г. Самара |
|
10 июня 2013 г. |
Дело N А55-32355/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 июня 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судей Кузнецова В.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гараниной М.В.,
с участием:
от закрытого акционерного общества "Завод железобетонных строительных конструкций" - Кареньгина Т.В., по доверенности N 15-13 от 04.03.2013 года, Нечаева О.Н., по доверенности N 05-13 от 01.03.2013 года,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - не явился, извещен,
от Федерального агентства по управлению государственным имуществом - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 03 июня 2013 года, в зале N 7, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, на решение Арбитражного суда Самарской области от 20 марта 2013 года по делу N А55-32355/2012, судья Бойко С.А.,
по заявлению закрытого акционерного общества "Завод железобетонных строительных конструкций", (ОГРН 1026303117873),
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области,
Федеральному агентству по управлению государственным имуществом,
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Завод железобетонных строительных конструкций" г. Новокуйбышевск обратилось в арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом изменения предмета требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области и Федерального агентства по управлению государственным имуществом, выразившееся в не предоставлении по заявлению от 29.06.2012 года в собственность заявителя земельного участка по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, западная промышленная зона, площадью 144328 кв. м., с кадастровым номером 63:04:0000000:0008 в установленные законом сроки, а также об обязании принять решение о предоставлении в собственность вышеназванного земельного участка по цене, равной 2, 5% от его кадастровой стоимости и направлении проекта договора купли-продажи (том 2 л.д. 55-56).
Решением суда первой инстанции от 20 марта 2013 года заявление ЗАО "Завод ЖБСК" удовлетворено.
Арбитражный суд признал незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области и Федерального агентства по управлению государственным имуществом, выразившееся в не предоставлении закрытому акционерному обществу "Завод железобетонных строительных конструкций" по заявлению от 29.06.2012 г. в собственность земельного участка по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, западная промышленная зона, площадью 144328 кв. м., с кадастровым номером 63:04:0000000:0008 в установленные законом сроки, и обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом по вступлении настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ЗАО "Завод ЖБСК" путем принятия решения о предоставлении в собственность ЗАО "Завод ЖБСК" земельного участка по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, западная промышленная зона, площадью 144328 кв.м., с кадастровым номером 63:04:0000000:0008 по цене равной 2, 5% от его кадастровой стоимости и направления проекта договора купли-продажи.
В апелляционной жалобе Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований заявителю, ссылаясь на то, что решение суда первой инстанции незаконно, нарушает права и законные интересы Российской Федерации, так как в обжалуемом судебном акте имеется несоответствие выводов, изложенным в решении, обстоятельствам дела, а также судебный акт вынесен с неправильным применением и нарушением норм материального права.
Отмечает, что суд установил, что заявителями был сдан весь пакет документов, предусмотренный приказом Минэкономразвития РФ от 30 октября 2007 г. N 370.
Однако, указанный документ утратил силу в связи с изданием Приказа Минэкономразвития РФ от 30 октября 2007 г. N 370 "Об утверждении Перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения".
Согласно Приказу Росимущества от 31.01.2012 года N 16 "О внесении изменений в положения о территориальных управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом", Территориальное управление по поручению Росимущества осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадь которых превышает один гектар, а также права на заключение договоров аренды таких участков.
Во исполнение указанных норм, письмом N 7128 представленное заявление вместе с пакетом документов от 04.10.2012 года направлено в Росимущество для рассмотрения и направления соответствующего поручения, более того письмо N 7128 также для сведения было направлено в адрес заявителя.
Податель жалобы считает, что Территориальное управление выполнило все необходимые действия в отношении поданного заявления, в связи с чем, не допустило бездействие, поскольку Территориальному управлению не делегированы полномочия по предоставлению земельных участков свыше 1 га.
Представители заявителя считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в мотивированном отзыве (вх. от 27.05.2013 г.).
Отмечают, что Минэкономразвития России был издан Приказ от 07.11.2011 года N 622 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по предоставлению по продаже (приватизации) земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости". В пункте 2.1. данного Административного регламента указано, что Росимущество осуществляет продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, на которых расположены объекты недвижимого имущества.
Согласно данных КПЗУ, представленного в материалы дела, спорный земельный участок находится в собственности Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2.6. Административного регламента государственная услуга предоставляется в срок, не позднее 2-х месяцев со дня регистрации заявления в Росимуществе или в территориальном органе Росимущества.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц".
Представители заявителя просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом отзыв на жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило.
