г. Челябинск |
|
13 июня 2013 г. |
Дело N А76-15980/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июня 2013 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Костина В.Ю., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Червяковой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Томинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 24.03.2012 по делу N А76-15980/2012 (судья Мрез И.В.).
Администрация Томинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области (далее - Администрация, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствии стихийных бедствий по Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, Управление, ГУ МЧС РФ по Челябинской области) о признании недействительными распоряжения от 30.07.2012 N 163 о проведении выездной внеплановой проверки в период с 01.08.2012 по 08.08.2012, а также предписаний от 07.08.2012 N 163/3/8-20 об устранении нарушений в области гражданской обороны и от 07.08.2012 N 163/4/14-27 об устранении нарушений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 24.04.2013 (резолютивная часть решения объявлена 17.04.2013) требования заявителя удовлетворены частично, признаны недействительными пункты 1, 2, 3, 7, 8, 9, 11 и 17 предписания от 07.08.2012 N 163/3/8-20 и пункты 2, 4, 9, 10, 12, 15, 16, 17, 21, 22, 23, 24, 25, 26 предписания от 07.08.2012 N 163/4/14-27, а в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением в части отказа в удовлетворении заявленных требований, Администрация обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции в указанной части отменить, а заявленные требования в этой части удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на наличие грубых нарушений порядка проведении Управлением проверки. Указывает на проведение проверки без участия представителя заявителя. Полагает, что проверка фактически не проводилась, так как факт выезда проверяющих должностных лиц на место не зафиксирован и требование о представлении документов для проведения проверки заявителю не направлялось. Полагает, что ни акт проверки, ни одно из предписаний не содержат указания на выявленные нарушения, связанные с необходимостью истребования доказательств для цели проверки, указанной в Указе Президента Российской Федерации N 1015 от 17.07.2012, на основании которого проведена проверка, в связи с чем полагает, что проверка проведена за рамками предмета проверки и без остаточных оснований. Ссылается на то, что о времени и месте составления акта проверки он не извещался. При том, что акт составлен не сразу после проведения проверки, в связи с чем считает нарушенными свои права на участие в составлении акта проверки. Также указывает на непредставление ему в установленном порядке акта проверки, что является самостоятельным основанием для признания недействительными результатов такой проверки. Помимо этого, Администрация обращает внимание на отсутствие в акте проверки и предписаниях сведений о конкретных объектах, подвергнутых проверке, и неподтверждение нарушений какими-либо доказательствами помимо подписей проводивших проверку должностных лиц в акте проверки. Ссылается на решение Сосновского районного суда от 17.12.2012 по делу об административном правонарушении, которым установлено отсутствие оснований для проведения рассматриваемой проверки, несоответствие предмета и оснований проверки Указу Президента Российской Федерации N 1015 от 17.07.2012 и недоказанность фактов нарушений. Этот судебный акт заявитель считает преюдициальным для рассмотрения настоящего спора
Представители сторон, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия.
Поскольку заявителем решение суда первой инстанции обжалуется лишь в части отказа в удовлетворении заявленных требований, и возражений против пересмотра судебного акта лишь в обжалованной части от заинтересованного лица не поступило, в соответствии с ч.5 ст.268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обжалованный судебный акт проверяется судом апелляционной инстанции на предмет законности и обоснованности исключительно в указанной части.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает обжалуемый судебный акт в обжалованной части не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании Указа Президента Российской Федерации N 1015 от 17.07.2012 "О мерах по ликвидации последствий стихийного бедствия - наводнения в Краснодарском крае" и принятого в соответствии с ним поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 18.07.2012 N ДМ-П4-4073, на основании Приказа Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.07.2012 N 427, временно исполняющим обязанности начальника отдела надзорной деятельности N 17 Управления надзорной деятельности ГУ МЧС РФ по Челябинской области издано распоряжение от 30.07.2012 N 163 о проведении внеплановой выездной проверки Администрации (т.1 л.д.124-125). Предмет проверки определен следующим образом: "Исполнение полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установленных отдельными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создание координационных органов, постоянно действующих органов управления, органов повседневного управления, сил и средств, резервов финансовых и материальных ресурсов, систем связи, оповещения и информационного обеспечения в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, готовность должностных лиц, сил и средств к действиям в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера. Соблюдение специальных условий (правил) эксплуатации имеющихся технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами российской Федерации". Для проведения проверки определен временной период с 01.08.2012 по 08.08.2012. Пункт 11 распоряжения содержит перечень документов, представление которых необходимо для достижения целей и задач проверки.
