г. Томск |
|
11 мая 2012 г. |
Дело N А03-17796/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 мая 2012 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего: Кайгородовой М. Ю.
Судей: Марченко Н.В.
Павлюк Т.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шейерман Л.В. с применением средств аудиозаписи,
при участии:
от истца: не явились, извещены;
от ответчика: Корячкина А.С., генерального директора;
от третьего лица: представителя Светличной С.С., по доверенности от 01 февраля 2012 года;
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры и Счетной палаты Алтайского края на решение Арбитражного суда Алтайского края от 28 февраля 2012 года по делу N А03-17796/2011 (Судья Хворова А.В.)
по иску Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры, г. Барнаул (ОГРН 1052241873012, ИНН 2221114472) к обществу с ограниченной ответственностью "СибЭкология", г. Барнаул (ОРГН 1102223002310, ИНН 2222786283) о взыскании 82 300 рублей субсидии, выплаченных в виде гранта,
с привлечением третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Счетная палата Алтайского края,
УСТАНОВИЛ:
Управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры, г. Барнаул (ОГРН 1052241873012, ИНН 2221114472) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "СибЭкология", г. Барнаул (ОРГН 1102223002310, ИНН 2222786283) о взыскании 82 300 руб. субсидии, выплаченных в виде гранта, с привлечением третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Счетную палату Алтайского края.
Определением арбитражного суда от 26.12.2011 суд к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора суд привлек Счетную палату Алтайского края.
Иск основан на положениях статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядке предоставления начинающим субъектам малого предпринимательства грантов для открытия собственного бизнеса, утвержденного постановлением администрации Алтайского края от 25.03.2009 г. N 106 и мотивирован нецелевым использованием средств гранта, предоставленных ответчику на основании договора N 4 от 25.10.2010, отсутствием документального подтверждения целевого использования средств.
Решением Арбитражного суда в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, Управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указано, что денежные средства, полученные ответчиком в качестве гранта могли быть им быть израсходованы только с момента их получения, то есть с 13 ноября 2010 года. По мнению апеллянта, иное представляет собой нецелевое расходование бюджетных средств.
Счетная палата Алтайского края Республики Алтай также не согласилось с выводами, изложенными в обжалуемом решении, ее доводы аналогичны доводам, изложенным Управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры.
Обсудив доводы жалобы, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого судебного акта в полном соответствии с требованиями статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены либо изменения исходя из следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, Постановлением Администрации Алтайского края от 21.08.2008 N 345 утверждено Положение "Об Управлении Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры", согласно которому Управление реализует совместно с органами исполнительной власти Алтайского края целевые программы и законы по поддержке и развитию предпринимательства.
Постановлением Администрации Алтайского края от 25.03.2009 N 106 утвержден Порядок представления начинающим субъектам малого предпринимательства грантов для открытия собственного бизнеса (далее по тексту Порядок).
Пунктами 3, 4 предусмотрено, что настоящий Порядок определяет: критерии отбора Субъектов, имеющих право на получение Грантов; цели, условия и порядок предоставления Грантов; процедуру возврата Грантов в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении. Целью предоставления Грантов является увеличение количества субъектов малого предпринимательства на территории Алтайского края, снижение напряженности на рынке труда в условиях финансово-экономического кризиса.
ООО "СибЭкология" было подано заявление в Управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры для участия в конкурсе на предоставление гранта, предоставлен бизнес-план "По обезвреживанию отходов на установке ЭКО Ф1 "Форсаж-1".
На основании протокола N 13 конкурсной комиссии от 14-15 октября 2010, было принято решение о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "СибЭкология" государственной поддержки в виде гранта.
В соответствии с пунктом 11 Порядка между Управлением Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры (Грантодатель) и ООО "СибЭкология" (грантополучатель) заключен договор о предоставлении гранта от 25.10.2010 N 4 (далее - договор N 4).
