г. Киров |
|
13 июня 2013 г. |
Дело N А29-10104/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июня 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Ившиной Г.Г., Кононова П.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шестаковой М.О.,
в отсутствие представителей сторон и третьего лица,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу агентства Республики Коми по управлению имуществом
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 04.03.2013 по делу N А29-10104/2012, принятое судом в составе судьи Кирьянова Д.А.
по заявлению агентства Республики Коми по управлению имуществом (ОГРН 1021100533607, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 8)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми (ОГРН 1041100438191, Республика Коми, г. Сыктывкар, Сысольское шоссе, 1/4),
третье лицо: государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Республики Коми "Сыктывкарский медицинский колледж им. И.П. Морозова" (Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Гаражная, д. 2),
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
агентство Республики Коми по управлению имуществом (далее - заявитель, Агентство) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми (далее - ответчик, административный орган, Управление) о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности Республики Коми на объект недвижимого имущества - здание общежития, назначение: нежилое, 2-этажное, общей площадью 647, 3 кв.м, инв. N 87:401:003:000006820, лит. А, расположенное по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Орджоникидзе, д. 61.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Республики Коми "Сыктывкарский медицинский колледж им. И.П. Морозова" (далее - третье лицо, Учреждение).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 04.03.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Агентство с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что кадастровый паспорт помещения, акт приемочной комиссии, судебный акт, указанный в части 4 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации не являются правоустанавливающими документами; Жилищный кодекс Российской Федерации допускает совершение сделок с перепланированным жилым помещением, к числу которых относится, в том числе продажа с публичных торгов; новый собственник перепланированного жилого помещения обязан зарегистрировать за собой право на жилое помещение.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу приведенные в ней доводы опровергает, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, дело рассмотреть без участия своего представителя.
Учреждение отзыв на апелляционную жалобу не представило, сообщило о невозможности явки в судебное заседание.
Заявитель явку представителей в судебное заседание также не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 16.07.2012 Агентство направило в Управление заявление (далее - заявление от 16.07.2012) о государственной регистрации права собственности Республики Коми на здание общежития, назначение: нежилое, 2-этажное, общей площадью 647,3 кв.м, инв. N 87:401:003:000006820, лит. А, расположенное по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Орджоникидзе, д. 61 (далее - спорный объект недвижимости) (л.д. 28). К указанному заявлению были приложены выписка из реестра государственного имущества Республики Коми от 03.07.2012 (л.д. 29), кадастровый паспорт от 14.10.2010 (л.д. 30) и справка ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 19.10.2011 (л.д. 31).
13.08.2012 ответчик направил в адрес Агентства уведомление (л.д. 37), в котором сообщил о приостановлении государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимости в связи с тем, что в представленном кадастровом паспорте от 14.10.2011, выданном ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", в графе обременения (ограничения) содержится запись: "нарушение требований, установленных главой 4 Жилищного кодекса Российской Федерации". Документы, подтверждающие принятие решения о согласовании переустройства и перепланировки или решение суда о сохранении жилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии на государственную регистрацию не представлены. В данном уведомлении регистрирующий орган предложил заявителю представить указанные документы.
12.09.2012 Управление, руководствуясь пунктом 2 статьи 19, абзацами 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество), приняло решение об отказе в государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимости (далее - решение от 12.09.2012) (л.д. 9) в связи с тем, что документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствовуют требованиям действующего законодательства, не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом о государственной регистрации прав на недвижимое имущество для государственной регистрации прав (далее - решение от 12.09.2012). Указанное решение формализовано в сообщении об отказе в государственной регистрации от 12.09.2012. В решении указано, что на государственную регистрацию не представлены документы, подтверждающие принятие решения о согласовании переустройства и перепланировки или решение суда о сохранении жилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии.
Не согласившись с решением Управления от 12.09.2012, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, установив, что обжалуемое решение Управления не противоречит законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 17 Федерального закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав (пункт 1). Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 2).
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (пункт 1 статьи 18 Федерального закона о государственной регистрации).
В соответствии с абзацами 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства (пункт 4); не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (пункт 10).
Согласно статье 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (часть 1). Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (часть 2).
В соответствии с частью 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Согласно части 4 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Материалами дела подтверждено, что с заявлением о государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимости в регистрирующий орган были представлены: выписка из реестра государственного имущества Республики Коми от 03.07.2012, кадастровый паспорт от 14.10.2010 и справка ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 19.10.2011. Из справки от 19.10.2011 следует, что технической инвентаризацией изменений характеристик объекта от 10.10.2011 выявлено уменьшение общей площади здания в связи с перепланировкой и пересчетом площадей помещений, разрешающие документы на перепланировку не представлены. В графе обременения (ограничения) кадастрового паспорта от 14.10.2010 содержится запись: "нарушение требований, установленных главой 4 Жилищного кодекса Российской Федерации".
При этом ни с заявлением о государственной регистрации, ни после приостановления государственной регистрации, в Управление не представлены документы, подтверждающие принятие решения о согласовании переустройства и перепланировки либо решение суда о сохранении жилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии.
При таких обстоятельствах Управление имело основания для принятия обжалуемого решения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что кадастровый паспорт помещения, акт приемочной комиссии, судебный акт, указанный в части 4 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации, не являются правоустанавливающими документами, отклоняются судом апелляционной инстанции как не свидетельствующие о необоснованности обжалуемого решения Управления, поскольку названные документы необходимы для идентификации объекта недвижимости, о регистрации прав на которое заявлено, в связи с чем при наличии в предоставленных на государственную регистрацию документах сведений о произведенных в здании переустройстве и (или) перепланировке, заявитель обязан представить документы, подтверждающие соблюдение законодательства при их осуществлении.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Жилищный кодекс Российской Федерации допускает совершение сделок с перепланированным жилым помещением, к числу которых относится, в том числе продажа с публичных торгов; новый собственник перепланированного жилого помещения обязан зарегистрировать за собой право на жилое помещение, не принимаются судом апелляционной инстанции как не свидетельствующие о том, что Управление имело основания осуществить регистрацию права собственности на спорный объект недвижимости на основании заявления от 16.07.2012 и приложенных к нему документов.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции и не свидетельствуют об ошибочности обжалуемого решения.
На основании изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос об уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в силу положений подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Республики Коми от 04.03.2013 по делу N А29-10104/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу агентства Республики Коми по управлению имуществом - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Г.Г. Буторина |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-10104/2012
Истец: Агенство Республики Коми по управлению имуществом, Агентство Республики Коми по управлению имуществом, ООО "Белый гость"
Ответчик: ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми
Третье лицо: ГАОУ СПО Республики Коми Сыктывкарский медицинский колледж им. И. П. Морозова, Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Республики Коми "Сыктывкарский медицинский колледж им. И. П. Морозова", Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии РФ, Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Центр правового обеспечения"
Хронология рассмотрения дела:
13.06.2013 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3411/13