С распоряжением Глава Томинского сельского поселения ознакомлен 31.07.2012, о чем свидетельствует соответствующая отметка на распоряжении. Также на распоряжении имеется отметка за подписью заместителя Главы Томинского сельского поселения о фактическом начале проверки 03.08.2012.
В соответствии с указанным распоряжением сопроводительным письмом от 07.08.2012 Администрация представила заинтересованному лицу истребованные документы (т.1 л.д.37-38).
На основании распоряжения от 30.07.2012 N 163 отделом надзорной деятельности N 17 Управления надзорной деятельности ГУ МЧС РФ по Челябинской области в отношении Администрации проведена внеплановая выездная проверка, результаты которой отражены в акте проверки N 163 от 07.08.2012 (т.1 л.д.25-36, т.2 л.д.113-122), зафиксировавшем 47 нарушений законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Акт проверки содержит отметку о проведении проверки в присутствии заместителя Главы Томинского сельского поселения. На экземпляре акта проверки, представленном Управлением имеется входящая отметка о его вручении Администрации 07.08.2012 за входящим номером 141.
По результатам проверки Управлением заявителю выданы предписания от 07.08.2012 N 163/3/8-20 "По устранению нарушений требований законодательства в области гражданской обороны" и N 163/4/14-27 "По устранению нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (т.1 л.д.12-36, т.2 л.д.123-134).
В соответствии с предписанием N 163/3/8-20 заявителю предписано в срок до 13.08.2013 устранить следующие нарушения: 1. Не создан постоянно действующий орган управления единой системой РСЧС: (входит в состав органов управления). Предписано создать постоянно действующий орган управления единой системой РСЧС (входит в состав органов управления); 2. Не назначены полномочия должностного лица (структурного подразделения), уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны. Предписано назначить должностное лицо (структурного подразделения), уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны; 3. Не создан орган повседневного управления единой системой РСЧС (входит в состав органов управления). Предписано создать орган повседневного управления единой системой РСЧС: (входит в состав органов управления); 4. Отсутствует система оповещения населения об опасностях, при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Предписано обеспечить системой оповещения население об опасностях, при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; 5. Отсутствует план гражданской обороны. Предписано разработать план гражданской обороны. 6. Отсутствует план основных мероприятий в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС и ОПБ на 2012 год. Предписано разработать план основных мероприятий в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС и ОПБ на 2012 год; 7. Отсутствует план КЧС органов местного самоуправления по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Предписано разработать план КЧС органов местного самоуправления по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов; 8. Отсутствует план эвакуации. Предписано разработать план эвакуации; 9. Не спланированы и не проведены первоочередные мероприятия по повышению устойчивости функционирования организации. Предписано спланировать и провести первоочередные мероприятия по повышению устойчивости функционирования организации; 10. Не создано содержание в целях гражданской обороны запасов продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств. Предписано обеспечить содержание в целях гражданской обороны запасами продовольствия, медицинскими средствами, индивидуальной защитой и иными средствами; 11. Не создано оснащение курсов гражданской обороны и учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне и организация их деятельности. Предписано обеспечить оснащение курсов гражданской обороны и учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне и организации их деятельности; 12. Не пройдено обучение (повышение квалификации) руководителем органа местного самоуправления. Предписано пройти обучение (повышение квалификации) руководителем органа местного самоуправления; 13. Не пройдено обучение должностными лицами (должностным лицом) структурных подразделений, уполномоченных (уполномоченного) на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны. Предписано пройти обучение должностными лицами (должностным лицом) структурных подразделений, уполномоченных (уполномоченного) на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны; 14. Не проведено обучение с лицами, занятыми в сфере производства и обслуживания, не включенными в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Предписано провести обучение с лицами, занятыми в сфере производства и обслуживания, не включенными в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; 15. Не проведено обучение с лицами, не занятыми в сфере производства и обслуживания. Предписано провести обучение с лицами, не занятыми в сфере производства и обслуживания; 16. Не обеспечены работники органов местного самоуправления и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений средствами индивидуальной защиты (инвентаризационная ведомость имущества гражданской обороны, план выдачи и распределения средств индивидуальной защиты работникам в установленные