В соответствии с п.1.1 договора N 4 грантодатель безвозмездно передает денежные средства (далее-грант) для целевого использования грантополучателем, а грантополучатель обязуется принять грант и распорядиться им исключительно в соответствии с целями, условиями и в порядке, утвержденном постановлением Администрации края от 25.03.2009 N 106 "О предоставлении начинающим субъектам малого предпринимательства грантов для открытия собственного бизнеса" и настоящим договором.
Согласно пункту 1.2 договора N 4 грант предоставляется на условиях софинансирования с целью реализации грантополучателем бизнес - проекта - "По обезвреживанию отходов на установке ЭКО Ф1 "Форсаж-1".
Пунктом 2 договора N 4 предусмотрено, что общая сумма гранта не может превышать 300 000 рублей.
Денежные средства в размере 300 000 рублей перечислены Управлением Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры ООО "СибЭкология" согласно платежному поручению от 13.11.2010 N 191845 в сумме 161 438 рублей 42 копеек и платежному поручению от 17.112.2010 N 221503 в сумме 138 561 рублей 58 копеек.
По результатам проведения в 2011 году проверки Счетной палатой Алтайского края составлен акт от 08.04.2011, в соответствии с которым при проведении встречной проверки по вопросу целевого использования гранта предпринимателем установлено, что в подтверждение расходов гранта Управлением были приняты расходы, произведенные ООО "СибЭкология" до заключения договора на общую сумму 153 000 руб. (08.06.2010 - 87 000 руб., 30.07.2010 - 58 000 руб., 12.08.2010 - 3 500 руб., 27.08.2010 - 4 500 руб.).
Исходя из долей софинансирования, средства краевого бюджета составили 82 300 руб.
Представлением Счетной палаты Алтайского края от 07.07.2011 г. N 01-199 предложено перечислить в краевой бюджет 7548,2 тыс. руб., израсходованных с нарушением действующего законодательства, в том числе 82 300 руб. нецелевого использования гранта ООО "СибЭкология".
26.07.2011 истец направил в адрес ответчика письмо N 35-05/2368 о необходимости возврата 82 300 руб. нецелевого использования средств гранта в срок до 30 августа 2011 года.
ООО "СибЭкология" указанную сумму не возвратил, данное обстоятельство явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что денежные средства ответчиком были израсходованы по целевому назначению - на реализацию бизнес-проекта. При этом, арбитражный суд указал, что невозможность исполнения бизнес-плана в его строгом соответствии произошла не по вине ответчика, что не привело к нецелевому использованию средств.
Не согласиться с данными выводами у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
В соответствие с пунктом 2 Порядка представления начинающим субъектам малого предпринимательства грантов для открытия собственного бизнеса, гранты - это субсидии индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях долевого финансирования целевых расходов по регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности, в том числе с арендой помещений, приобретением основных средств и материалов и выплат по передаче прав на франшизу (паушальный взнос) (далее - "Гранты").
Гранты предоставляются управлением Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры (далее - "Управление") по итогам проводимых им конкурсов после прохождения Субъектами краткосрочного обучения, в том числе по направлению службы занятости.
Названный порядок прямо предусматривает предоставление грантов на безвозвратной основе.
Суд, первой инстанции при рассмотрении настоящего спора обоснованно руководствовался положениями статей 38, пунктов 1 и 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять в том числе и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно пунктам 13 и 14 Порядка субъект обязан использовать Грант по целевому назначению и выполнять условия Договора, при выявлении фактов неисполнения Субъектом условий, установленных настоящим Порядком и Договором, выплаченные ему бюджетные средства подлежат зачислению в краевой бюджет не позднее 30 календарных дней с даты оформления соответствующего протокола заседания Комиссии. Управление: выступает главным администратором вышеуказанных поступлений; принимает меры по своевременному и полному возврату Субъектами Грантов, в том числе осуществляет их взыскание в судебном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "СибЭкология" обратилось в Управление с заявлением о предоставлении гранта, представило обосновывающие документы, в бизнес-плане было указано, что общая сумма затрат по данному проекту составляет 795 000 руб. Предполагаемым источником финансирования является ОАО "Банк Москвы" в сумме 145 000 руб., собственные средства Общества в размере 650 000 руб. На реализацию данного проекта ООО "СибЭкология" намеревалось получить грант в размере 300 000 руб.
