Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 июня 2013 г. N 13АП-8543/13
Требование: о признании незаконными действий
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Санкт-Петербург |
|
10 июня 2013 г. |
Дело N А56-55826/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июня 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Полубехиной Н.С., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Рябовым П.А.
при участии:
от заявителя: Кудымов О.П., доверенность от 02.04.2013, Черняков И.М., доверенность от 29.11.2012,
от заинтересованных лиц: 1,2 - Андриянова А.А., доверенность от 27.12.2012, доверенность от 26.11.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8543/2013) Администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.01.2013 по делу N А56-55826/2012 (судья Савина Е.В.), принятое
по заявлению ОАО "Совет по туризму и экскурсиям Санкт-Петербурга"
к 1) Администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области, 2) Комитет по управлению муниципальным имуществом и градостроительству Администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области
о признании незаконными действий,
установил:
Открытое акционерное общество "Совет по туризму и экскурсиям Санкт-Петербурга" (адрес: 191186, Россия, Санкт-Петербург, ул. Итальянская, д.3, ОГРН: 1027809170366; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением:
- о признании незаконными действий Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "Выборгский район Ленинградской области" (адрес: 188800, Россия, Выборг, Ленинградская обл., ул.Советская, д.12; 188800, Россия, Выборг, Ленинградская обл., ул. Ушакова, д.1, ОГРН: 1034700894689; далее - Комитет) по отказу в выдаче ОАО "Совет по туризму и экскурсиям Санкт-Петербурга" схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для эксплуатации зданий базы отдыха и туризма "Нахимовская" по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, Цвелодубовская волость, пос. Цвелодубово, база отдыха и туризма "Нахимовская", выраженному в письме от 03.07.2012, а также об обязании Комитета утвердить и выдать ОАО "Совет по туризму и экскурсиям Санкт-Петербурга" схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для эксплуатации зданий базы отдыха и туризма "Нахимовская" по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, Цвелодубовская волость, пос. Цвелодубово, база отдыха и туризма "Нахимовская";
- о признании незаконными действий администрации муниципального образования "Выборгский район Ленинградской области" (ОГРН 10547001911391, адрес: 188800, Ленинградская область, выборгский район, город Выборг, улица Советская, дом 12; далее - Администрация) по отказу в рассмотрении заявления ОАО "Совет по туризму и экскурсиям Санкт-Петербурга" от 07.06.2012 о приобретении права на земельный участок, а также об обязании Администрации рассмотреть заявление ОАО "Совет по туризму и экскурсиям Санкт-Петербурга" от 07.06.2012 о приобретении права на земельный участок.
Решением суда от 31.01.2013 заявление удовлетворено.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Администрации Обществом не представлены документы, обосновывающие предоставление в собственность испрашиваемого земельного участка. Также податель жалобы считает, что площадь испрашиваемого земельного участка является чрезмерной.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просила решение суда отменить, указала на наличие на земельном участке объектов, не принадлежащих Обществу.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежат 14 объектов недвижимости, расположенных по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, Цвелодубовская волость, пос. Цвелодубово, база отдыха и туризма "Нахимовская", что подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права.
База отдыха и туризма "Нахимовская" фактически занимает площадь 11,58 га. Из них земельный участок площадью 47 700 кв.м с кадастровым номером приобретен заявителем в собственность при переоформлении права бессрочного пользования. Земельный участок площадью 68 100 кв.м, на котором расположены объекты недвижимости, не прошел кадастровый учет.
В целях оформления прав на земельный участок, занятый объектами недвижимости, Общество обращалось в Комитет 30.11.20111 и 05.06.2012 с заявлениями об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане.
Письмом от 03.07.2012 N А-1111 Комитет сообщил Обществу о том, что проектная документация отклонена от согласования, поскольку отсутствуют документы, обосновывающие предоставление спорного земельного участка дополнительно к земельному участку площадью 47 700 кв.м. с кадастровым номером 47:01:1536001:733, принадлежащему ОАО "Совет по туризму и экскурсиям Санкт-Петербурга".
07.06.2012 Общество обратилось в Администрацию с заявлением о приобретении в собственность земельного участка, на котором расположены принадлежащие обществу объекты недвижимости.
Письмом от 05.07.2012 Обществу отказано в рассмотрении заявления о приобретении в собственности земельного участка, поскольку испрашиваемый земельный участок не сформирован.