сроки). Предписано обеспечить работников органов местного самоуправления и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений средствами индивидуальной защиты (инвентаризационная ведомость имущества гражданской обороны, план выдачи и распределения средств индивидуальной защиты работникам в установленные сроки); 17. Не организовано накопление, освежение средств индивидуальной защиты (наличие графика (плана) накопления, освежения средств индивидуальной защиты). Предписано организовать накопление, освежение средств индивидуальной защиты (наличие графика (плана) накопления, освежения средств индивидуальной защиты); 18. Не обеспечены работники органа местного самоуправления и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений дополнительных патронов к противогазам для защиты от аварийно химически опасных веществ на 40% от их общей численности. Предписано обеспечить работников органа местного самоуправления и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений дополнительными патронами к противогазам для защиты от аварийно химически опасных веществ на 40% от их общей численности; 19. Не обеспечены работники органа местного самоуправления и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений медицинскими средствами индивидуальной защиты на 30% от общей численности работников. Предписано обеспечить работников органа местного самоуправления и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений медицинскими средствами индивидуальной защиты на 30% от общей численности работников; 20. Не создано содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения. Предписано обеспечить содержание и организовать деятельность аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения.
Предписанием N 163/4/14-27 заявителю предписано в срок до 13.08.2013 устранить следующие нарушения: 1. Не создан постоянно действующий орган управления единой системой РСЧС (входит в состав органов управления). Предписано создать постоянно действующего органа управления единой системой РСЧС; 2. Не назначено лицо, уполномоченное на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны. Предписано назначить лицо, уполномоченное на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны; 3. Отсутствует координационный орган единой системы РСЧС (входит в состав органов управления). Предписано разработать координационные органы единой системы РСЧС; 4. Отсутствует положения о комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности. Предписано разработать положение о комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности; 5. Отсутствует орган повседневного управления единой системой РСЧС (входит в состав органов управления). Предписано разработать орган повседневного управления единой системой РСЧС; 6. Отсутствует система оповещения населения об опасностях при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Предписано обеспечить системой оповещения населения об опасностях при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; 7. Отсутствует паспорт безопасности муниципального образования. Предписано разработать паспорт безопасности муниципального образования; 8. Отсутствует план действий по предупреждению и ликвидации ЧС. Предписано разработать план действий по предупреждению и ликвидации ЧС; 9. Отсутствует план основных мероприятий в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС и ОПБ на 2012 год. Предписано разработать план основных мероприятий в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС и ОПБ на 2012 год; 10. Отсутствует план звеньев территориальной подсистемы РСЧС. Предписано разработать план звеньев территориальной подсистемы РСЧС; 11. Отсутствует план эвакуации. Предписано разработать план эвакуации; 12. Не проводятся первоочередные мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций. Предписано провести первоочередные мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций; 13. Не создан резерв финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Предписано создать резерв финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; 14. Не пройдено обучение (повышение квалификации) руководителем органа местного самоуправления. Предписано пройти обучение (повышение квалификации) руководителем органа местного самоуправления; 15. Не пройдено обучение (повышение квалификации) членами комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и пожарной безопасности, должностными лицами. Предписано пройти обучение (повышение квалификации) членами комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и пожарной безопасности, должностными лицами; 16. Не пройдено прохождение обучения должностными лицами (должностным лицом) структурных подразделений, уполномоченных (уполномоченного) на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны. Предписано пройти обучение должностными лицами (должностным лицом) структурных подразделений, уполномоченных (уполномоченного) на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны; 17. Не пройдено обучение (повышение квалификации) руководителем и специалистами дежурно-диспетчерской службы. Предписано пройти обучение (повышение квалификации) руководителем и специалистами дежурно-диспетчерской службы; 18. Не проведено обучение с лицами, занятыми в сфере производства и обслуживания, не включенными