г. Санкт-Петербург |
|
11 июня 2013 г. |
Дело N А56-53227/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июня 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Несмияна С.И.,
судей Слобожаниной В.Б., Черемошкиной В.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Бернат К.А.,
при участии:
от истца: Мягков С.Г., доверенность от 09.01.2013;
от ответчиков: 1. Не явился, извещен;
2. Новикова Т.А., доверенность 09.01:2013;
3. Степанов С.Г., доверенность от 15.01.2013;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-9060/2013, 13АП-9039/2013) Министерства финансов Российской Федерации и Комитета финансов Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07 марта 2013 года по делу N А56-53227/2012 (судья Сенопальникова Л.И.), принятое
по иску ОАО "Северо-Западная пригородная пассажирская компания"
к 1) Комитету по транспорту и транспортной инфраструктуре Ленинградской области,
2) Комитету финансов Ленинградской области,
3) Министерству финансов Российской Федерации
о взыскании 702 737 рублей 60 копеек
установил:
открытое акционерное общество "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" (далее - ОАО "СЗППК") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к субъекту Российской Федерации Ленинградской области в лице Комитета по транспорту и транспортной инфраструктуре Ленинградской области (далее - Комитет по транспорту) и Комитету финансов Ленинградской области (далее - Комитет финансов) о взыскании 702 737 рублей 60 копеек убытков, в виде выпадающих доходов, в результате исполнения постановления Правительства Ленинградской области N 203 от 05.07.2011 "Об установлении в 2011 году льготы по тарифам в виде 50-процентной скидки от действующего тарифа на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении".
По ходатайству ОАО "СЗППК", определением арбитражного суда от 06.02.2013 к участию в деле в качестве ответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.03.2013 присуждены к взысканию в пользу ОАО "СЗППК" солидарно с Комитета по транспорту и транспортной инфраструктуре Ленинградской области, Комитета финансов Ленинградской области, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации 702 737 рублей 60 копеек убытков и 17 054 рубля 76 копеек расходов по уплате государственной пошлины.
В апелляционных жалобах Министерство финансов Российской Федерации и Комитет финансов Ленинградской области просят решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.03.2013 по делу N А56-53227/2012 отменить, принять по делу новый судебный акт, в связи с нарушением норм материального право и не соответствием выводов суда обстоятельствам дела. Комитет финансов Ленинградской области также сослался на не правильное указание комитетов в качестве должников без ссылки на их действия от имени Ленинградской области. Министерство финансов Российской Федерации обратило внимание на подпункт 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 94-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", который возлагает организацию транспортного обслуживания населения пригородным железнодорожным транспортом на органы власти субъекта Российской Федерации.
Комитет по транспорту отзыв не представил.
ОАО "СЗППК" возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.03.2013 проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Постановлением Правительства Ленинградской области от 05.07.2011 N 203 в 2011 году установлена льгота на проезд обучающихся. Комитету по транспорту и транспортной инфраструктуре Ленинградской области поручено заключить с ОАО "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" как организацией железнодорожного транспорта, осуществляющей перевозки пассажиров в пригородном сообщении по территории Ленинградской области и являющейся субъектом естественной монополии, договора об оказании услуг по перевозке на льготных условиях обучающихся, а также обеспечить включение в областной бюджет Ленинградской области на 2011 год ассигнований на предоставление субсидии Обществу в части компенсации потерь в доходах в связи с принятием решения об установлении льготы по тарифам на проезд обучающихся.
Между Комитетом по транспорту и транспортной инфраструктуре Ленинградской области (заказчик) и ОАО "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" (исполнитель) заключен договор от 17.08.2011 N КТ 7217/08/110033 на возмещение потерь в доходах, возникающих при оказании услуг по перевозке обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении (далее - Договор), в соответствии с которым исполнитель обязался предоставить обучающимся и воспитанникам общеобразовательных учреждений старше 7 лет, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования (далее - обучающиеся) льготу по тарифам на проезд в пригородных поездах на территории Ленинградской области (включая скоростные пригородные поезда) 50-процентной скидки от действующего тарифа на перевозку пассажиров железнодорожным транспортном общего пользования в пригородном сообщении период с 01.01.2011 по 15.06.2011 и с 01.09.2011 по 31.12.2011 включительно, а заказчик возместить исполнителю часть потерь в доходах, возникших при перевозке на вышеуказанных льготных условиях обучающихся, оплативших проезд в пригородных поездах, на железнодорожных станциях и остановочных пунктах, находящихся на территории Ленинградской области.
Договор заключен Комитетом по транспорту от своего имени, за счет средств областного и федерального бюджетов, с лимитом ассигнований на 2011 год в сумме 67 234 315 рублей 79 копеек, в том числе за счет областного бюджета 5 % и за счет федерального бюджета 95 %.
