г. Чита |
|
13 июня 2013 г. |
Дело N А10-5323/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июня 2013 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Е. В. Желтоухова, Д. В. Басаева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е. Н. Гусевой,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Бурятия на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 5 апреля 2013 года по делу N А10-5323/2012 по заявлению Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Бурятский государственный университет" (ОГРН 1020300970106, ИНН 0323085259) к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Бурятия (ОГРН 1040302972082, ИНН 0326021133) о признании недействительным представления N 04-12/71 от 03.12.2012 г.,
(суд первой инстанции судья Пунцукова А. Т.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Жамбалов В. В. - представитель по доверенности N 478 от 31.08.2011 г.; Шаданова Н. В. - представитель по доверенности N 15 от 17.01.2013 г.,
от заинтересованного лица: Орлов А. С. - представитель по доверенности N 02-10-14-02/10 от 09.01.2013 г.,
установил:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Бурятский государственный университет" (далее ФГБОУ ВПО "БГУ", Университет, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Бурятия (далее Управление, ТУ ФС ФБН) о признании недействительным пункта 1 раздела 1 представления N 04-12/71 от 03.12.2012 г. о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, требования о возмещении незаконно израсходованных средств федерального бюджета.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 5 апреля 2013 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что назначение и выплата спорных стипендий за счет средств федерального бюджета студентам ФГБОУ ВПО "БГУ" не является незаконным использованием средств федерального бюджета, в связи с чем, Университетом, как получателем бюджетных средств, не допущено нарушений ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ТУ ФС ФБН обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального и процессуального права. Управление указывает, что Университетом, как получателем бюджетных средств, при финансировании именных стипендий из федерального бюджета нарушена ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Кроме того, заявителем апелляционной жалобы указано, что спорное представление не может быть обжаловано в порядке ст. 24 АПК РФ.
Представитель Управления доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований заявителя отказать.
ФГБОУ ВПО "БГУ" в отзыве на апелляционную жалобу с указанными в ней доводами не согласилось, указав на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Представитель заявителя просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, выслушав доводы представителей сторон, пришел к следующим выводам.
Из представленных в материалы дела документов следует, что на основании приказа руководителя ТУ ФС ФБН N 123 от 24.09.2012 г. должностными лицами Управления проведена проверка деятельности Университета по вопросам финансово-хозяйственной деятельности за период с 01.01.2011 г. по 31.12.2011 г.
В ходе проведения проверки Управлением установлено нарушение ФГБОУ ВПО "БГУ" бюджетного законодательства, выразившегося, в том числе, в незаконном использовании средств федерального бюджета, не являющееся нецелевым использованием.
Результаты проверки отражены в Акте N 123 от 23.11.2012 г.
На основании результатов проверки руководителем ТУ ФС ФБН в адрес Университета вынесено представление N 04-12/71 от 03.12.2012 г. с предложением принять меры по недопущению в дальнейшем совершения нарушений бюджетного законодательства, выразившееся, в том числе, в незаконном использовании средств федерального бюджета, не являющееся нецелевым использованием, по назначению и выплате именной стипендии за счет средств федерального бюджета студентам ФГБОУ ВПО "БГУ", выплата которой должна осуществляться за счет средств субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, собственных средств (раздел 1 пункт 1).
Кроме того, предложено по нарушениям, изложенным в пунктах 1, 2, пунктах с 1 по 9 раздела II настоящего представления, рассмотреть вопрос о возмещении незаконно израсходованных средств федерального бюджета.
Не согласившись с представлением Управления в указанной части, обжаловало его в судебном порядке.
Согласно пункту 2) статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, об оспаривании ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В Определениях Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2003 года N 449-О и от 4 декабря 2003 года N 418-О также указано, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд, а арбитражный суд обязан рассмотреть исковые требования о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц - незаконными, если заявители полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления этой деятельности.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского законодательства Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
- несоответствие оспариваемого им представления N 04-12/71 от 03.12.2012 г. закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение прав и законных интересов Университета при принятии оспариваемого ненормативного правового акта.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, основанием для вынесения ФГБОУ ВПО "БГУ" представления N 04-12/71 от 03.12.2012 г. явилось, в том числе, установленное ТУ ФС ФБН в ходе проверки нарушение Университетом ст. 162 Бюджетного кодекса РФ, п. 8, 9 Типового положения, выразившееся в незаконном использовании средств федерального бюджета в размере 1873440 руб., не являющееся нецелевым использованием, по начислению и выплате студентам именных стипендий за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с п. 3 ст. 16 Федерального закона N 125-ФЗ от 22.08.1996 г. "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", студенты имеющих государственную аккредитацию высших учебных заведений, обучающиеся по очной форме обучения (далее - студенты очной формы обучения) и получающие образование за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются стипендиями в размере 1 100 рублей в порядке и на условиях, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 2 Типового положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 487 от 27.06.2001 г. установлено, что стипендии, являясь денежной выплатой, назначаемой учащимся федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, слушателям и студентам из числа граждан, проходивших военную службу, студентам, аспирантам и докторантам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях и научных организациях, подразделяются на:
стипендии Президента Российской Федерации и специальные государственные стипендии Правительства Российской Федерации;
государственные стипендии для аспирантов и докторантов;
государственные академические стипендии;
государственные социальные стипендии;
именные стипендии;
государственные стипендии для учащихся федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования;
государственные стипендии для слушателей и студентов из числа граждан, проходивших военную службу, федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования.
