г. Санкт-Петербург |
|
11 июня 2013 г. |
Дело N А56-69779/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июня 2013 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Борисова Г.В.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: Абельдиновой О.В. по доверенности от 09.01.2013 N 01-37-7/13;
от заинтересованного лица: Ковалевич В.В. по доверенности от 28.12.2012 N 141/Дв;
рассмотрев в открытом судебном заседании
апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8607/2013)
Северо-Западного управления Ростехнадзора
на решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 11.03.2013
по делу N А56-69779/2012 (судья Синицына Е.В.),
принятое в порядке упрощенного производства
УСТАНОВИЛ:
Администрация Петроградского района Санкт-Петербурга (197101,Санкт-Петербург,ул.Большая Монетная, д.17-19, далее - Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (191028,Санкт-Петербург,ул.Моховая,д.3, далее- СЗУ Ростехнадзора) от 08.10.2012 N 08-4066-1481\ПС о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда первой инстанции заявленные требования Администрации удовлетворены в связи с наличием процессуальных нарушений, допущенных контролирующим органом при проведении плановой проверки.
Не согласившись с решением суда, СЗУ Ростехнадзора направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель СЗУ Ростехнадзора поддержал доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что суд сделал необоснованный вывод о ненадлежащем извещении Администрации о дате проведения внеплановой проверки, поскольку сам факт получения адресатом распоряжения о проведении плановой проверки, направленной посредством факсимильной связи, Администрация не отрицает, а указывает на отсутствие на распоряжении соответствующей записи законного представителя об ознакомлении с его содержанием.
В судебное заседание представитель Администрации с доводами апелляционной жалобе не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетвоерния.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит ее обоснованной и подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения и.о заместителя руководителя Северо-Западного управления Ростехнадзора от 29.08.2012 N 08-4066/Рк государственным инспектором отдела по энергетическому надзору СЗУ Ростехнадзора была проведена плановая выездная проверка по контролю соблюдения Администрацией Петроградского района Санкт-Петербурга обязательных требований в сфере безопасности энергоустановок, определения соответствия его деятельности установленным техническим требованиям и выполнения требований законодательства Российской Федерации, нормативных актов, норм и правил в установленной сфере деятельности при эксплуатации электрических/тепловых установок и сетей.
По результатам проверки 25.09.2012 контролирующим органом составлены акт N 08-4066-3293/А и протокол об административном правонарушении N 08-4066-1589/ПТ, из которых следует, что Администрацией допущено нарушение Правил технической эксплуатации тепловых электроустановок ( ПТЭТЭ), утвержденных приказом Минэнерго России N 115 от 24.03.2003.
На основании материалов административного дела и протокола об административном правонарушении N 08-4066-1589/ПТ от 25.09.2012 должностным лицом СЗУ Ростехнадзора вынесено постановление об административном правонарушении от 08.10.2012 N 08-4066-1481/ПС о привлечении Администрации Петроградского района Санкт-Петербурга к административной ответственности на основании статьи 9.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в сумме 15 000 рублей.
Указанным постановлением Администрация привлечена к административной ответственности за следующие нарушения,
- не назначены распорядительным документом ответственное лицо за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок организации и его заместитель (нарушением п.п. 2.1.2, 2.2.2 ПТЭТЭ);
- не проведена проверка знаний Правил у лица, ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок организации и его заместителя ( нарушение п.п. 2.3.15, 2.3.20 ПТЭТЭ );
- отсутствует подготовленный персонал, осуществляющий эксплуатацию, в части аварийного обслуживания, наладки, ремонта и технического обслуживания тепловых энергоустановок организации (собственный или по договору со специализированной организацией)( нарушение п.п. 2.1.1, 2.3.1 ПТЭТЭ);
- включение в работу тепловых энергоустановок ИТП N 1 и ИТП N 2 по адресу: Санкт-Петербург, ул.Большая Монетная, д.17-19 произведено без разрешения на допуск в эксплуатацию (нарушение п.п. 2.4.1, 2.4.8, 2.4.11 ПТЭТЭ).
