10 июня 2013 г. |
А79-14318/2012 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Москвичевой Т.В., Кирилловой М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егоровой В.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГлобалФарм" (ИНН 2111008295, ОГРН 1112135000141, Чувашская Республика, г. Мариинский-Посад) на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 14.02.2013 по делу N А79-14318/2012,
принятое судьей Щетинкиным А.В.
по заявлению прокурора Мариинско-Посадского района Чувашской Республики о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ГлобалФарм" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Прокуратурой Мариинско-Посадского района Чувашской Республики совместно с Управлением Росздравнадзора по Чувашской Республике проведена проверка общества с ограниченной ответственностью "ГлобалФарм" (далее - Общество, ООО "ГлобалФарм") на предмет соблюдения законодательства в сфере обращения лекарственных средств при осуществлении деятельности в аптечном пункте, расположенном по адресу: Чувашская Республика, г. Марийский Посад, ул. Горького, д. 4.
В ходе проверки установлен факт нарушения требований пункта 3 Правил хранения лекарственных средств, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.08.2010 N 706н, а именно: в аптечном пункте не соблюдаются условия хранения лекарственных препаратов, требующих защиты от повышенной температуры - препарат кислота борная 3% 25 мл., серия 290612, в количестве 19 флаконов хранится при температуре +22°C при нормативе от +18°С до +20°С, кроме того, фармацевт Ляпкина Н.Н. осуществила продажу лекарственного средства Клопидогрел без рецепта врача. Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 15.11.2012.
Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель прокурора Марийско-Посадского района Чувашской Республики (далее - заместитель прокурора) возбудил в отношении Общества дело об административном правонарушении, о чем 23.11.2012 вынес постановление.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения заместителя прокурора в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением от 14.02.2013 суд удовлетворил требования заместителя прокурора и привлек Общество к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой сослалось на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, в связи с чем просило решение суда отменить.
Общество полагает, что акт проверки от 15.11.2012 составлен с грубым нарушением требований закона, поскольку проверка была проведена 14.11.2012, в нем не указаны основания проведения проверки, отсутствуют сведения о представителях Общества, присутствовавших при проверке, отсутствуют сведения об ознакомлении с актом проверки и сведения о вручении данного акта представителю Общества. Как утверждает Общество, показания температуры воздуха на гигрометре, фотография которого имеется в деле, не соответствуют показаниям температуры воздуха, отраженным в акте проверки.
Заместитель прокурора отзыв на апелляционную жалобу не направил.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно пункту 47 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и части 1 статьи 8 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
Общество имеет лицензию от 04.05.2012 N ЛО-21-01-000530 на осуществление фармацевтической деятельности.
При осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия, под которыми понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий.
Часть 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно примечанию к данной статье понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с частью 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", вступившей в силу с 01.07.2011, исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности закрепляется положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
Пунктом 6 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 (далее - Положение N1081), установлено, что осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а" -"з" пункта 5 настоящего Положения.
В подпунктах пункте "г" и "з" пункта 5 Положения установлено, что лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности должен соответствовать следующим лицензионным требованиям:
соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения (аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности), правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, требований части 6 статьи 55 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" и установленных предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;
соблюдение лицензиатом, осуществляющим хранение:
лекарственных средств для медицинского применения, - правил хранения лекарственных средств для медицинского применения.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23.08.2010 N 706н утверждены Правила хранения лекарственных средств, в которых установлены требования к помещениям для хранения лекарственных средств для медицинского применения, регламентированы условия хранения указанных лекарственных средств. Данные правила распространяются в том числе на аптечные организации, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность.
Согласно пункту 3 данных правил в помещениях для хранения лекарственных средств должны поддерживаться определенные температура и влажность воздуха, позволяющие обеспечить хранение лекарственных средств в соответствии с указанными на первичной и вторичной (потребительской) упаковке требованиями производителей лекарственных средств.
Инструкцией к препарату кислота борная 3% определены условия хранения: при температуре от +18°С до +20°С.
Из материалов дела следует, что в аптечном пункте, расположенном по адресу: Чувашская Республика, г. Марийский Посад, ул. Горького, д. 4, на полке шкафа Общество осуществляло хранение лекарственного препарата кислота борная 3%-25 мл., серия 290612 в количестве 19 флаконов при температуре воздуха +22°С.
Данный факт установлен судом и подтвержден представленными в материалы дела доказательствами (актом проверки от 15.11.2012, объяснениями Раковой Т.А. от 23.11.2012, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 23.11.2012).
Вменяемое Обществу нарушение, выразившееся в продаже лекарственного препарата без рецепта, суд первой инстанции счел недоказанным.
Довод Общества о несоответствии показаний температуры воздуха, отраженных в акте проверки, действительности судом апелляционной инстанции во внимание не принимается, поскольку факт хранения указанного лекарственного препарата при температуре +22°С в своих объяснениях подтвердила директор Общества Ракова Т.А. (л.д.16-17).
Ссылка Общества на несоответствие акта проверки от 15.11.2012 требованиям закона отклоняется.
В силу статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 2202-1) прокуратура наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона N 2202-1 предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Перечень полномочий прокуроров включает права беспрепятственно входить на территории и в помещения, иметь доступ к документам и материалам, вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проведения проверок по поступивших в органы прокуратуры материалам и обращениям; возбуждать производство об административном правонарушении (статьи 23, 27 Федерального закона N 2202-1).
Таким образом, что органы прокуратуры вправе проводить проверки, в том числе с привлечением выделенных по его требованию к осуществлению прокурорской проверки специалистов органов, указанных в пункте 1 статьи 21 Федерального закона N 2202-1, для выяснения возникших вопросов.
Таким образом, проверка проведена Прокуратурой в рамках предоставленных Федеральным законом N 2202-1 полномочий.
Как следует из материалов дела, проверка в отношении Общества проведена помощником прокурора Мариинско-Посадского района, по результатам которой 15.11.2012 составлен акт и подписан данным должностным лицом. Копия акта проверки вручена директору Общества лично, о чем свидетельствует подпись Раковой Т.А. (л.д.11).
Специальных требований к форме акта Федеральный закон N 2202-1 не содержит.
При таких обстоятельствах в деянии Общества содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из обстоятельств дела усматривается, что у Общества имелась возможность для соблюдения обязательных требований лицензионного законодательства, но оно не предприняло необходимых мер для их соблюдения. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о невозможности соблюдения температурного режима хранения лекарственного препарата, Обществом не представлено.
С учетом изложенного Арбитражный суд Чувашской Республики пришёл к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Мера ответственности судом первой инстанции определена в пределах санкции, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и применен минимальный размер штрафа.
Оценив конкретные обстоятельства дела, характер правонарушения, суд первой инстанции не усмотрел оснований для применения к рассматриваемому случаю положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Процессуальных нарушений, являющихся основанием для отказа в привлечении Общества к административной ответственности, административным органом не допущено. Постановление о возбуждении дела об административных правонарушениях вынесено с участием законного представителя Общества, которому разъяснены права.
Уплата государственной пошлины при рассмотрении заявления о привлечении к административной ответственности законом не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 14.02.2013 по делу N А79-14318/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГлобалФарм" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
Т.В. Москвичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-14318/2012
Истец: Прокуратура Мариинско-Посадского района ЧР, Прокуратура Мариинско-Посадского района Чувашской Республики
Ответчик: ООО "ГлобалФарм"
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Чувашской Республике, ООО "ГлобалФарм", Прокуратура Чувашской Республики