Ответчики в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителей заявителя, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
29.06.2012 года закрытое акционерное общество "Завод железобетонных строительных конструкций" обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области с заявлением о предоставлении ему в собственность земельного участка по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, западная промышленная зона, площадью 144328 кв.м., с кадастровым номером 63:04:0000000:0008, на котором расположены двадцать объектов недвижимости, находящиеся в собственности заявителя (том 2 л.д. 25-26).
Право собственности заявителя на данные объекты недвижимости зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права. Земельный участок, на котором находятся двадцать объектов, сформирован в установленном законом порядке с присвоением кадастрового номера, что подтверждено кадастровым паспортом земельного участка.
ЗАО "Завод железобетонных строительных конструкций" к заявлению были приложены все необходимые документы, предусмотренные Приказом Минэкономразвития России от 30 октября 2007 г. N 370 "Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения" (действующем на момент обращения заявителя с заявлениями о выкупе).
Письмом от 04 октября 2012 года N 7128 Территориальное Управление Росимущества в Самарской области направило пакет документов, представленный заявителями, в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Однако решение о продаже заявителю земельного участка в установленный законом срок принято не было.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области и Федерального агентства по управлению государственным имуществом, выразившееся в не предоставлении по заявлению от 29.06.2012 года в собственность заявителя земельного участка по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, западная промышленная зона, площадью 144328 кв. м., с кадастровым номером 63:04:0000000:0008 в установленные законом сроки, а также об обязании принять решение о предоставлении в собственность земельного участка по цене, равной 2, 5% от его кадастровой стоимости и направлении проекта договора купли-продажи.
20 марта 2013 года Арбитражный суд Самарской области принял обжалуемое решение.
Принимая судебный акт, арбитражный суд правомерно руководствовался и обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию этих земельных участков в порядке, установленном Кодексом.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции (статья 29 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Минэкономразвития РФ от 30 октября 2007 г. N 370.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 21.12.2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Собственники объектов недвижимости, являющихся частями здания, вправе приобрести в общую долевую собственность земельный участок после приватизации всех частей здания, расположенного на этом земельном участке.
При приватизации всех частей здания (нежилых помещений), расположенном на этом земельном участке, собственник, являющийся правообладателем всех частей здания (всех нежилых помещений), вправе приобрести в собственность земельный участок.
Исходя из пункта 4 указанной выше статьи Земельного кодекса Российской Федерации, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Доказательств изъятия испрашиваемого заявителем земельного участка из оборота, запрета на его приватизацию, резервирования для государственных или муниципальных нужд суду не представлено.
Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 11 от 24 марта 2005 года "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Арбитражным судом установлено и подтверждено материалами дела, что заявитель представил в Территориальное Управление Росимущества в Самарской области весь пакет документов, предусмотренный Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30 октября 2007 года N 370.
Однако, ответчиками, в нарушение указанных норм законодательства, несмотря на предоставление заявителем полного пакета документов, в установленный срок не принято решение по обращению заявителя о предоставлении в собственность спорного земельного участка.
Как следует из материалов дела принадлежащее заявителю недвижимое имущество, расположенное на испрашиваемом земельном участке приобретено им в порядке приватизации по Договору купли-продажи N 20 от 23 июня 1992 года, заключенному с Фондом имущества Самарской области (том 2 л.д. 12-23).
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" цена испрашиваемого заявителем земельного участка подлежит расчету исходя из двух с половиной процентов кадастровой стоимости этого земельного участка.
Сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка отражены в его кадастровом паспорте. Следовательно, препятствий для расчета выкупной стоимости спорного земельного участка не имеется.
Таким образом, оспариваемое бездействие ответчиков, выразившееся в не предоставлении закрытому акционерному обществу "Завод железобетонных строительных конструкций" по заявлению от 29.06.2012 года в собственность земельного участка по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, западная промышленная зона, площадью 144328 кв.м., с кадастровым номером 63:04:0000000:0008 в установленные законом сроки по цене, равной 2, 5% от его кадастровой стоимости противоречит положениям статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 2 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Аналогичные выводы содержатся в обжалуемом решении суда первой инстанции.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод относительно наличия оснований для удовлетворения требований закрытого акционерного общества "Завод железобетонных строительных конструкций".
С учетом изложенного доводы, приведенные в апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, являются ошибочными и во внимание не принимаются.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 20 марта 2013 года по делу N А55-32355/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Т. Холодная |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-32355/2012
Истец: ЗАО "Завод железобетонных строительных конструкций"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области