в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Предписано пройти обучение с лицами, занятыми в сфере производства и обслуживания, не включенными в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; 19. Не проведено обучение с лицами, не занятыми в сфере производства и обслуживания. Предписано пройти обучение с лицами, не занятыми в сфере производства и обслуживания; 20. Не проведено командно-штабное учение (штабная тренировка) по действиям при возникновении ЧС. (в органах местного самоуправления - 1 раз в 3 года). Предписано провести командно-штабное учение (штабная тренировка) по действиям при возникновении ЧС (в органах местного самоуправления - 1 раз в 3 года); 21. Не проведено тактико-специальное учения с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований (с участием формирований постоянной готовности - 1 раз в год). Предписано провести тактико-специальные учения с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований (с участием формирований постоянной готовности - 1 раз в год); 22. Не проведены комплексные учения (тренировки) по действиям при возникновении ЧС (1 раз в 3 года в муниципальных образованиях). Предписано провести комплексные учения (тренировки) по действиям при возникновении ЧС (1 раз в 3 года в муниципальных образованиях); 23. Не обеспечены работники органа местного самоуправления и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений средствами индивидуальной защиты. Предписано обеспечить работников органа местного самоуправления и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений средствами индивидуальной защиты; 24. Не организовано накопление, освежение средств индивидуальной защиты. Предписано организовать накопление, освежение средств индивидуальной защиты; 25. Не обеспечены работники органа местного самоуправления и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений дополнительными патронами к противогазам для защиты от аварийно химически опасных веществ на 40% от их общей численности. Предписано обеспечить работников органа местного самоуправления и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений дополнительными патронами к противогазам для защиты от аварийно химически опасных веществ на 40% от их общей численности; 26. Не обеспечены работники органа местного самоуправления и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений медицинскими средствами индивидуальной защиты на 30% от общей численности работников. Предписано обеспечить работников органа местного самоуправления и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений медицинскими средствами индивидуальной защиты на 30% от общей численности работников; 27. Не создано содержание и не организована деятельность аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения. Предписано обеспечить содержание и организовать деятельность аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения.
Полагая эти предписания не соответствующими закону и нарушающими права заявителя в сфере экономической деятельности, Администрация обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Спор рассмотрен судом первой инстанции по правилам, установленным главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев требования заявителя по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности требований заявителя в части пунктов 1, 2, 3, 7, 8, 9, 11 и 17 предписания от 07.08.2012 N 163/3/8-20 и пунктов 2, 4, 9, 10, 12, 15, 16, 17, 21, 22, 23, 24, 25, 26 предписания от 07.08.2012 N 163/4/14-27, а также о необоснованности заявленных требований в остальной части.
Выводы суда первой инстанции в отношении частичного удовлетворения заявленных требований сторонами не обжалуются и судом апелляционной инстанции не проверяются.
Оценивая обстоятельства спора и доводы апелляционной жалобы применительно к обжалованной части судебного акта суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания незаконными действий и решений органов, осуществляющих публичные полномочия, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
Как следует из текста апелляционной жалобы, обжалуя решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований Администрации о признании незаконными распоряжения о проведении проверки, а также пунктов 4, 5, 6, 10, 12-16, 18-20 предписания от 07.08.2012 N 163/3/8-20 и пунктов 1, 3, 5-8, 11, 13, 14, 18, 19, 20 предписания от 07.08.2012 N 163/4/14-27, предписывающих устранить нарушения ст.11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", ст.8 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", п.п.4, 5, 6, 12, 15.2 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС РФ от 14.11.2008 N 687, п.п.3, 4 Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 N 841, п.4, 18, 19 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного Приказом МЧС РФ от 21.12.2005 N 993, п.п.5, 8, 14, 15, 16, 17 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением правительства Российской Федерации от 04.09.2003 N 547, п.п.7, 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", п.п.2, 3, 4 Приказа МЧС РФ от 25.10.2004 N 484 "Об утверждении типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", заявитель ссылается на грубые нарушения процедуры проведения проверки и на недоказанность указанных в этих пунктах предписаний нарушений.
