город Ростов-на-Дону |
|
13 июня 2013 г. |
дело N А32-22845/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июня 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малыхиной М.Н.,
судей Авдониной О.Г., Попова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Андриановой И.Б.,
при участии: от заявителя: Пестовский П.М. (по доверенности от 03.09.2012), Христенко Д.В. (по доверенности от 01.08.2012),
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом,
от третьих лиц: не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.01.2013 по делу N А32-22845/2012
по заявлению закрытого акционерного общества комбинат "Дары Кубани"
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю
при участии третьего лица Федерального агентства по управлению государственным имуществом
о признании незаконным бездействия и обязании принять решение,
принятое в составе судьи Гречко О.А.,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество комбинат "Дары Кубани" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю о:
- признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии в установленный срок решения о предоставлении по льготной цене на праве собственности земельного участка площадью 6039 кв. м с кадастровым номером 23:43:0108009:24, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский округ, пос. Березовый, 7/6 и ненаправлении проекта договора купли-продажи земельного участка по льготной цене, установленной пунктом 1 ст.2 ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ";
- обязании принять решение о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 23:43:0108009:24;
- обязании заключить договор купли-продажи указанного земельного участка с кадастровым номером 23:43:0108009:24.
В обоснование заявленных требований заявитель ЗАО Комбинат "Дары Кубани" ссылалось на бездействие ТУ Росимущества в Краснодарском крае, препятствующее заявителю в выкупе земельного участка, на котором находятся принадлежащие заявителю объекты недвижимости, заявитель считает, что имеет право на выкуп земельного участка по льготной цене на основании п. 2 ст. 2 ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Решением суда от 09.01.2013 заявленные требования частично удовлетворены. Суд признал не соответствующим статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации" бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, выразившееся в уклонении от предоставления ЗАО "Комбинат "Дары Кубани" в собственность земельного участка с кадастровым номером 23:43:0108009:24 площадью 6039 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский округ пос. Березовый, 7/6, обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае в двухнедельный срок с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу принять решение и направить в адрес ЗАО "Комбинат "Дары Кубани" подписанный проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 23:43:0108009:24 площадью 6039 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский округ пос. Березовый, 7/6, по льготной цене, установленной пунктом 1 статьи 2 Федерального Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". В остальной части заявление оставлено без рассмотрения в связи с несоблюдением досудебного порядка урегулирования спора.
Не согласившись с указанным решением, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило обжалуемое решение отменить. Заявитель указывает, что выкуп участка возможен по поручению ФАУГИ, территориальное управление осуществило все необходимые действия, направив поступившие документы ФАУГИ, однако ответа не поступило.
Из текста апелляционной жалобы следует, что решение суда обжалуется заинтересованным лицом в части удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
В отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции по делу N А32-22845/2012 в обжалуемой части.
В судебное заседание не явились представители заинтересованного лица и третьего лица. Суд в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, ходатайствовал о приобщении к материалам дела заключения N 0506/0029/13 от 05.06.2013 в обоснование испрашиваемой площади участка.
Территориальное управление направило в адрес суда ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, в котором указало, что с заключением специалиста о площади земельного участка, необходимого для эксплуатации производственной базы закрытого акционерного общества Комбинат "Дары Кубани", составляющей 6039 кв. м, территориальное управление ознакомлено.
Возражений по существу заключения не представлено.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей общества, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, на основании решения Арбитражного суда Краснодарского края от 22.06.2004 по делу N А32-10082/2004-21/219 за обществом на праве собственности зарегистрирован объект недвижимости (лит. Я), расположенный по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский округ, пос. Березовый, 7/6. Из содержания указанного решения следует, что объект недвижимости был реконструирован из здания медпункта, ранее приобретенного обществом по договору от 11.09.2002 у ОАО "Витамины", в административно-производственное здание. В свою очередь, у ОАО "Витамины" право собственности на указанное здание возникло на основании плана приватизации Краснодарского комбината биохимических и витаминных препаратов. Право на созданный путем реконструкции объект признано в порядке статьи 222 ГК РФ.
По договору аренды от 20.03.2008 N 7700000846 обществу для эксплуатации производственных зданий и сооружений предоставлен земельный участок площадью 6039 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский округ, пос. Березовый, 7/6. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке, что подтверждается Выпиской из ЕГРП от 01.08.2012.
Названный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет (кадастровый номер 23:43:0108009:24), что подтверждается кадастровым паспортом от 09.09.2011.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 01.08.2012 N 01/622/2012-069 земельный участок с кадастровым номером 23:43:0108009:24 находится в собственности Российской Федерации.
