10 июня 2013 г. |
А11-3267/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена "03" июня 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме "10"июня 2013 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Насоновой Н.А.,
судей Родиной Т.С., Тарасовой Т.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Акимовой Ю.С.,
при участии в судебном заседании:
от истца (заявителя) - общества с ограниченной ответственностью "Гороховецкая сетевая компания" - Рузина С.В. по доверенности от 01.01.2013 сроком действия до 31.12.2013;
от ответчика - публично-правового образования "Владимирская область" в лице департамента финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области - Туткубаевой Н.А. по доверенности от 12.09.2012 сроком на 1 год;
от третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования:
департамента цен и тарифов администрации Владимирской области - Меньшова М.А. по доверенности от 14.01.2013 сроком действия до 31.12.2013;
муниципального образования "Гороховецкий район" Владимирской области в лице администрации Гороховецкого района - Меньшова М.А. по доверенности от 12.02.2013 сроком действия 1 год;
департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации Владимирской области - представитель не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени слушания дела;
муниципального образования "Город Гороховец" - представитель не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени слушания дела;
администрации Владимирской области - представитель не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени слушания дела,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гороховецкая сетевая компания" на решение Арбитражного суда Владимирской области от 29.03.2013 по делу N А11-3267/2011, принятое судьей Холминой И.Ю.
по иску общества с ограниченной ответственностью "Гороховецкая сетевая компания" (ОГРН 1093338001217) к публично-правовому образованию "Владимирская область" в лице департамента финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области (ОГРН 1033302006726), при участии третьих лиц - департамента цен и тарифов администрации Владимирской области, муниципального образования "Город Гороховец" Гороховецкого района Владимирской области в лице администрации города Гороховца, муниципального образования "Гороховецкий район" Владимирской области в лице администрации Гороховецкого район, департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации Владимирской области, администрация Владимирской области, о взыскании 14 788 120 руб.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Гороховецкая сетевая компания" (далее - ООО "ГСК") обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском к публично-правовому образованию "Владимирская область" в лице департамента финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области (далее - департамент финансов) о взыскании взыскании за счет казны Владимирской области убытков в виде выпадающих доходов в размере 11 972 488 руб. 79 коп., возникших в связи с установлением экономически необоснованного тарифа на услуги по передаче тепловой энергии (исковые требования изложены с учетом уменьшения суммы иска порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исковые требования основаны на статьях 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, пункт 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" и мотивированы тем, что постановлением департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 16.02.2011 N 12/1 "О внесении изменений в некоторые постановления департамента цен и тарифов администрации Владимирской области" ему были уменьшены за счет снижения валовой выручки экономически обоснованные тарифы, ранее установленные постановлением от 28.12.2010 N 50/3 "О тарифах на услуги по передаче тепловой энергии". Истец полагает, что в связи с уменьшением тарифа необходимо было внести изменения в Закон Владимирской области от 24.12.2010 N 126-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" в части, касающейся компенсации за счет средств бюджета публично-правового образования выпадающих доходов сетевой компании.
Ответчик - департамент финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области иск не признал.
Третье лицо - департамент цен и тарифов администрации Владимирской области с иском не согласен.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 29.03.2013 по делу N А11-3267/2011 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым решением, ООО "ГСК" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить принятый судебный акт на основании пунктов 1, 3, 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права.
Заявитель указывает, что пунктом 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 предусмотрено, что установленные тарифы могут быть изменены по согласованию с Федеральной службой по тарифам в сторону уменьшения до окончания срока их действия, в том числе в течение финансового года, при соответствующем внесении изменений в закон субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год, касающихся компенсации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации выпадающих доходов энергоснабжающих организаций.
Решением арбитражного суда по делу о признании недействительным постановления департамента цен и тарифов об уменьшении тарифа установлено, что вопрос о компенсации выпадающих расходов должен решаться до или во время снижения тарифа, или же после принятия решения об уменьшении тарифа. Однако, как указывает заявитель, вопрос о компенсации выпадающих расходов до настоящего времени не решен.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы жалобы, считает решение суда незаконным и подлежащим отмене.
Представитель ответчика в судебном заседании и в отзыве от 22.05.2013 с доводами жалобы не согласился, считает решение суда законным и обоснованным.
Представитель департамента цен и тарифов администрации Владимирской области и муниципального образования "Гороховецкий район" Владимирской области в лице администрации Гороховецкого района в судебном заседании возразил против доводов жалобы, считает решение суда не подлежащим отмене.
