г. Вологда |
|
11 июня 2013 г. |
Дело N А05-73/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2013 года.
В полном объёме постановление изготовлено 11 июня 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Мурахиной Н.В. и Смирнова В.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Якуненковой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 21 марта 2013 года по делу N А05-73/2013 (судья Максимова С.А.),
установил:
государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ненецкому автономному округу (ОГРН 1028301648572; далее - отделение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Связьинформсервис" (ОГРН 1028301646317; далее - общество) о взыскании 730 руб. 10 коп. штрафа за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования, за 1 квартал 2011 года.
Решением суда от 21 марта 2013 года в удовлетворении заявленных требований отделению отказано.
Отделение с решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, общество 16.06.2011 представило в отделение сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 1 квартал 2011 года. Отчет отделением принят не был.
Отделением проведена проверка своевременности представления указанных сведений, необходимых для осуществления персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования, а также полноты и достоверности указанных сведений, по результатам которой 14.08.2011 составлен акт N 19 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании, а именно: несвоевременное представление сведений за 1 квартал 2011 года, при сроке представления - 15.05.2011 сведения представлены 16.06.2011.
Доказательства вручения акта от 14.08.2011 N 19 ответчику отделением в материалы дела не представило. Решение по данному акту Отделением вынесено не было.
Отделением 12.04.2012 в отсутствие ответчика составлен акт N 19/1 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании.
В акте проверки от 12.04.2012 N 19/1, как и в акте от 14.08.2011 N 19, зафиксирован факт несвоевременного представления сведений за 1 квартал 2011 года, при сроке представления - 15.05.2011, сведения представлены 16.06.2011.
По итогам проверки предложено привлечь общество к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ). Разъяснено, что в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями проверяющего, плательщик страховых взносов вправе представить в течение 15 дней со дня получения акта письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.
Копия акта от 12.04.2012 N 19/1 направлена ответчику заказной корреспонденцией 18.04.2012 согласно представленным в материалы дела копиям списка заказных писем, списка почтовых отправлений от 18.04.2012 и почтовой квитанции.
Общество письменных возражений по акту не представило.
По результатам рассмотрения акта от 12.04.2012 N 19/1 в отсутствие представителя общества отделением принято решение от 15.05.2012 N 110 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 730 руб. 10 коп. Копия решения направлена ответчику заказной корреспонденцией 22.05.2012 согласно представленным в материалы дела копиям списка заказных писем, списка почтовых отправлений и почтовой квитанции.
На основании вынесенного решения 20.06.2012 в адрес общества выставлено требование N 54 об уплате финансовой санкции со сроком для добровольного исполнения требования до 09.07.2012. Требование направлено обществу заказным письмом 29.06.2012.
В связи с тем, что требование в добровольном порядке обществом не исполнено, отделение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая отделению в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим
В силу статьи 1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) названный Закон устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Закон N 27-ФЗ также является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании (статья 2 Закона N 167-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К категории страхователей отнесены, в том числе юридические лица, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
Сведения, которые должны быть представлены страхователями в орган Пенсионного фонда, и срок их представления установлены в статье 11 Закона N 27-ФЗ.
Отчетными периодами в названном Законе признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.
Пунктом 2 статьи 11 данного Закона установлено, что страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) перечисленные в этом пункте сведения.
Согласно абзацу третьему статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке
Исходя из положений указанных норм, сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 1 квартал 2011 года должны были быть представлены не позднее 15 мая 2011 года.
Как установлено отделением, фактически сведения за 1 квартал 2011 года представлены обществом 16.06.2011.
В рассматриваемом случае правомерность привлечения к ответственности, предусмотренной абзацем третьим статьи 17 Закона N 27-ФЗ, обществом не оспаривается.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда первой инстанции о существенном нарушении отделением установленного порядка привлечения общества к ответственности.
Производство по факту нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования регулируется Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
В статье 34 Закона N 212-ФЗ определено, что камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов.
Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя органа контроля за уплатой страховых взносов в период трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений плательщика страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов установит факт совершения правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, или иного нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, должностные лица органа контроля за уплатой страховых взносов обязаны составить акт проверки в порядке, установленном статьей 38 Закона N 212-ФЗ.
В соответствии со статьей 39 указанного закона акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 настоящего Федерального закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, выносит решение:
1) о привлечении к ответственности за совершение правонарушения;
2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
На основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения, направляется в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона, требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за совершение правонарушения.
В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Согласно статье 19 Закона N 212-ФЗ взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя.
До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.
Решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае орган контроля за уплатой страховых взносов может обратиться в суд с иском о взыскании с плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов, а также штрафов, применяемых в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В данном случае первоначально по факту несвоевременного представления обществом сведений за 1 квартал 2011 года был составлен акт от 20.09.2011, однако он обществу не высылался, решение по нему не было вынесено.
Отделением 12.04.2012 по факту несвоевременного представления обществом сведений за 1 квартал 2011 года был составлен повторный акт проверки, по которому было вынесено решение о привлечении общества к ответственности в виде штрафа на основании части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
При этом из системного толкования приведенных норм следует, что Законом N 212-ФЗ строго регламентирована процедура привлечения к ответственности плательщиков страховых взносов, основания и порядок проведения проверок, оформления и рассмотрения их результатов и принятия решений, порядок обжалования принятых органом контроля решений.
Законом не предусмотрено право органа контроля за уплатой страховых взносов составления повторного акта проверки и соответственно вынесения по нему решения о привлечение к ответственности.
Довод заявителя о том, что решение о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании не вынесено, так как специалист находился в отпуске, правомерно отклонен судом первой инстанции как несостоятельный и несоответствующий нормам Закона N 212-ФЗ.
Из материалов дела не следует, что у отделения отсутствовала возможность извещения ответчика об иной дате рассмотрения материалов проверки, чем была указана в акте проверки от 14.08.2011 N 19 (12.10.2011 в 14 час 00 мин), а также рассмотрения материалов проверки по первоначально составленному акту.
Также суд первой инстанции правомерно посчитал, что решение о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании от 15.05.2012 N 110, требование об уплате штрафа вынесены с нарушением сроков установленных статьей 39 Закона N 212-ФЗ.
Соответственно отделением нарушен срок для обращения в суд с иском о взыскании штрафных санкций.
Довод подателя жалобы о том, что акт от 12.04.2012 N 19/1 составлен в соответствии с Законом N 27-ФЗ, а в обжалуемом решении суд ссылается на Закон N 212-ФЗ отклоняется апелляционной коллегией, поскольку Закон N 27-ФЗ не устанавливает порядок оформления результатов проверки и процедуру привлечения к ответственности, однако, поскольку данный закон также регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, то применительно к процедуре привлечения к ответственности следует руководствоваться положениями Закона N 212-ФЗ.
Ссылка отделения на то, что акт от 12.04.2012 N 19/1 подписан надлежащим лицом, а также на то, что им соблюден досудебный порядок урегулирования спора, не имеет правового значения для существа спора, поскольку отделением нарушена процедура привлечения общества к ответственности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно указал, что поскольку допущенные заявителем нарушения порядка привлечения к ответственности и обращения в суд с иском о взыскании штрафа являются существенными, заявленные Отделением требования удовлетворению не подлежат.
С учетом изложенного оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы отделения не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 21 марта 2013 года по делу N А05-73/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-73/2013
Истец: ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ненецкому автономному округу
Ответчик: ООО "Связьинформсервис"