Согласно п. 5, 6, 16, 17 Типового положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 487 от 27.06.2001 г. государственные академические и социальные стипендии назначаются студентам, обучающимся в образовательных учреждениях, за счет средств федерального бюджета.
Государственные академические стипендии назначаются студентам, обучающимся по очной форме обучения, в зависимости от успехов в учебе и научной деятельности.
Распределение стипендиального фонда и процедура назначения стипендий студентам, аспирантам и докторантам регулируются в порядке, утвержденном ученым советом (советом) образовательного учреждения в соответствии с его уставом и согласованном со студенческой (объединенной) профсоюзной организацией (при ее наличии) и с представителями студентов.
Назначение государственной академической стипендии производится приказом руководителя образовательного учреждения по представлению стипендиальной комиссии. В состав стипендиальной комиссии могут включаться представители студенческого профсоюзного комитета, представители студентов.
В соответствии с п. 3.2, 3.6, 4.8 Положения о стипендиальном обеспечении в ГОУ ВПО "Бурятский государственный университет", утвержденного Решением Ученого Совета БГУ от 27.05.2010 г., государственные академические стипендии назначаются студентам, обучающимся по очной форме обучения, в зависимости от успехов в учебе и научной деятельности.
Для студентов устанавливаются следующие виды и размеры государственных академических стипендий:
- академическая стипендия, размер которой определяется законодательством РФ;
- повышенная государственная академическая стипендия отличникам (коэффициент повышения 2);
- повышенная государственная академическая стипендия учащимся на "хорошо" и "отлично" (коэффициент повышения 1,5).
Размеры именных стипендий для студентов, аспирантов и докторантов определяются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, учредившими эти стипендии.
За особые успехи в учебной и научной деятельности студентам, аспирантам и докторантам могут устанавливаться повышенные стипендии в порядке, определенном Ученым Советом университета.
Пунктом 4 ст. 28 Федерального закона N 125-ФЗ от 22.08.1996 г. "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" установлено, что высшие учебные заведения самостоятельно определяют направления использования средств, полученных ими из соответствующего бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 22, 10 Типового положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 487 от 27.06.2001 г., за особые успехи в учебной и научной деятельности учащимся федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, студентам, аспирантам и докторантам в пределах имеющихся средств могут устанавливаться повышенные стипендии в порядке, определенном ученым советом (советом) образовательного учреждения или научной организации.
Размер государственной академической стипендии определяется образовательным учреждением самостоятельно, но не может быть меньше размера стипендии, установленного законом.
В соответствии с вышеуказанными нормами, за отличные успехи в учебе, активное участие в общественных мероприятиях, в научно-исследовательской работе институтов, факультетов и университета, приказами ректора Университета от 07.10.2010 г. назначены стипендии (приказы N 847 и N 845 - стипендия ректора БГУ; приказ N 848 - стипендия имени Д. Банзарова; приказ N 842 - стипендия имени Т. А. Бертагаева; приказ N 844 - стипендия имени Г. Б. Шойдогбаевой; приказ N 843 - стипендия имени М. П. Хабаева) студентам и магистрантам с 01.09.2011 г. по 30.06.2012 г. Размер стипендий для студентов составил 4320 руб.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в конкретном рассматриваемом случае, спорные стипендии по существу являлись не именными, а повышенными академическими стипендиями, в соответствиями с требованиями Федерального закона N 125-ФЗ от 22.08.1996 г. "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", Типового положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 487 от 27.06.2001 г. и Положения о стипендиальном обеспечении в ГОУ ВПО "Бурятский государственный университет", утвержденного Решением Ученого Совета БГУ от 27.05.2010 г., оплачиваемыми из федерального бюджета.
Суд апелляционной инстанции признает несостоятельными доводы Управления, что назначенные приказами ректора Университета N N 847, 845, 848, 842, 844, 843 от 07.10.2010 г. стипендии имени Д. Банзарова, Т. А. Бертагаева, Г. Б. Шойдогбаевой и М. П. Хабаева являются по сути именными, в связи с чем, должны выплачиваться за счет лица, учредившего данную стипендию, в силу следующего.
