Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10 июня 2013 г. N 02АП-2980/13
г. Киров |
|
10 июня 2013 г. |
Дело N А17-6209/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июня 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Буториной Г.Г., Немчаниновой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Печенкиной Ю.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ивановского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 28.02.2013 по делу N А17-6209/2012, принятое судом в составе судьи Кочешковой М.В.
по заявлению открытого акционерного общества хлопчатобумажный комбинат "Шуйские ситцы"
(ИНН: 3706008060, ОГРН: 1023701390514)
к Государственному учреждению - Ивановскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации
(ИНН: 3729009695, ОГРН: 1023700548134)
о признании недействительным решения от 03.09.2012 N 708,
установил:
открытое акционерное общество хлопчатобумажный комбинат "Шуйские ситцы" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Государственного учреждения - Ивановского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заявитель жалобы, Фонд) от 03.09.2012 N 708 в части установления в мотивировочной части решения случаев занижения Обществом базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не исчисления страховых взносов на выплаты работникам за использование дополнительных дней по уходу за детьми-инвалидами, выявления недоимки страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования за период с 01.10.2010 по 31.12.2011 в сумме 5 799 рублей 43 копеек, а также в части пунктов 4 и 5 резолютивной части решения в отношении предложения внести исправления в документы бухгалтерского учета и отражения дополнительно начисленных за проверяемый период страховых взносов в сумме 5 799 рублей 43 копеек в расчетной ведомости 4ФСС за 3 квартал 2012 года.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 28.02.2013 заявленные требования удовлетворены.
Фонд с принятым решением суда не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом производится в рамках трудовых отношений и на суммы сохраненного среднего заработка за дополнительные дни отдыха, предоставляемого сотрудникам для ухода за ребенком-инвалидом, следует начислять страховые взносы в общем порядке. Фонд отмечает, что от размера выплат, с которых исчисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, зависит и размер пособия, подлежащего выплате работнику в результате наступления страхового случая. Таким образом, в случае наступления временной нетрудоспособности у лиц, имеющих на иждивении ребенка-инвалида и использующих свое право на четыре дополнительно оплачиваемых выходных дня в месяц по уходу за ребенком-инвалидом, данные выплаты нельзя будет включить в расчет пособия по временной нетрудоспособности.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу с доводами Фонда не согласно, просит решение суда оставить без изменения.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фондом проведена выездная проверка Общества по вопросам полноты начисления, своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации плательщиком страховых взносов за период с 01.01.2010 по 31.12.2011.
По итогам выездной проверки Фондом составлен акт от 30.07.2012 N 708 и принято решение от 03.09.2012 N 708 об отказе в привлечении Общества в ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах.
В ходе проверки Фонд пришел к выводу о занижении Обществом облагаемой базы по страховым взносам за 2011 год в результате невключения выплат, производимых Обществом работникам за использование дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами (лист дела 21).
Решением Обществу предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета, отразить дополнительно начисленные за проверяемый период страховые взносы в сумме 5 799 рублей 43 копеек в расчетной ведомости 4ФСС за 3 квартал 2012 года.
Общество не согласилось с решением Фонда и обжаловало его в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Ивановской области руководствовался частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 15, 129, 262 Трудового кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 3, пунктом 1 части 1 статьи 5, частью 1 статьи 7, частью 1 статьи 8, статьей 9, частью 1 статьи 18, частью 2 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", пунктом 2 части 2 статьи 17, статьями 20.1, 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", статьей 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", пунктом 17 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", пунктом 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О фонде социального страхования Российской Федерации", пунктом 10 Постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 26, Фонда социального страхования Российской Федерации N 34 от 04.04.2000 "Об утверждении разъяснения "О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми - инвалидами" и исходил из того, что рассматриваемые выплаты не облагаются страховыми взносами.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат лица, работающие по трудовым договорам.
В силу пункта 1 части 1 статьи 2.1 Закона N 255-ФЗ страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 4.4 Закона N 255-ФЗ правовое регулирование отношений, связанных с уплатой страховых взносов страхователями, указанными в части 1 статьи 2.1 настоящего Федерального закона, в том числе определение объекта обложения страховыми взносами, базы для начисления страховых взносов, сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, установление порядка исчисления, порядка и сроков уплаты страховых взносов, осуществляется Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 1 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
В соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
На основании пункта 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" средства этого фонда направляются на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет.
Таким образом, спорные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 1798/10). Правомерность данных выплат материалами дела подтверждена и Фондом не оспаривается.
С учетом изложенного, Обществом правомерно не включены в объект обложения страховыми взносами спорные средства на оплату дополнительных выходных дней работникам по уходу за ребенком-инвалидом.
Доводы Фонда, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку являются неправомерными и не опровергают установленных по делу обстоятельств.
Ссылка заявителя жалобы на Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.09.2011 N 4922/11 судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку названный судебный акт принят по иным обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Ивановской области обоснованно признал недействительным решение Фонда в указанной части.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 28.02.2013 по делу N А17-6209/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ивановского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Л.И. Черных |
Судьи |
Г.Г. Буторина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.