Оценивая эти доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Полномочия заинтересованного лица по проведению проверок соблюдения требований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций установлены Указом Президента от 11.07.2004 N 868, Постановлениями Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 712 и от 21.05.2007 N 305, а также Административным регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным Приказом МЧС России от 26.06.2012 N 359 и Положением о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации", утвержденным приказом МЧС России от 06.08.2004 N 372.
При осуществлении указанной деятельности Управление обязано соблюдать требования Федерального закона от 26.12.2012 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), регламентирующего в том числе порядок осуществления внеплановой выездной проверки.
Частью 1 статьи 20 Закона N 294-ФЗ установлено, что результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
В силу части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ к грубым нарушениям относится в том числе нарушение требований, предусмотренных: пунктом 2 части 2, частью 3 статьи 10 этого Закона (в части оснований проведения внеплановой выездной проверки) (п.2); частью 1 статьи 14 этого Закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля) (п.4); пунктом 3 статьи 15 этого Закона (в части требования документов, не относящихся к предмету проверки) (п.5); частью 4 статьи 16 этого Закона (в части непредставления акта проверки).
Пунктом 3 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ установлено, что основанием для проведения внеплановой проверки может являться в том числе приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
В силу статьи 14 Закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (ч.1). Эта же норма содержит требования, предъявляемые к распоряжению о проведении проверки (ч.2).
Пунктом 3 статьи 15 Закона N 94-ФЗ органы государственного контроля (надзора) муниципального контроля ограничены в праве требовать у проверяемого лица представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов.
Частью 4 статьи 16 Закона N 94-ФЗ установлено, что акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.
Из материалов дела следует, что основанием для проведения проверки в рассматриваемой ситуации являлся Приказа Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.07.2012 N 427, изданный на основании Указа Президента Российской Федерации N 1015 от 17.07.2012 "О мерах по ликвидации последствий стихийного бедствия - наводнения в Краснодарском крае" и принятого в соответствии с ним поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 18.07.2012 N ДМ-П4-4073. То есть, проверка проведена Управлением при наличии законного основания.
Содержание распоряжения о проведении проверки от 30.07.2012 N 163 соответствует требованиям, предъявляемым к такому документу частью 2 ст.14 Закона N 294-ФЗ. При этом отраженные в распоряжении предмет и цели проверки, а также перечень истребованных этим распоряжением документов, необходимых для проведения проверки полностью соответствует целям, указанным в Указе Президента Российской Федерации N 1015 от 17.07.2012 "О мерах по ликвидации последствий стихийного бедствия - наводнения в Краснодарском крае", поручении Председателя Правительства Российской Федерации от 18.07.2012 N ДМ-П4-4073 и Приказе Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.07.2012 N 427.
Так, в соответствии с пунктом 11 Указа Президента Российской Федерации N 1015 от 17.07.2012 "О мерах по ликвидации последствий стихийного бедствия - наводнения в Краснодарском крае", Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предписано во всех зонах возможного затопления (подтопления) на территории Российской Федерации в срок до 16 августа 2012 г. проверить наличие средств, предназначенных и выделяемых для эвакуационных мероприятий и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и при необходимости произвести доукомплектование.
Поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 18.07.2012 N ДМ-П4-4073 МЧС России в числе иных органов обеспечить совместно с иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями реализацию положений Указа Президента Российской Федерации N 1015 от 17.07.2012.
Приказом Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.07.2012 N 427 в числе прочего поручено осуществить меры по проверке готовности систем оповещения населения, проверить в установленном порядке готовность сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к выполнению задач по оповещению и эвакуации населения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Распоряжением от 30.07.2012 N 163 у заявителя Управлением истребованы документы, содержащие сведения о проверяемом лице (его регистрации и структуре), подтверждающие полномочия его представителя, паспорта безопасности муниципальных образований, планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также документы, содержащие информацию о деятельности в проверяемой сфере (об органе, уполномоченном на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций; о количестве проживающего населения и хозяйств в сельских населенных пунктах; о прохождении обучения (повышения квалификации) ответственных должностных лиц; о планировании и проведении мероприятий по выполнению требований нормативных актов по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций, предупреждения и ликвидации таких ситуаций, а также о подготовке и организации эвакуации и расселения населения; о создании, содержании и организации деятельности аварийно-спасательных служб, органа повседневного управления единой системой РСЧС; о создании и использовании резерва финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; о планировании и проведении обучения с лицами, занятыми и не занятыми в сфере производства и обслуживания, не включенными в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций).