Согласно справкам-отчетам и актам оказанных услуг по итогам за 2011 год сумма недополученных доходов ОАО "СЗППК" составила 68 060 837 рублей 60 копеек. Комитет по транспорту и транспортной инфраструктуре Ленинградской области перечислил ОАО "СЗППК" субсидии в пределах лимита в сумме 67 358 100 рублей, не возмещены убытки в сумме 702 737 рублей 60 копеек. Претензионное письмо ОАО "СЗППК" от 07.12.2011 N 3842 об оплате задолженности оставлено Комитетом по транспорту без удовлетворения, что повлекло обращение ОАО "СЗППК" с иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции руководствовался пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям предложено при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
В соответствии с частью 6 статьи 7 Федерального закона от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" межбюджетные субсидии, предусмотренные данным Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Федеральным законом предусмотрено выделение межбюджетных субсидий на компенсацию части потерь в доходах организациям железнодорожного транспорта в связи с принятием субъектами Российской Федерации решений об установлении льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении.
Постановлением Правительства Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2010 N 1163 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта в связи с принятием субъектами Российской Федерации решений об установлении льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении. В пункте 2 Правил указаны условия, при выполнении которых предоставляется субсидия бюджету субъекта Российской Федерации. Согласно пункту 7 Правил уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации за счет субсидии устанавливается в размере 95 процентов расходного обязательства.
В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования. Факт заключения между организацией, предоставляющей потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, и соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации (муниципального образования) соглашения, регламентирующего порядок определения объема и оплаты неполученных доходов, подлежащих возмещению в связи с реализаций установленных федеральным законом льгот, не является сам по себе основанием для удовлетворения требования о взыскании неполученных доходов с субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
Пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов компенсации части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта в связи с установлением льгот по тарифам на проезд обучающихся к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, не отнесено.
С учетом указанных обстоятельств возмещение неполученных доходов возложено судом солидарно на Комитет по транспорту и транспортной инфраструктуре Ленинградской области, Комитет финансов Ленинградской области и Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации.
Исследовав обстоятельства дела и оценив доводы сторон, суд апелляционной инстанции внес редакционное исправление в резолютивную часть решения, не изменяя его существа ввиду следующего.
В рассматриваемом случае порядок возмещения потерь за счет средств бюджетов соответствующих уровней определен только в пределах лимитов бюджетных ассигнований. Вопрос о возмещении расходов сверх установленных лимитов не урегулирован и должен разрешаться исходя из общих норм законов полномочиях органов власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту ж) пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита. Договор между Российской Федерацией и Ленинградской областью по вопросу разграничения вопросов совместного ведения отсутствует.
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 94-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации относится организация транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом (пригородное сообщение). Закон не содержит перечня действий, полномочий и обязанностей, осуществляемых в связи с организацией транспортного обслуживания, то есть в отношении полномочий норма является диспозитивной. Льготы на оплату проезда в пригородных поездах определенным категориям граждан предоставлены правовыми актами Российской Федерации и Ленинградской области.
Краткий обзор норм о возмещении убытков (вреда), причиненных вследствие действий (бездействия) органов власти, приводит к выводу об отсутствии нормы, которая бы возлагала возмещение совместно причинённых в результате реализации льгот убытков на конкретный орган или субъекта и в определенном объеме. При таких обстоятельствах, правомерно применение по аналогии статьи 1080 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно.
В соответствии с пунктами 2, 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" рассматривая иски, предъявленные согласно статье 16, 1069 ГК РФ, судам необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, также является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов. Следовательно, при удовлетворении указанных исков в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа. Факт заключения между организацией, предоставляющей потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, и соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации (муниципального образования) соглашения, регламентирующего порядок определения объема и оплаты неполученных доходов, подлежащих возмещению в связи с реализаций установленных федеральным законом льгот, не является сам по себе основанием для удовлетворения требования о взыскании неполученных доходов с субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
Суд первой инстанции правильно указал в резолютивной части о взыскании убытков со стороны по договору - Комитета по транспорту, но в то же время, обязан был указать, что Комитет финансов отвечает от имени Ленинградской области за счет казны области.
Иные нарушения норм материального или процессуального права, которые могли бы повлечь отмену решения в любом случае, судом апелляционной инстанции не выявлены.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07 марта 2013 года по делу N А56-53227/2013 изменить в части наименования должника "_ Комитета финансов Ленинградской области_" на "_ Ленинградской области в лице Комитета финансов Ленинградской области за счет средств казны Ленинградской области_".
В остальной части решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07 марта 2013 года по делу N А56-53227/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.И. Несмиян |
Судьи |
В.Б. Слобожанина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-53227/2012
Истец: ОАО "Северо-Западная пригородная пассажирская компания"
Ответчик: Комитет финансов Ленинградской области, Комитета по транспорту и транспортной инфраструктуре Ленинградской области
Третье лицо: Министерство финансов Российской Федерации
Хронология рассмотрения дела:
16.04.2014 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-5551/14
24.01.2014 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-53227/12
10.09.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-6081/13
11.06.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-9039/13
07.03.2013 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-53227/12