15 сентября 2011 года общество обратилось в ТУ Росимущества по Краснодарскому краю с заявлением о предоставлении данного участка в собственность за плату.
Поскольку решение по существу вопроса заинтересованным лицом принято не было, письмом от 25.06.2012 общество обратилось к территориальному управлению с просьбой дать ответ на ранее направленное заявление.
Теруправление письмом от 17.09.2012 сообщило заявителю о том, что документы заявителя направлены в Росимущество, и вопрос о возможности приобретения земельного участка в собственность за плату будет разрешен после получения поручения Росимущества.
Поскольку заявление общества так и не было рассмотрено по существу, полагая, что заинтересованное лицо уклоняется от передачи земельного участка в собственность, общество обратилось с заявлением в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия.
Статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) государственных органов, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли решение или совершили действия (бездействие).
Срок на обращение в суд в порядке главы 24 АПК РФ, установленный частью 4 статьи 198 Кодекса, заявителем соблюден.
В силу положений статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом, иными федеральными законами (п. 1).
Для приобретения прав на земельный участок собственники зданий, строений, сооружений обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок (п. 5).
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Такой перечень утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок".
При этом исполнительные органы, рассматривающие соответствующее заявление, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов (п. 5 ст. 36).
В месячный срок со дня поступления заявления уполномоченный орган власти принимает решение о предоставлении земельного участка. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении земельного участка.
Пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, осуществляет Российская Федерация в лице уполномоченных органов (статья 29 названного Кодекса).
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, таким органом является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество). Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества (пункт 1 указанного Положения). Федеральное агентство по управлению государственным имуществом организует в установленном порядке продажу приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Согласно пункту 4 данного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации.
Территориальные органы и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом образуют единую систему органов государственной власти по осуществлению полномочий в сфере управления государственным имуществом.
На территории Краснодарского края полномочиями по распоряжению федеральным имуществом наделено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю, действующее на основании Положения, утвержденного Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49.
Возражая против заявленных требований, территориальное управление в Краснодарском крае просило учесть, что им выполнены все зависящие от него действия по решению вопроса о предоставлении спорного земельного участка, однако, решение о предоставлении земельного участка не принято в установленный срок Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, несмотря на то, что все необходимые документы в адрес Росимущества были направлены. Отсутствие поручения ФАУГИ территориальное управление полагает единственным препятствием к предоставлению спорного участка обществу.
Между тем, в соответствии с пунктом 4.1 Положения, утвержденного Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам.
Аналогичные полномочия отражены и в пунктах 4.1, 4.6 Типового положения, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374, согласно которым территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом наделен полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
С учетом изложенного отсутствие поручения Росимущества на приватизацию федерального имущества не может служить препятствием для реализации обществом, являющимся собственником объекта недвижимости, расположенного на испрашиваемом земельном участке, права на выкуп данного участка (аналогичная правовая позиция выражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2011 года N 15361/10, определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.01.2011 N ВАС-17930/2010, постановлениях ФАС Северо-Кавказского округа от 24.01.2011 по делу N А01-2091/2009, ФАС Северо-Западного округа от 22.10.2009 по делу N А66-4642/2009, от 19.11.2009 по делу N А66-4831/2009, от 20.11.2009 по делу N А66-3687/2009, от 19.08.2010 по делу N А05-1787/2010, ФАС Поволжского округа от 06.10.2010 N по делу А55-38994/2009, ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.09.2010 по делу N А74-4221/2009).
Таким образом, ссылка территориального управления на то, что решение о предоставлении участка может быть принято только во исполнение поручения Росимущества, несостоятельна.
Площадь испрашиваемого земельного участка как необходимая для эксплуатации административно-производственного здания с учетом его назначения и размещения на участке вспомогательных движимых сооружений производственной базы обоснована обществом посредством предоставления заключения специалиста N 0506/0029-13 от 05.06.2013, выполненного кадастровым инженером ООО "Асэти "Юнона". Указанное заключение заинтересованным лицом не оспорено. Наличие оснований для приватизации участка по льготной цене подтверждено материалами дела.
При изложенных обстоятельствах судом первой инстанции правомерно удовлетворены заявленные обществом требования. Доводы апелляционной жалобы несостоятельны.
Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.01.2013 по делу N А32-22845/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.Н. Малыхина |
Судьи |
О.Г. Авдонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-22845/2012
Истец: ЗАО комбинат "Дары Кубани"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по КК, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю
Третье лицо: Федеральное агенство по управлению государственным имуществом, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом