Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13 июня 2013 г. N 02АП-3498/13
г. Киров |
|
13 июня 2013 г. |
Дело N А29-9605/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июня 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Ившиной Г.Г., Кононова П.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шестаковой М.О.,
в отсутствие представителей сторон и третьего лица,
рассмотрев апелляционную жалобу муниципального автономного учреждения "Центр обслуживания населения"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 11.03.2013 по делу N А29-9605/2012, принятое судом в составе судьи Махмутова Н.Ш.
по заявлению муниципального автономного учреждения "Центр обслуживания населения" (ОГРН 1081105000272, Республика Коми, г. Печора, Печорский проспект, д. 64)
к администрации муниципального района "Печора"
третье лицо: муниципальное бюджетное учреждение "Служба одного окна" (Республика Коми, г. Печора, Печорский проспект, д. 64),
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
муниципальное автономное учреждение "Центр обслуживания населения" (далее - заявитель, Автономное учреждение, МАУ "Центр обслуживания населения") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к администрации муниципального района "Печора" (далее - ответчик, Администрация) о признании недействительным постановления Администрации от 08.08.2012 N 1460 "О реорганизации МАУ "Центр обслуживания населения" (в редакции постановлений от 02.10.2012 N 1806, от 28.12.2012 N 2500).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено муниципальное бюджетное учреждение "Служба одного окна" (далее - третье лицо, МБУ "Служба одного окна") (том 1, л.д. 122)
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 11.03.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
МАУ "Центр обслуживания населения" с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение и неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что судом не дана оценка нарушениям требований законодательства и устава Автономного учреждения, оспариваемым постановлением не решены вопросы изъятия конкретного имущества, его передачи и закрепления за вновь образованным юридическим лицом, постановление подписано неуполномоченным лицом.
Ответчик и третье лицо отзывы на апелляционную жалобу не представили, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Заявитель ходатайствует о рассмотрении дела без участия своего представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 20.12.2010 Администрацией изданы постановление N 2234, которым учреждено МАУ "Центр обслуживания населения" (том 1, л.д. 17), и распоряжение N 685-р (том 1, л.д. 18), которым утвержден устав МАУ "Центр обслуживания населения".
Согласно пунктам 1.1.,1.4, 1.11 устава МАУ "Центр обслуживания населения" (том 1, л.д. 19-31) Автономное учреждение является правопреемником муниципального учреждения "Управление жилищного хозяйства и строительства" МР "Печора" (пункт 1.1). Учредителем Автономного учреждения является администрация муниципального района "Печора" (пункт 1.4). Имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Представителем собственника имущества автономного учреждения является комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального района "Печора" (пункт 1.11).
08.08.2012 Администрацией издано постановление N 1460 (далее - постановление от 08.08.2012) (том 1, л.д. 41), которым с учетом внесенных постановлениями от 01.10.2012 N 1806 и от 28.12.2012 N 2500 изменений формализовано решение о реорганизации МАУ "Центр обслуживания населения" в форме выделения в самостоятельное юридическое лицо муниципальное бюджетное учреждение "Служба одного окна" в срок до 20.10.2012 с передачей ему функций по организации предоставления коммунальных услуг (пункт 1.1). Из пунктов 1.2, 2.1, 2.2, 2.3, 2.4 постановления Администрации от 08.08.2012 с учетом внесенных изменений следует, что функции и полномочия учредителя ФБУ "Служба одного окна" осуществляет администрация муниципального района "Печора" (пункт 1.2). На директора МАУ "Центр обслуживания населения" возложены обязанности: уведомить регистрирующий орган о реорганизации юридического лица (пункт 2.1); уведомить о реорганизации всех кредиторов МАУ "Центр обслуживания населения" (пункт 2.2); опубликовать информацию о начале процедуры реорганизации (пункт 2.3); подготовить разделительный баланс по состоянию на 01.10.2012 и представить его на утверждение главе Администрации (пункт 2.4).
Не согласившись с постановлением Администрации от 08.08.2012 в указанной редакции, заявитель обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств нарушения прав и законных интересов Автономного учреждения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации задачами судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую или иную экономическую деятельность.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, судебная защита нарушенных прав направлена на восстановление прав, целью защиты является восстановление нарушенного или оспариваемого права. Если удовлетворение заявленных требований не приведет к защите законного интереса заявителя и восстановлению права (при их наличии), следует считать, что наличие права на заявленные требования в рамках конкретного дела у заявителя отсутствует.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
При этом факт нарушения обжалованным ненормативным актом, действием, решением прав и законных интересов заявителя, а также возможность восстановления нарушенных прав по результатам рассмотрения данного дела должен доказать последний.
Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (пункт 1). От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса (пункт 2). Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296) (пункт 3).
Согласно статье 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В силу пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов уполномочены на создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа.
Таким образом, муниципальное образование вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом по собственному усмотрению, а также вправе создавать и проводить реорганизацию муниципальных учреждений.
Материалами дела подтверждено, что учредителем МАУ "Центр обслуживания населения" является Администрация. Имущество, закрепленное за Автономным учреждением на праве оперативного управления, находится в муниципальной собственности. Обжалуемым постановлением формализованы решения собственника имущества о реорганизации МАУ "Центр обслуживания населения" в форме выделения в самостоятельное юридическое лицо МБУ "Служба одного окна" и подготовке разделительного баланса.
При этом в материалах дела отсутствуют доказательства нарушения прав и законных интересов Автономного учреждения принятием обжалуемого постановления.
В соответствии с пунктом 3 части 4 и пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворение требования о признании недействительными ненормативных правовых актов, решений, признании незаконными действий влечет обязанность суда указать на способ восстановления нарушенных оспариваемыми актами или действиями прав.
Заявитель при обращении с настоящими требованиями в суд первой инстанции, а также и в апелляционной жалобе не указал, каким образом признание оспариваемого постановления недействительным может привести к восстановлению законных прав и интересов заявителя (если они нарушены).
Отсутствие нарушения прав и законных интересов заявителя оспариваемым ненормативным правовым актом является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, в силу чего доводы апелляционной жалобы о несоответствии законодательству обжалуемого постановления отклоняются как не свидетельствующие об ошибочности решения суда.
При таких обстоятельствах решение суда следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 11.03.2013 по делу N А29-9605/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального автономного учреждения "Центр обслуживания населения" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Г.Г. Буторина |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.