г. Санкт-Петербург |
|
13 июня 2013 г. |
Дело N А56-54644/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июня 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сериковой И.А.
судей Жиляевой Е.В., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Пономарёвым П.Н.
при участии:
от Управления: Мороз И.А., приказ от 29.04.2013 г., Захарова С.А, по доверенности от 30.01.2013 г.,
от ООО "1019": Гудиной Е.В. по доверенности от 20.05.2013 г., Кудаева А.В, по доверенности от 20.05.2013 г., Калмыкова С.С. по доверенности от 01.11.2012 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9286/2013) Управления Федерального казначейства по г. Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.03.2013 по делу N А56-54644/2012 (судья Сергеева О.Н.), принятое
по иску Управления Федерального казначейства по г. Санкт-Петербургу
к ООО "1019"
о взыскании
и по встречному иску ООО "1019"
к Управлению Федерального казначейства по г. Санкт-Петербургу
о взыскании
установил:
Управление Федерального казначейства по г.Санкт-Петербургу (местонахождение: г.Санкт-Петербург, ул.Котовского, д.1/10, ОГРН 1027806893531) обратилось в арбитражный суд г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью "1019" (местонахождение: г.Москва, Можайское ш., д.29, ОГРН 1037730014410) 5404701 руб. 31 коп. неустойки за просрочку исполнения обязательств на основании государственного контракта N 2/А от 30.03.2011 г. (с учетом изменения размера иска в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
ООО "1019" обратилось со встречным иском о взыскании с Управления 1384087 руб. 45 коп. задолженности и 125901 руб. 89 коп неустойки за просрочку платежа на основании указанного контракта.
Решением суда от 22.03.2013 г. в удовлетворении первоначального иска отказано. С Управления Федерального казначейства по городу Санкт-Петербургу в пользу ООО "1019" взыскано 1384087 руб. 45 коп. задолженности по оплате оказанных услуг и 125901 руб. 89 коп. неустойки, а также 28099 руб. 89 коп. расходов по госпошлине.
Управление Федерального казначейства по г.Санкт-Петербургу обратилось с апелляционной жалобой на указанное решение, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, которым иск Управления удовлетворить в полном объеме, в удовлетворении встречного иска отказать. Управление полагает, что судом первой инстанции не полно исследованы материалы дела и дана ненадлежащая оценка правоотношениям сторон.
ООО "1019" в отзыве на апелляционную жалобу возражает против ее удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, апелляционный суд полагает, что оно подлежит отмене ввиду следующего.
Как установлено, 30.03.2011 г. между Управлением Федерального казначейства по г.Санкт-Петербургу (заказчик) и ООО "1019" (исполнитель) заключен государственный контракт N 2/4, в соответствии с которым Общество обязалось оказывать Управлению услуги по комплектования, обслуживанию и хранению документов временного, постоянного срока хранения и дел по личному составу Управления и его отделений.
В соответствии с п.1.2 контракта наименование, количество, срок и место оказания услуг определяются требованиями к оказанию услуг (приложение N 1).
В разделе 3 Приложения N 1 к государственному контракту от 30.03.2011 г. N 2/а приведен перечень оказываемых Общество услуг. Согласно п.3.2 указанного Приложения N 1 Общество оказывает в том числе следующие услуги по подготовке к хранению документов:
- возврат дел, упакованных в архивные короба заказчику (силами исполнителя) по адресам, указанным в п.4.4 данных условий оказания услуг в сроки с 25.07.2011 г. до 29.07.2011 г. (дела отделений Управления Федерального казначейства по г.Санкт-Петербургу), с 26.12.2011 г. до 30.12.2011 г. (дела Управления Федерального казначейства по г.Санкт-Петербургу);
- передача дел заказчику по акту приема-передачи.
Пунктом 3.3 Приложения N 1 предусмотрено обеспечение информационно-справочной работы по запросам уполномоченных представителей заказчика, установлены виды исполнения запросов, сроки исполнения запросов.
Также пунктом 3.4 предусмотрен комплекс работ с документами временного срока хранения, в том числе содержащими сведения, составляющие государственную тайну, предусматривающий подготовку к уничтожению и уничтожение дел с истекшими сроками хранения.
Порядок и срок оплаты услуг согласованы сторонами в разделе 2 договора. Согласно п.2.1 общая стоимость услуг по контракту составляет 8796953 руб. Оплата производится ежемесячно в течение 10 рабочих дней с момента подписания сторонами акта сдачи-приемки оказанных услуг за соответствующий календарный месяц на основании выставленного счета (п.2.4.1).
Как предусмотрено п.3.1 контракта, сдача-приемка оказанных услуг производиться с участием представителей обеих сторон по результатам который подписывается акт сдачи-приемки оказанных услуг на объекте.
Пунктом 4.2 контракта предусмотрена ответственность исполнителя в случае просрочки исполнения своих обязательств, предусмотренных контрактом, в виде уплаты неустойки в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта за каждый день просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.
Обращаясь с настоящим иском в суд, Управление указывает на допущенные Обществом нарушения условий контракта: нарушены сроки возврата дел, предусмотренные п.3.2 Приложения N 1 к контракту, в нарушение п.3.3 Приложения не исполнены запросы по формулярам заказов, в нарушение п.3.4 контракта не представлены акты об уничтожении дел. На основании п.4.2 контракта за каждое нарушение условий Управлением начислена неустойка, сумма которой составила 5404701 руб. 31 коп.
