных Законом Санкт-Петербурга от 20.07.2006 N 400-61 "О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге".
Ссылаясь на то, что в установленный пунктом 14 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации срок проект не утвержден, Правительством допущено незаконное бездействие, созданы препятствия для осуществления заявителем предпринимательской деятельности по проектированию и строительству гостиницы на земельном участке, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции, с учетом положений пункта 13 статьи 45, статьи 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства от 16.12.2003 N 100 "Об утверждении регламента Санкт-Петербурга" (далее - Регламент), пункта 3.5 Регламента, исходил из того, что незаконного бездействия Правительством не допущено.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к выводу, что обжалуемое решение подлежит отмене ввиду следующего.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статей 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений (действий, бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением (действием, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 13 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения, органа местного самоуправления городского округа, устанавливаются статьей 46 настоящего Кодекса.
Пунктом 12 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа направить соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа подготовленную документацию по планировке территории, протокол публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории в срок не позднее чем через пятнадцать дней со дня проведения публичных слушаний.
Пунктом 13 статьи 46 вышеназванной нормы предусмотрена обязанность главы местной администрации поселения или главы местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принять решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.
Согласно абзацу 8 пункта 1 Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти по вопросам подготовки и согласования по планировке территории, утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.05.2006 N 596 (далее - Порядок) КГА Санкт-Петербурга является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга по вопросам подготовки и согласования документации по планировке территорий.
В соответствии с пунктом 2.12 и 2.13 Порядка после получения документации по планировке территории со всеми необходимыми согласованиями, КГА Санкт-Петербурга осуществляет подготовку проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга об утверждении документации по планировке территории. Согласование проекта постановления осуществляется на совещании у вице-губернатора Санкт-Петербурга, отвечающего за решение вопросов капитального строительства и реконструкции объектов недвижимости, дорожного строительства, архитектуры и градостроительства, земельной политики Санкт-Петербурга в целях капитального строительства, в порядке, установленном Регламентом Правительства Санкт-Петербурга. Пунктом 2.14 Порядка установлено, что соблюдение процедуры согласования проекта постановления на совещании у вице-губернатора Санкт-Петербурга является основанием для издания КГА Санкт-Петербурга распоряжения в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации о направлении проекта постановления на утверждение Правительству Санкт-Петербурга.
Учитывая изложенное и принимая во внимание положения статьи 79 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к полномочиям Правительства Санкт-Петербурга относится обязанность принять решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в КГА Санкт-Петербурга на доработку с учетом протокола и заключения о результатах публичных слушаний.
В нарушение пункта 13 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Регламента к моменту вынесения обжалуемого решения Правительство Санкт-Петербурга не рассмотрело вопрос об утверждении проекта перепланировки и проекта межевания территории.
При таких обстоятельствах в удовлетворении требований Общества судом первой инстанции отказано неправомерно.
При оценке доводов Правительства о том, что в соответствии с пунктом 6.2 протокола заседания Правительства от 11.12.2012 N 21 проект Постановления Правительства Санкт-Петербурга "Об утверждении проекта перепланировки с проектом межевания территории, ограниченной Московский пер., Софийским бул., Советским пер., Набережной ул., в Пушкинском районе Санкт-Петербурга" отклонен, апелляционный суд исходит из следующего.
Вышеприведенной нормой пункта 13 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность главы местной администрации городского округа принять решение об утверждении документации или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения; возможность немотивированного отклонения представленной на утверждение документации названной нормой не предусмотрена.
Протокол заседания Правительства от 11.12.2012 N 21 не содержит оснований отклонения документации, равно как и указания о направлении ее на доработку.
Несовершение Правительством предусмотренных законом действий по утверждению представленного проекта планировки или его отклонении с направлением на доработку свидетельствует о незаконном бездействии Правительства, выразившемся в непринятии решения.
Представленное Правительством заключение Прокуратуры Санкт-Петербурга от 10.12.2012 на проект постановления Санкт-Петербурга "Об утверждении проекта перепланировки с проектом межевания территории, ограниченной Московский пер., Софийским бул., Советским пер., Набережной ул., в Пушкинском районе Санкт-Петербурга", а также заключение Юридического комитета Правительства Санкт-Петербурга от 01.11.2012 не являются основаниями для отклонения документации и направления ее на доработку.
Имеющиеся в названных заключениях ссылки на признание решением Санкт-Петербургского городского суда от 20.12.2010 по делу N 3-311/10 недействующим Закона Санкт-Петербурга от 16.02.2009 N 29-10 "О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" в части установления градостроительных регламентов для земельных участков, расположенных в зонах охраны объектов культурного наследия, с учетом положений пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 29.06.2012 N 96-ФЗ, пункта 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации не свидетельствуют о наличии оснований для непринятия решения об утверждении документации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемого бездействия, а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемого бездействия, возлагается на орган, который совершил бездействие, что Правительством не доказано.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение подлежит отмене апелляционным судом, требования Общества подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.11.2012 по делу N А56-47286/2012 отменить.
Признать незаконным бездействие Правительства Санкт-Петербурга, выразившееся в непринятии решения об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории, ограниченной Московским пер., Софийским бульв., Советским пер., Набережной ул., Госпитальной ул., в Пушкинской районе Санкт-Петербурга.
Обязать Правительство Санкт-Петербурга принять решение об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории, ограниченной Московским пер., Софийским бульв., Советским пер., Набережной ул., Госпитальной ул., в Пушкинской районе Санкт-Петербурга.
Взыскать с Правительства Санкт-Петербурга (ОГРН: 1027809257178, место нахождения: 191060, Санкт-Петербург, Смольный) в пользу ОАО "СТАРТ Девелопмент" (ОГРН: 1077847413819, место нахождения: 197022, Санкт-Петербург, Аптекарская наб., д.20, лит.А) 2 000 руб. расходов по госпошлине по заявлению и 2 000 руб.расходов по госпошлине по апелляционной жалобе.
Председательствующий |
И.А. Тимухина |
Судьи |
Я.В. Барканова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-47286/2012
Истец: ОАО "СТАРТ Девелопмент"
Ответчик: Правительство Санкт-Петербурга
Хронология рассмотрения дела:
10.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2358/13
05.03.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-124/13
02.11.2012 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-47286/12