Представители департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации Владимирской области, муниципального образования "Город Гороховец" и администрации Владимирской области в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации Владимирской области, муниципального образования "Город Гороховец" и администрации Владимирской области.
Исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, на основании Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее по тексту - Правила N 109) департамент цен и тарифов администрации Владимирской области постановлением от 28.12.2010 N 50/3 установил с 01.01.2011 тариф на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые ООО "Гороховецкая сетевая компания", в размере 605,99 руб./Гкал (без учета НДС).
В связи с обращением ООО "Гороховецкая сетевая компания" и администрации муниципального образования о пересмотре тарифов на услуги по передаче тепловой энергии на 2011 год в сторону уменьшения, с учетом протокола заседания Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 42, ввиду превышения роста платежей граждан за коммунальные услуги в 2011 году по отношению к уровню платежей 2010 года более чем на пятнадцать процентов, на заседании правления департамента цен и тарифов 31.01.2011 была пересмотрена необходимая валовая выручка сетевой компании, снижена на 14 788 120 рублей по статьям затрат: амортизация производственного оборудования, текущий ремонт, арендная плата, налог на имущество.
Постановлением от 16.02.2011 N 12/1 "О внесении изменений в некоторые постановления департамента цен и тарифов администрации Владимирской области", согласованным с Федеральной службой по тарифам Российской Федерации (приказ от 15.02.2011 N 24-э/4), департамент цен и тарифов администрации Владимирской области уменьшил сетевой компании тариф на услуги по передаче тепловой энергии, установив его в размере 294,88 руб./Гкал (без учета НДС).
В связи с установлением экономически необоснованного тарифа сетевая компания в процессе осуществления регулируемого вида деятельности (оказание услуг по передаче тепловой энергии) понесла фактические затраты, которые должны быть компенсированы как выпадающие доходы за счет средств казны Владимирской области.
Истец просит взыскать с ответчика убытки в размере 11 972 488 руб. 79 коп., в том числе убытки, возникшие по следующим статьям затрат: амортизация производственного оборудования - 11 652 869 руб., арендная плата - 245 504 руб. 79 коп., текущий ремонт - 73 680 руб., налог на имущество - 435 руб., которые не возмещены публично-правовым образованием. На основании изложенного обратился в суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" оказание услуг по передаче тепловой энергии относится к регулируемому виду деятельности, то есть виду деятельности, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию.
Статьей 7 Федерального закона "О теплоснабжении" предусмотрено государственное регулирование тарифов на услуги по передаче тепловой энергии осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Указанным органом на территории Владимирской области согласно положению, утвержденному постановлением Губернатора области от 27.12.29005 N 766, является департамент цен и тарифов администрации Владимирской области.
Согласно статье 10 Федерального закона "О теплоснабжении" регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 и иными нормативными правовыми актами.
В пункте 6 Правил N 109 предусмотрено, что тарифы и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года. Установленные тарифы могут быть изменены по согласованию с Федеральной службой по тарифам в сторону уменьшения до окончания срока их действия, в том числе в течение финансового года, при соответствующем внесении изменений в закон субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год, касающихся компенсации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации выпадающих доходов энергоснабжающих организаций (гарантирующих поставщиков, энергосбытовых организаций).
В соответствии с пунктом 5 протокола заседания Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 42 Правительство Российской Федерации рекомендовало высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации до 01.12.2010 принять в пределах своей компетенции необходимые решения, исключающие рост платежей граждан за коммунальные услуги в 2011 году более чем на пятнадцать процентов, с учетом установленных в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год предельных параметров.
Во исполнение данной рекомендации на территории Владимирской области принято постановление от 30.11.2010 N 1275 о мерах по исключению фактов превышения пятнадцатипроцентного роста платежей граждан за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Владимирской области в 2011 году. Названным постановлением рекомендовано органам местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений организовать работу по разработке и утверждению схем теплоснабжения муниципальных образований области, позволяющих не допускать роста платежей граждан за отопление и горячее водоснабжение в 2011 году более чем на пятнадцать процентов.
Администрация муниципального образования обратилась в департамент цен и тарифов с заявлением об изменении тарифа и снижении валовой выручки ООО "Гороховецкая сетевая компания", утвержденной на 2011 год постановлением департамента от 28.12.2010 N 50/3 на сумму 14,8 млн. руб. Орган исполнительной власти муниципального образования обосновывал свое обращение тем, что тариф на услуги по передаче тепловой энергии, установленный постановлением департамента от 28.12.2010 N 50/3, превышает тариф 2010 года более чем на пятнадцать процентов; предлагал предусмотреть компенсацию затрат сетевой компании за счет возмещения из муниципального бюджета расходов на текущий ремонт и амортизационные отчисления, за счет тарифа на услуги по передаче тепловой энергии 2012 года - расходы по арендной плате и налогу на имущество.