Оценивая обстоятельства нецелевого использования денежных средств, суд первой инстанции обоснованно проанализировал договор от 15 апреля 2010 года, заключенный между ООО "Сибэкология" и ООО ПФК "КВАРТЭК" N 08/04.
Общая стоимость согласно договору установки по утилизации (сжиганию) отходов ЭКО "Ф-1" составляет 145 000 руб., покупатель осуществляет авансовый платеж в размере 60% от стоимости настоящего договора, а именно: 87 000 руб. в течение 5 банковских дней с момента подписания договора (пункт 4 договора N 08/04 от 15 апреля 2010 года).
Также между 07.06.2010 между ООО "СибЭкология" и ОАО "Банк Москвы" был заключен кредитный договор, по условиям которого Обществу был предоставлен кредит в размере 145 000 руб.
После получения кредита ООО "СибЭкология" перечислило 87 000 руб. ООО ПФК "КВАРТЭК экология" авансового платежа по договору N 08/04, 30.07.2010 оставшуюся сумму на основании договора N 08/04 в размере 58 000 руб.
Таким образом, на момент рассмотрения 14-15 октября 2010 заявки ответчика о предоставлении гранта, расчет за технологическое оборудование ЭКО Ф1 "Форсаж-1" с московской фирмой был произведен в полном объеме. Данное оборудование находится на балансе ООО "СибЭкология" и используется по назначению.
Полученная ответчиком от Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры по платежным поручениям сумма гранта в размере 300 000 руб. была потрачена им в соответствии с бизнес-планом: 145 000 руб. за технологическое оборудование ЭКО Ф1 "Форсаж-1", оставшаяся часть денежных средств была перечислена за аренду производственных помещений, предназначенных для накопления отходов с целью их дальнейшего обезвреживания.
Согласно статье 78 БК РФ субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии со статьей 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана, в частности, на принципе адресности и целевого характера бюджетных средств.
На основании статей 78, 282, 289 БК РФ к нарушителям бюджетного законодательства могут быть применены меры по изъятию бюджетных средств; иные меры в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами, в том чилсе в связи с нецелевым использованием бюджетных средств.
В соответствии с п. 4.2 договора N 4 грантополучатель обязан обеспечить использование гранта исключительно на цели, определенные настоящим договором, и в соответствии с календарным планом реализации бизнес-проекта (приложениеN1).
Согласно п.4.3 договора N 4 при выявлении фактов неисполнения условий "Порядка предоставления начинающим субъектам малого предпринимательства грантов для открытия собственного бизнеса" или неисполнением взятых на себя обязательств, установленных разделом 4 настоящего договора, грантополучатель обязан вернуть выплаченные бюджетные средства в краевой бюджет не позднее 30 календарных дней с даты оформления протокола заседания комиссии.
Согласно пункту 5.2 договора N 4 грантополучатель представляет грантодателю документы, подтверждающие соответствующие расходы в соответствии со сметой расходов на реализацию бизнес - проекта в срок не более 3 месяцев со дня подписания настоящего договора.
В соответствии с пунктом 6.2. договора N 4 Грантополучатель, неисполняющий взятые на себя обязательства, предусмотренные пунктом 4.2. настоящего договора, обязан вернуть выплаченные ему бюджетные средства в краевой бюджет не позднее 30 календарных дней с даты оформления соответствующего протокола заседания комиссии.
Как верно указал суд первой инстанции, в смете расходов (приложениеN 2 к договору N 4) в качестве статьи расходов указано - "оплата за технологическое оборудование ЭКО Ф 1 "Форсаж-1" общей стоимостью 145 000 руб., в том числе 145 000 руб. за счет средств гранта; доставка технологического оборудования до г. Барнаула общая стоимость 3 495 руб., в том числе 3 495 руб. за счет средств гранта; обучение руководителя по программе дополнительного профессионального образования "Основы предпринимательской деятельности" общей стоимостью 4 500 руб., в том числе 4 500 руб. за счет средств гранта; обучение работников при обращении с опасными отходами общей стоимостью 25 001 руб., в том числе 25 001 руб. за счет средств гранта; аренда производственных площадок предназначенных для накопления отходов и их дальнейшего обезвреживания общей стоимостью 122 004 руб., в том числе 122 004 руб. за счет средств гранта, то же указано и в бизнес-плане.