Администрация не согласилась с указанным постановлением и, не оспаривая совершения правонарушений по существу, обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным в связи с нарушением прав Администрации в ходе привлечения ее к административной ответственности.
Суд первой инстанции, оценив и исследовав материалы дела, признал незаконным оспариваемое постановление, указав на наличие процессуальных нарушений, допущенных контролирующим органом при привлечении заявителя к административной ответственности.
Апелляционный суд считает вывод суда первой инстанции о ненадлежащем извещении Администрации о времени проведения плановой проверки ошибочным и не соответствующим обстоятельствам дела.
В соответствии с положениями статьи 9.11 Кодекса нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее- Закон N116-ФЗ) установлено, что опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
Судом первой инстанции установлено, что Администрация Петроградского района Санкт-Петербурга осуществляет эксплуатацию тепловых установок по адресу: 197101,Санкт-Петербург,ул.Большая Монетная,д.17-19.
В соответствии с пунктом 2 Приложения 1 Закону N 116-ФЗ эксплуатируемые Администрацией тепловые электроустановки относятся к опасным производственным объектам.
Согласно части 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
С целью обеспечения надежной, безопасной и рациональной эксплуатации теплоустановок и содержания их в исправном состоянии приказом Министерства энергетики Российской Федерации N 115 от 24.03.2003, утверждены Правила технической эксплуатации тепловых электроустановок (ПТЭТЭ).
ПТЭТЭ установлены требования по технической эксплуатации следующих тепловых энергоустановок:
- производственных, производственно-отопительных и отопительных котельных с абсолютным давлением пара не более 4,0 МПа и с температурой воды не более 200 град. С на всех видах органического топлива, а также с использованием нетрадиционных возобновляемых энергетических ресурсов;
- паровых и водяных тепловых сетей всех назначений, включая насосные станции, системы сбора и возврата конденсата, и других сетевых сооружений;
- систем теплопотребления всех назначений (технологических, отопительных, вентиляционных, горячего водоснабжения, кондиционирования воздуха), теплопотребляющих агрегатов, тепловых сетей потребителей, тепловых пунктов, других сооружений аналогичного назначения.
В соответствии с Правилами технической эксплуатации тепловых электроустановок:
-эксплуатация тепловых энергоустановок организации осуществляется подготовленным теплоэнергетическим персоналом.
В зависимости от объема и сложности работ по эксплуатации тепловых энергоустановок в организации создается энергослужба, укомплектованная соответствующим по квалификации теплоэнергетическим персоналом. Допускается проводить эксплуатацию тепловых энергоустановок специализированной организацией(пункт 2.1.1);
- ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок и его заместитель назначаются распорядительным документом руководителя организации из числа управленческого персонала и специалистов организации (пункт 2.1.2);
- для непосредственного выполнения функций по эксплуатации тепловых энергоустановок руководитель организации назначает ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок организации и его заместителя из числа управленческого персонала или специалистов, со специальным теплоэнергетическим образованием, после проверки знаний настоящих Правил, правил техники безопасности и инструкций (пункт 2.2.2.);
- эксплуатация тепловых энергоустановок осуществляется подготовленным персоналом. Специалисты должны иметь соответствующее их должности образование, а рабочие - подготовку в объеме требований квалификационных характеристик.
С целью предупреждения аварийности и травматизма в организации следует систематически проводить работу с персоналом, направленную на повышение его производственной квалификации(пункт 2.3.1.);
-очередная проверка знаний проводится не реже 1 раза в три года, при этом для персонала, принимающего непосредственное участие в эксплуатации тепловых энергоустановок, их наладке, регулировании, испытаниях, а также лиц, являющихся ответственными за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок - не реже 1 раза в год(пункт 2.3.15);
- проверка знаний настоящих Правил у ответственных за исправное состояний безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок, их заместителей, а также специалистов по охране труда, в обязанности которых входит контроль за эксплуатацией тепловых энергоустановок, проводится в комиссии органов государственного энергетического надзора(пункт 2.3.20);
-новые или реконструированные тепловые энергоустановки принимаются в эксплуатацию в порядке, установленном настоящими Правилами(пункт 2.4.1.);
- тепловые энергоустановки принимаются потребителем (заказчиком) от подрядной организации по акту. Для проведения пусконаладочных работ и опробования оборудования тепловые энергоустановки представляются органу государственного энергетического надзора для осмотра и выдачи временного разрешения (пункт 2.4.8.);
- Включение в работу тепловых энергоустановок производится после их допуска в эксплуатацию. Для наладки, опробования и приемки в работу тепловой энергоустановки срок временного допуска устанавливается по заявке, но не более 6 месяцев(пункт 2.4.11).