Письмом от 31.01.2011 N 4 истец также обратился в департамент цен и тарифов с заявлением об уменьшении тарифа на услуги по передаче тепловой энергии на 2011 год и снижении валовой выручки сетевой компании, утвержденной постановлением департамента от 28.12.2010 N 50/3, на сумму 14,8 млн. рублей в соответствии с пунктом 6 Правил N 109.
В 2011 году было предусмотрено и осуществлено финансирование из областного бюджета ремонта тепловых сетей, переданных в аренду сетевой компании, согласно постановлению Губернатора области от 01.07.2011 N 671 "О внесении изменений в постановление Губернатора области от 11.03.2011 N 204 "Об утверждении Перечней объектов капитального строительства на 2011 год".
Вышеназванные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Владимирской области от 12.12.2011 по делу N А11-6595/2011 о признании не действующим пункта 4 постановления департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 16.02.2011 N 12/1 "О внесении изменений в некоторые постановления департамента цен и тарифов администрации Владимирской области", которым в удовлетворении заявления сетевой компании отказано.
В соответствии со статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Возмещение внедоговорного вреда, убытков - мера гражданско-правовой ответственности, применение которой возможно лишь при наличии определенных условий: совершение незаконных действий (бездействия) соответствующими органами или их должностными лицами, наличие и размер убытков, причиненных в результате противоправных, незаконных действий ответчика, а также принятие истцом необходимых, возможных и доступных мер по предотвращению неблагоприятных последствий или уменьшению размера убытков.
Пункт 6 Правил N 109 обоснованно не принят судом первой инстанции, поскольку указанная норма не носит императивного характера, предусматривая порядок согласования уменьшения тарифа в течение финансового года и перечень организаций, которым могут быть предоставлены компенсации за счет средств бюджета (энергоснабжающие организации).
В обращениях администрации муниципального образования и сетевой компании об изменении тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, представленных в департамент цен и тарифов, снижение необходимой валовой выручки и уменьшение тарифа не ставится в зависимость от возмещения из областного бюджета, что подтверждается соответствующими письмами и протоколом заседания правления департамента цен и тарифов от 31.01.2011.
В заявлении администрации Владимирской области от 02.02.2011 N 01/02-10-87 о согласовании снижения тарифов на тепловую энергию, направленном в Федеральную службу по тарифам, указано, что в связи с уменьшением тарифов не потребуется внесения изменений в областной закон о бюджете на 2011 год, касающихся компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации императивно устанавливает, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на обоснование своих требований и возражений.
Утверждая о возникновения убытков в результате уменьшения тарифа и снижения валовой выручки, истец не подтвердил надлежащим образом экономическую необоснованность установленного тарифа, наличие и размер убытков, а также принятие со своей стороны необходимых, возможных и доступных мер для предотвращения или уменьшения расходов.
В связи с этим у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований ООО "ГСК".
Разрешая доводы апелляционной жалобы, суд второй инстанции полагает, что возложение на публично-правовое образование ответственности за понесенные истцом убытки невозможно без исследования вопроса о соответствии закону или иному правовому акту акта государственного органа конкретного публично-правового образования, утвердившего тарифы. Законность и обоснованность установления тарифов ниже экономически обоснованных были предметом проверки судебными инстанциями по делу N А11-6595/2011 и в удовлетворении заявления сетевой компании отказано. Таким образом, оснований для отмены решения Арбитражного суда Владимирской области от 29.03.2013 по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 29.03.2013 по делу N А11-3267/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гороховецкая сетевая компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Н.А. Насонова |
Судьи |
Т.И. Тарасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-3267/2011
Истец: ООО "Гороховецкая сетевая компания"
Ответчик: Департамент финансовой, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области, Публично-правовое образование "Владимирская область" в лице департамента финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области
Третье лицо: Администрация Владимирской области, Администрация МО г. Гороховец Владимирской области, Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации Владимирской области, Департамент цен и тарифов администрации Владимирской области, Департамент цен и тарифов админитсрации Владимирской области, Муниципальное образование "город Гороховец" в лице администрации города Гороховца, Муниципальное образование Гороховецкий район Владимирской области в лице администрации Гороховецкого района, Муниципальное образование Гороховецкого района в лице администрации Гороховецкого района Владимирской области