В соответствии с п. 9 Типового положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 487 от 27.06.2001 г., материальная поддержка учащихся федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, студентов, аспирантов и докторантов осуществляется за счет:
а) средств федерального бюджета;
б) средств, предназначенных для выплаты именных стипендий;
в) внебюджетных средств.
Согласно п. 8 Типового положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 487 от 27.06.2001 г. и п. 2.7 Положения о стипендиальном обеспечении в ГОУ ВПО "Бурятский государственный университет", именные стипендии учреждаются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами и назначаются студентам, аспирантам и докторантам.
Пунктом 14 Типового положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 487 от 27.06.2001 г. и пунктом 3.6 Положения о стипендиальном обеспечении в ГОУ ВПО "Бурятский государственный университет", установлено, что размеры именных стипендий для учащихся федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, студентов, аспирантов и докторантов определяются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, учредившими эти стипендии.
Из анализа вышеуказанных норм права следует, что именные стипендии учреждаются и оплачиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, то есть, лицами учредившими данные стипендии. При этом именная стипендия выплачивается наряду с выплатой академической стипендии.
В материалах дела отсутствуют какие либо доказательства, свидетельствующие о том, что спорные стипендии выплачивались наряду с академической стипендией, а учитывая тот факт, что по сути Университетом назначалась и выплачивалась повышенная стипендия, как надбавка к государственной академической стипендии за отличные успехи в учебе и за активное участие в общественных мероприятиях, научно-исследовательской работе институтов, университета, суд первой и инстанции обоснованно пришел к выводу, что поскольку максимальный размер выплачиваемых учебными заведениями стипендий в проверяемом периоде законодательством установлен не был, ФГБОУ ВПО "БГУ" имел право назначить и выплачивать повышенные стипендии студентам в размере 3960 руб. и 4320 руб.
Кроме того, согласно п. 12 Типового положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 487 от 27.06.2001 г. объем бюджетных средств, направляемых образовательным учреждением на выплату государственных социальных стипендий, не может превышать 50 процентов бюджетных средств, предназначенных для выплаты государственных академических и социальных стипендий.
Учитывая все вышеизложенное, а так же, отсутствие доказательств о том, что ФГБОУ ВПО "БГУ" в проверенном периоде превысило объем бюджетных средств, направляемых образовательным учреждением на выплату государственных социальных стипендий, предназначенных для выплаты государственных академических и социальных стипендий, выплата спорных стипендий за счет средств федерального бюджета студентам ФГБОУ ВПО "БГУ" является законным использованием средств федерального бюджета.
Таким образом, довод Управления о нарушении Университетом, как получателем бюджетных средств, статьи 162 Бюджетного кодекса РФ, является несостоятельным.
На основании всего вышеизложенного, суд апелляционной инстанции находит законным и обоснованным вывод суда первой инстанции, что обжалуемый пункт 1 раздела 1 представления ТУ ФС ФБН N 04-12/71 от 03.12.2012 г. о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, требование о возмещении незаконно израсходованных средств федерального бюджета нарушает права и законные интересы ФГБОУ ВПО "БГУ" не соответствует требованиям Бюджетного кодекса РФ.
Суд апелляционной инстанции признает несостоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что спорное представление не может быть обжаловано в порядке ст. 24 АПК РФ, в силу следующего.
Согласно ч. 1 ст. 268 Бюджетного кодекса РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 278 от 15.06.2004 г. установлено, что Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, которому в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности предоставлено право направлять в проверенные организации обязательные для рассмотрения представления или обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений.
Статьей 284 Бюджетного кодекса РФ представление руководителей Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса отнесено к мерам принуждения за нарушение бюджетного законодательства.
Частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
Согласно ст. 29 АПК РФ к подведомственности арбитражных судов отнесены дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 20.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" определено, что представления административных органов (должностных лиц), осуществляющих государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства (ответственность за невыполнение которых предусмотрена частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях и в порядке, определенных главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, а так же Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6720/09 от 22.09.2009 г. оспариваемое представление является мерой принуждения, неисполнение которого влечет административную ответственность, и как следствие может быть оспорено в арбитражном суде в соответствии с главой 24 АПК РФ.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают правильных и обоснованных выводов суда первой инстанции и не влияют на законность оспариваемого решения.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции не имеется оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 5 апреля 2013 года по делу N А10-5323/2012, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 5 апреля 2013 года по делу N А10-5323/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
Е. В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-5323/2012
Истец: ФГБОУ ВПО "Бурятский государственный университет", Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Бурятский государственный университет
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Бурятия, ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Бурятия