Эти истребованные Управлением документы и сведения соответствуют предмету проверки, поскольку необходимы для анализа деятельности проверяемого лица на предмет соблюдения законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, применительно к требованиям, предъявляемым к силам и средствам, предназначенным для эвакуационных мероприятий и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В этой связи содержащийся в апелляционной жалобе довод о нарушении Управлением положений ч.2 ст.10, п.3 ст.15 Закона N 294-ФЗ ввиду отсутствия оснований проведения проверки и истребования документов, не относящихся к предмету проверки, подлежит отклонению, как не основанный на материалах дела.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для признания не соответствующим закону оспоренного распоряжения о проведении проверки.
Также необоснованным представляется довод Администрации о фактическом непроведении проверки, поскольку факт проведения проверки помимо акта проверки подтвержден соответствующими отметками представителя Администрации на распоряжении о проведении проверки и письмами общества о представлении документов и сведений, истребованных заинтересованным лицом для проведения проверки.
Копия акта проверки вручена Администрации в день составления акта, что подтверждается входящей отметкой заявителя на акте. То есть, довод Администрации о невручении ей акта проверки также является несостоятельным.
Составление акта проверки без участия представителя Администрации, на что ссылается податель апелляционной жалобы, и что подтверждается отсутствием на акте подписи представителя заявителя, не относится к нарушениям, влекущим в силу ст.20 Закона N 294-ФЗ недействительность результатов проверки.
С учетом этих обстоятельств, акт проверки следует признать надлежащим доказательством по делу, а потому зафиксированные им факты допущенных Администрацией нарушений (применительно к предписаниям в рассматриваемой части) являются подтвержденными. Поскольку нарушения нормативных требований в рассматриваемой части представляют собой неисполнение Администрацией возложенных на нее обязанностей (бездействие), фиксация и подтверждение таких нарушений иным способом, кроме отражения в акте проверки, невозможна, а потому ссылка заявителя на недоказанность нарушений иными доказательствами, помимо акта проверки, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Довод апелляционной жалобы о необходимости указания в акте проверки на конкретные проверенные объекты отклоняется судом апелляционной инстанции ввиду того, что из материалов проверки и текстов оспоренных ненормативных актов следует, что проверке подвергнута деятельность Администрации в целом, как органа местного самоуправления, обязанного соблюдать нормативные требования в области защиты населения и территорий населенного пункта от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, безотносительно к какому-либо конкретному объекту.
Каких-либо возражений относительно наличия установленной законом обязанности Администрации по совершению действий, перечисленных в п.п.4, 5, 6, 10, 12-16, 18-20 предписания от 07.08.2012 N 163/3/8-20 и п.п.1, 3, 5-8, 11, 13, 14, 18, 19, 20 предписания от 07.08.2012 N 163/4/14-27 в апелляционной жалобе не содержится.
Указанные пункты предписаний являются конкретными и исполнимыми.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки содержащегося в решении суда первой инстанции вывода о законности распоряжения Управления от 30.07.2012 N 163, а также рассматриваемых пунктов оспоренных предписаний, что исключает возможность удовлетворения требований заявителя о признании их недействительными.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене решения судом, не установлено.
Таким образом, решение арбитражного суда первой инстанции в обжалованной части подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 24.04.2013 по делу N А76-15980/2012 в части отказа в удовлетворении заявленных требований оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Томинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
В.Ю. Костин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-15980/2012
Истец: Администрация Томинского сельского поселения, Администрация Томинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области
Ответчик: Главное управление МЧС России по Челябинской области, ГУ МЧС России по Челябинской области, Отдел надзорной деятельности N 17 УНД ГУ МЧС России по Челябинской области