Полагая, что данные отказы являются незаконными и нарушают права и законные интересы заявителя, ОАО "Совет по туризму и экскурсиям Санкт-Петербурга" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, правильно применив нормы материального права, удовлетворил заявление общества.
Апелляционный суд, оценив все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В силу статей 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части пятой статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
В силу положений пункта 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно статье 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Исключительное право, которому корреспондирует соответствующая обязанность исполнительного органа власти, на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельного участка предоставлено статьей 36 ЗК РФ собственникам расположенных на данном участке зданий, сооружений, иных объектов недвижимости. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены названным Кодексом, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта (карты). Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 5 статьи 36 ЗК РФ).
Из абзаца 2 пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ следует, что границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Согласно пункту 2 статьи 35 Земельного кодекса РФ предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержден приказом Минэкономразвития России от 13 сентября 2011 г. N 475.
При этом в силу пункта 5 статьи 36 ЗК РФ исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Пунктом 7 статьи 36 ЗК РФ установлено, что в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с пунктом 7 статьи 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Из изложенного следует, что выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является одним из этапов предоставления земельного участка.
При этом пункт 7 статьи 36 ЗК РФ не обязывает заявителя представлять документы, обосновывающие необходимость предоставления испрашиваемого земельного участка. Уполномоченному органу надлежало проверить соответствие представленной заявителем схемы фактическому землепользованию, требованиями земельного и градостроительного законодательства, а также местоположение границ земельного участка.
Фактическая используемая площадь земельного участка составляет 68 100 кв.м, что подтверждается предписаниями Государственного земельного надзора Управления Росреестра по Ленинградской области. Согласно проектной документации, дополнительный отвод под расширение уже существующего пионерско-комсомольского лагеря "Нахимовское" составлял 90 000 кв.м. Общество просило Комитет согласовать план-схему расположения земельного участка площадью 45 855 кв.м, которая является необходимой для нормального круглогодичного функционирования базы отдыха и туризма "Нахимовская".
Заинтересованным лицом не представлено доказательств несоответствия предложенной Обществом на утверждение схемы расположения земельного участка требованиям пункта 7 статьи 36 ЗК РФ. Довод Администрации относительно чрезмерности площади спорного земельного участка, поскольку, согласно произведенному Администрацией расчёту исходя из площади спальных корпусов базы, необходимой площадью земельного участка для функционирования базу круглогодичного использования составляет 12 600 кв.м, был предметом рассмотрения суда первой инстанции и получил надлежащую правовую оценку.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что акты, на основании которых Администрацией был произведен расчёт необходимой площади земельного участка, не применяются к спорным правоотношениям, так как в силу прямого указания, содержащегося в вводной части СНиП 2.07.01-89, настоящие нормы и правила распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских поселений и включают основные требования к их планировке и застройке, что исключает возможность их применения в процессе формирования испрашиваемого земельного участка.
Довод подателя жалобы о непредставлении Обществом документов, необходимых для принятия решения о предоставлении в собственность земельного участка, является несостоятельным, поскольку необходимые документы не могли быть представлены вследствие незаконного отказа Комитета в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела и с учётом приведенных выше норм права сделан правомерный вывод о том, что Комитету после получения заявлений Общества надлежало совершить действия по утверждению и выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
После этого в порядке, предусмотренном пунктом 8 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, Администрация обязана принять соответствующее решение по заявлению Общества.
Изложенный в судебном заседании апелляционной инстанции довод представителя Администрации о невозможности предоставления в собственность Обществу испрашиваемого земельного участка, так как на участке находятся объекты, не принадлежащие Обществу, не может быть принят во внимание, поскольку не имеет документального подтверждения. Кроме того, оспариваемым отказом Администрация, не принимая никакого решения, не ссылаясь на наличие обстоятельств препятствующих в предоставлении земельного участка в собственность, отказала в рассмотрении заявления Общества, в связи с чем, суд первой инстанции обоснованно обязал Администрацию рассмотреть заявление Общества.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены или изменения принятого решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.01.2013 по делу А56-55826/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Жиляева |
Судьи |
Н.С. Полубехина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-55826/2012
Истец: ОАО "Совет по туризму и экскурсиям Санкт-Петербурга"
Ответчик: Администрация МО "Выборгский район" Ленинградской области, Алдминистрация муниципального лбразования "Выборгский район", Комитет по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области