г. Москва |
|
13 июня 2013 г. |
Дело N А41-59051/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июня 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Мищенко Е.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Масаевым З.Х.,
при участии в заседании:
от заявителя: Мельник П.А., доверенность от 03.06.2013 N 9, Токарев Р.А., доверенность от 17.05.2012,
от заинтересованного лица: Ясинский А.М., доверенность от 06.07.2012 N 46-д,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 19 марта 2013 года по делу N А41-59051/12, принятое судьей Гриневой А.В., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "КЛЕН" (ОГРН: 1025005327720; ИНН: 5042017735) к администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области о признании незаконным действий и обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "КЛЁН" (далее - заявитель, ООО "КЛЁН", общество), обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области (далее - также заинтересованное лицо, администрация, администрация Сергиево-Посадского района), с требованиями:
- о признании незаконным действия администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, в части отказа в предоставлении ООО "КЛЁН" в собственность за плату земельного участка общей площадью 420 кв.метров, из земель населенных пунктов, для размещения торгового павильона, почтовый адрес ориентира: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, сельское поселение Реммаш, пос.Реммаш, улица Спортивная, д. 1А, с кадастровым номером 50:05:0020354:6;
- об обязании администрацию Сергиево-Посадского муниципального района Московской области принять решение о предоставлении ООО "КЛЁН" в собственность за плату земельный участок общей площадью 420 кв.метров, из земель населенных пунктов, для размещения торгового павильона, почтовый адрес ориентира: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, сельское поселение Реммаш, пос.Реммаш, улица Спортивная, д. 1А, с кадастровым номером 50:05:0020354:6, в размере 15 процентов от кадастровой стоимости.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19 марта.2013 года по делу N А41-59051/12 заявленные требования ООО "КЛЁН" удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, Администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой решение Арбитражного суда Московской области считает незаконным, необоснованным, принятым с неполным исследованием судом материалов дела, и представленных доказательств.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Администрации поддержал доводы жалобы, ссылался на невозможность предоставления спорного земельного участка в собственность обществу в связи с прохождением по данному земельному участку теплотрассы и магистрального газопровода, расположением земельного участка во дворе многоквартирного жилого дома как территории общего пользования, расположением торгового павильона общества частично за границами испрашиваемого земельного участка, просил обжалуемое решение отменить. В обоснование доводов ссылается на имеющуюся в материалах дела схему расположения земельного участка, с цветным отображением расположения коммуникаций, границ павильона и земельного участка.
Представитель общества возражал против доводов апелляционной жалобы, считает, обжалуемое решение законным и обоснованным, суд при вынесения решения выяснил все обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил закон по делу. Представил апелляционному суду на обозрение градостроительный план и чертеж градостроительного плана испрашиваемого земельного участка для обозрения. Копия чертежа приобщена к материалам дела по ходатайству общества в отсутствие возражений представителя администрации.
Выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, и установлено судом ООО "КЛЁН" является собственником объекта недвижимости - торгового павильона, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 50:05:0020354:6, площадью 420 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, сельское поселение Реммаш, пос.Реммаш, улица Спортивная, д. 1А. Земельный участок находится в аренде у заявителя по договору аренды земельного участка ДЗ-15 от 22.02.2012.
02.10.2012 года ООО "КЛЁН" обратилось в адрес администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении в собственность указанного земельного участка в порядке статьи 36 ЗК РФ.
В письме от 08.11.2012 года N 3-4408/3-4407 администрация отказала обществу в предоставлении участка в собственность, мотивируя отказ тем, что рассчитывала на нахождение участка в аренде в течение 49 лет и поступления от использования участка арендных платежей.
Считая, что отказ Администрации в предоставлении в собственность указанного земельного участка противоречит статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации, заявитель обратился с настоящим заявлением в суд.
Апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно подпункту 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Статья 4 названного Кодекса предусматривает, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создаёт иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Осуществляя по своему усмотрению гражданские права, граждане и юридические лица самостоятельно избирают способ защиты нарушенного или оспоренного права, поэтому при обращении с настоящими требованиями, заявитель в порядке статей 41, 65 АПК РФ представил доказательства нарушения его прав и законных интересов, подлежащих судебной защите.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что орган местного самоуправления на основании заявления собственника здания, строения, сооружения в месячный срок принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом (пункт 5 части 3 статьи 28).
Исходя из смысла названных норм следует, что выбор между выкупом земельного участка или приобретением права аренды основывается только на волеизъявлении собственника объектов недвижимости.
Орган местного самоуправления не вправе препятствовать заявителю в реализации предоставленных законом прав.
В связи с чем довод администрации о том, что общество реализовало свое право на земельный участок, заключив договор аренды, обоснованно отклонен судом первой инстанции.
Суд первой инстанции правильно установил, что спорный земельный участок не является изъятым из оборота по основаниям, предусмотренным статьей 27 Земельного кодекса РФ.
Таким образом, для реализации права на приобретение в собственность земельного участка заявитель должен подтвердить только право собственности на расположенный на нем объект недвижимости.
Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (пункт 2 статьи 8, статья 219 ГК РФ).