Администрация не отрицает факт наличия выявленных проверкой нарушений Правил технической эксплуатации теплоустановок, однако полагает, что ответственность должна быть возложена на ООО "Жилкомсервис N 1 Петроградского района", эксплуатирующей тепловые электроустановки. Однако как видно из Государственного контракта N 5/12 от 27.02.2012, его предметом является комплексное обслуживание придомовой территории Администрации Петроградского района. Дополнительное соглашение N 1 к контракту, предусматривающее эксплуатационную ответственность по обслуживанию инженерных сетей (в том числе обеспечения условий подачи тепла в здание, подготовки центрального отопления и теплопунктов к новому отопительному сезону) заключено 21.09.2012, то есть после проведения плановой проверки.
Апелляционный суд считает, что непринятие мер, направленных на соблюдение Правил технической эксплуатации теплоустановок, свидетельствует о наличии вины в действиях Администрации, обстоятельств свидетельствующих о невозможности принятия мер по соблюдению указанных Правил Администрация не указала.
Таким образом, контролирующим органом доказан факт правонарушения и вина заявителя в его совершении.
Апелляционный суд, с учетом указанных норм и события административного правонарушения, описанного в протоколе от 25.09.2012 N 08-4066-1589/ПТ, составленного контролирующим органом в соответствии со статьей 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, пришел к выводу о наличии в действиях Администрации состава правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Ссылки Администрации о ненадлежащем вручении распоряжения о проведении плановой проверки противоречат материалам дела.
Согласно части 3 статьи 1 Закона N 294-ФЗ положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора).
В соответствии с п. 12 ст. 9 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" N 294-ФЗ от 26.12.2008 (далее - Закон N 294-ФЗ) о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
В целях выполнения данных требований СЗУ Ростехнадзора 03.09.2012 в 17 часов 06 минут факсимильной связью по номеру (9)232-60-39 направлена копия распоряжения о проведении проверки, что подтверждается отчетом об отправке, имеющейся в материалах дела об административном правонарушении (л.д.65-68). Указанный телефонный номер содержится в реквизитах Администрации.
Апелляционный суд отмечает, что вручение Администрации в день начала проверки-17.09.2012 копии распоряжения от 29.08.2012 N 08-4066/Рк о проведении проверки (вх. N 01-37-7712/12), обусловлен отказом должностных лиц Администрации от получения на руки указанного распоряжения, о чем на распоряжении имеются соответствующая запись должностного лица административного органа, проводившего проверку ( л.д.67).
Указанные обстоятельства извещения Администрации не свидетельствуют о нарушении ответчиком п. 12 ст.9 Закона N 294-ФЗ и о наличии предусмотренных ч. 2 ст. 211 АПК РФ оснований для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления, поскольку заявитель надлежащим образом был извещен о времени и дате проведения плановой проверки, посредством своевременного получения копии распоряжения.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене, апелляционная жалоба СЗУ Ростехнадзора удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь п. 2 ст.269, ст.270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11 марта 2013 года по делу N А56-69779/2012, принятое в порядке упрощенного производства, отменить.
Администрации Петроградского района Санкт-Петербурга в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным постановления Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.10.2012 N 08-4066-1481\ПС, отказать.
Судья |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-69779/2012
Истец: Администрация Петроградского района Санкт-Петербурга
Ответчик: Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Северо-Западное управление Ростехнадзора)
Хронология рассмотрения дела:
31.07.2013 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-6100/13
11.06.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-8607/13
11.03.2013 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-69779/12