Договор N 08/04 был заключен 15.04.2010, оплата по нему осуществлена 08.06.2010 и 30.07.2010 на общую сумму 145 000 руб.; ООО "СибЭкология" были заключена договоры аренды N 01-АР-10/61 от 01.11.2010; договор аренды N 01-АР-11/42 от 01.10.2011, договор N 02/11 аренды нежилого помещения от 07.02.2011. Оплата по договорам аренды осуществлена по платежным поручениям, представленным в материалы дела.
Поскольку на момент заключения и исполнения ответчиком договора купли-продажи технологического оборудования, его заявление о предоставлении гранта не было рассмотрено, решение по нему не было принято, то ответчиком 08.06.2010 и 30.07.2010 оплата продавцу произведена за счет заемных средств. При поступлении от истца ответчику гранта в размере 300 000 руб., последний был израсходован ответчиком на погашение кредита, а также других расходов в соответствии с бизнес-планом.
Следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что денежные средства в размере 300 000 руб., полученные ответчиком по договору N 4, израсходованы им в соответствии со сметой расходов на реализацию бизнес - проекта, правомерен и подтверждён материалами дела.
Арбитражный суд первой инстанции верно указал, что то обстоятельство, что ответчик до принятия 14-15 октября 2010 года конкурсной комиссией решения о предоставлении гранта произвел расчет за технологическое оборудование и его доставку, обучение персонала, аренду помещений и другие расходы не может свидетельствовать о нецелевом расходовании денежных средств, поскольку на момент подачи заявления о предоставлении гранта и его рассмотрении конкурсной комиссией ответчик отвечал всем предусмотренным Порядком требованиям, предъявляемым к субъектам, претендующим на предоставление гранта. Конкурсная комиссия при принятии решения о предоставлении гранта 14-15 октября 2010 года не могла не знать, о том, что ответчик в соответствии с бизнес-планом обязан был исполнить обязательства по его реализации до дня заседания комиссии.
При поступлении от истца гранта в размере 300 000 руб., ответчик израсходовал их в соответствии с бизнес-проектом.
Таким образом, ввод суда первой инстанции о том, что основания предоставления гранта - это реализация бизнес-проекта, ответчиком исполнены в полном объеме, правомерен.
Арбитражным судом верно указано, что установленные судом по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что денежные средства в виде гранта были израсходованы ответчиком по целевому назначению - на реализацию бизнес-проекта, невозможность исполнения бизнес-плана в его строгом соответствии произошла не по вине ответчика, однако, это не привело к нецелевому использованию. В связи с чем, факт нецелевого использования денежных средств истцом не доказан.
Доводы апелляционных жалобы о нецелевом расходовании бюджетных средств не подтверждаются материалами дела, не опровергают правильность принятого решения.
С учетом изложенного, в удовлетворении исковых требований отказано правомерно.
Таким образом, обжалуемое решение суда первой инстанции соответствует нормам материального права, содержащиеся в нем выводы, согласуются с установленными по делу фактическими обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта в безусловном порядке, апелляционным судом не выявлено, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269, статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 28 февраля 2012 года по делу N А03-17796/2011 оставить без изменения, а апелляционные жалобы Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры и Счетной палаты Алтайского края - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно - Сибирского округа в течение двух месяцев.
Председательствующий |
М.Ю. Кайгородова |
Судьи |
Н.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-17796/2011
Истец: Управление Алтайского края по развитию предпренимательства и рыночной инфраструктуры, Управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры
Ответчик: ООО "СибЭкология"
Третье лицо: Счетная палата АК, Счетная палата Алтайского края
Хронология рассмотрения дела:
11.05.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-3202/12