Согласно статьям 2, 4 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлено, что вещные права на недвижимость подлежат государственной регистрации, которая является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В силу пункта 3 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации собственник задания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.
Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения не имеет право на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 Постановления от 24.03.2005 г. N 11 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации).
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Таким образом, в соответствии с пунктами 5, 6 статьи 36 ЗК РФ орган местного самоуправления обязан в месячный срок со дня поступления заявления о приобретении в собственность земельного участка принять решение о предоставлении этого земельного участка в собственность и в месячный срок со дня принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность подготовить проект договора купли-продажи и направить его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Следовательно, Общество правомерно обратилось в Администрацию Сергиево-Посадского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, перечень документов прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (Приказ Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475).
Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Судом установлено, что заявителем были представлены в Администрацию все необходимые документы, предусмотренные указанным Перечнем документов, утвержденные Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475.
Сведений о наличии каких-либо ограничений в обороте, запрета приватизации испрашиваемого земельного участка в государственном земельном кадастре не содержится, законом или судом не установлено.
В порядке пункта 7 и пункта 8 статьи Земельного кодекса Российской Федерации местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Довод жалобы о прохождении через спорный земельный участок теплотрассы и магистрального газопровода к другим жилым домам не может служить основанием для отказа в выкупе земельного участка, в связи с чем отклоняется апелляционным судом, кроме того, указанный земельный участок не является изъятым из оборота по основаниям, предусмотренным статьей 27 ЗК РФ.
Нахождение спорного земельного участка в охранной зоне теплотрассы и газораспределительных сетей не является препятствием для предоставления обществу в собственность за плату данного земельного участка, а лишь накладывает на собственника участка определенные ограничения в использовании, предусмотренные частью 14 Постановления Правительства РФ от 20.11.2000 N 878 "Об утверждении правил охраны газораспределительных сетей".
Кроме того, кадастровый паспорт земельного участка от 25.12.2012 не содержит сведений об обременении земельного участка какими - либо коммуникационными сооружениями, таких доказательств не представил судам первой и апелляционной инстанции и заявитель апелляционной жалобы.
Довод жалобы о том, что торговый павильон выходит за границы предоставляемого обществу земельного участка, согласно договору аренды, апелляционный суд также не принимает, так как в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие данное обстоятельство.
Более того, указанный довод опровергается имеющимся в деле кадастровым паспортом земельного участка (л.д. 16-20), который содержит план - схему земельного участка с отображением расположения в его границах принадлежащего обществу объекта недвижимости - торгового павильона; кадастровым паспортом нежилого здания от 23.12.2009, содержащего сведения о расположении объекта в границах испрашиваемого земельного участка с приложение ситуационного плана объекта недвижимого имущества.
Довод администрации о расположении испрашиваемого земельного участка на землях общего пользования также не нашел своего подтверждения в материалах дела.
Как следует из свидетельства о государственной регистрации права собственности заявителя на здание торгового павильона (л.д. 31), основанием возникновения права послужило разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 15.11.2009.
Первоначально земельный участок предоставлялся обществу для строительства торгового павильона, что следует из постановлений главы Сергиево - Посадского муниципального района от 30.11.1998 N 2041, от 03.12.2008 (л.д. 14, 15).
В целях получения разрешения на строительство здания торгового павильона обществом был разработан и утвержден органом муниципального образования градостроительный план земельного участка, который обозревался апелляционным судом в оригинале в ходе разбирательства.
Как следует из приобщенной к материалам дела копии чертежа градостроительного плана испрашиваемого земельного участка, в его границах не нанесено красных линий, обозначающих места общего пользования в соответствии с положениями ГрК РФ.
Доказательств установления красных линий относительно границ спорного земельного участка после окончания строительства и ввода здания торгового павильона в эксплуатацию администрация суду также не представила.
При этом сам факт расположения испрашиваемого земельного участка вблизи многоквартирного жилого дома не может служить препятствием для оформления его в собственность общества.
Доказательств отнесения этой территории к землям, необходимым для эксплуатации общего имущества многоквартирного жилого дома суду не представлено, также как и доказательств осуществления государственного кадастрового учета земельного участка, необходимого для эксплуатации жилого дома.
При указанных обстоятельствах у Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области отсутствовали законные основания для отказа в предоставлении земельного участка площадью 420 кв.м. с кадастровым номером 50:05:0020354:6, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, сельское поселение Реммаш, улица Спортивная, д.1 А.
Согласно пункту 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт органов местного самоуправления, не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными.
Учитывая вышеизложенное, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области.
Суд апелляционной инстанции считает доводы апелляционной жалобы ошибочными и основанными на неправильном толковании норм законодательства.
Также суд апелляционной инстанции не находит безусловных оснований для отмены обжалуемого решения, не усматривает процессуальных нарушений при принятии оспариваемого судебного акта, перечисленных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266, 268, п.1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области по делу N А41-59051/12 от 19.03.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
Е.А. Мищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-59051/2012
Истец: ООО "КЛЕН", ООО "Клён"
Ответчик: Администрация Сергиево-Посадского района
Третье лицо: Администрация Сергиево-Посадского муниципального района Московской области