ООО "1019" предъявило встречный иск о взыскании с Управления задолженности по оплате оказанных услуг в сумме 1384087 руб. 45 коп. и 125901 руб. 89 коп неустойки за просрочку платежа.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон N 94-ФЗ) под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Правоотношения сторон по государственному контракту квалифицированы судом как возмездное оказание услуг, регулируемое нормами главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно статье 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательства может обеспечиваться неустойкой. В статье 330 Гражданского кодекса Российской Федерации законодатель раскрывает понятие неустойки, под которой понимается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки его исполнения.
Оценив представленные в деле документы в порядке, предусмотренном ст.71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд полагает, что требования Управления подлежат удовлетворения, а в удовлетворении встречного иска Общества надлежит отказать.
Как следует из материалов дела, государственный контракт от 30.03.2011 г. N 2/а заключен Управлением и Обществом на срок с 30.03.2011 г. по 30.12.2011 г., и поскольку не содержит соглашения сторон о прекращении их обязательств по окончании срока его действия, в силу п.3 ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации считается действующим до полного исполнения сторонами обязательств по контракту.
Представленными в деле актами подтверждаются доводы Управления о том, что процесс передачи Обществом коробов с делами отделениям Управления продолжался до декабря 2011 года, в связи с чем неустойка на нарушение Обществом сроков возвращения дел отделениям Управления правомерна начислена Обществу на основании п.4.2 договора.
Также Общество не в полном объеме оказывало услуги по обеспечению информационно-справочной работы по запросам, что подтверждается письмами Управления от 02.12.2011 г. N 7200-10-55/6828 и от 13.12.2011 г. N 7200-10-55/6997, от 30.12.2011 г. N 7200-09-08/7371.
В соответствии с актом приема-передачи документов от 01.04.2011 г. Обществом принято от Управления 33205 дел. Согласно акту об уничтожении дел Управления с истекшими сроками хранения Общество в 2011 году уничтожило 1978дел. При этом из материалов дела следует, что документы возвращались по актам 29.11.2011 г., 26.01.2012 г., 27.01.2012 г., 12.03.2012 г., 19.03.2012 г., 28.093.2012 г., 16.05.2012 г., 01.06.2012 г., 25.06.2012 г. Часть дел Обществом не возвращена. Поскольку Обществом нарушены сроки возвращения дел Управления, неустойка за указанное нарушение условий контракта начислена Управлением правомерно.
Кроме того, как следует из п.3.4 приложения N 1 к контракту, дела Управления со сроками хранения, истекшими на 01.01.2011 г. должны быть уничтожены до 26.12.2011 г. Акты об уничтожении дел Управления с истекшими сроками представлены Обществом только 16.11.2012 г., в связи с чем к Обществу применены меры ответственности за данное нарушение.
Ссылки Общества на то, что факт нарушения сроков передачи документов отделений до 29.07.2011 г. опровергается актами приема-передачи услуг, подписанными Управлением и тем, что услуги за данный период были полностью оплачены, не принимаются апелляционным судом.
Как следует из материалов дела, Управление оплатило хранение дел в соответствии с условиями контракта по июль включительно. При этом в деле имеются доказательства того, что возврат дел отделений не был завершен в установленный срок. Акты приема-передачи оказанных услуг, не подписанные Управлением, имеют недостатки в оформлении и содержат недостоверные сведения по объемам оказанных услуг.
Общество считает, что Управлением не доказан факт неисполнения справочно-информационных запросов от 13.12.2011 г., от 14.12.2011 г., от 19.12.2011 г., поскольку не представлено доказательств их направления Обществу и их получения. Из материалов дела следует, что указанные запросы отправлялись на электронную почту и факс Общества; в отзыве на иск (л.д.65) Общество не оспаривает их получение и указывает причины невозможности их исполнения. Кроме того, государственный контракт не содержит каких-либо ограничений относительно способов направления запросов.
С учетом вышеизложенного, апелляционный суд полагает, что материалами дела подтверждается нарушение Обществом условий государственного контракта от 30.03.2011 г. N 2/А, в связи с чем требования Управления о взыскании с ООО "1019" неустойки подлежат удовлетворению.
Поскольку апелляционным судом установлен факт ненадлежащего оказания Обществом услуг по государственному контракту, оснований для удовлетворения встречного иска не имеется.
На основании ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст.333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по иску и апелляционной жалобе относится на Общество.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.03.2013 г. по делу N А56-54644/2012 отменить.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "1019" (местонахождение: г.Москва, Можайское ш., д.29, ОГРН 1037730014410) с в пользу Управления Федерального казначейства по г.Санкт-Петербургу (местонахождение: г.Санкт-Петербург, ул.Котовского, д.1/10, ОГРН 1027806893531) 5404701 руб. 31 коп. неустойки за просрочку исполнения обязательства по государственному контракту N 2/А от 30.03.2011 г.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "1019" (местонахождение: г.Москва, Можайское ш., д.29, ОГРН 1037730014410) в доход федерального бюджета 52023 руб. 50 коп. государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе.
В удовлетворении встречного иска отказать.
Председательствующий |
И.А. Серикова |
Судьи |
Е.В. Жиляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-54644/2012
Истец: Управление Федерального казначейства по г. Санкт-Петербургу
Ответчик: ООО "1019"