г. Владимир |
|
13 июня 2013 г. |
Дело N А39-4552/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.06.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 13.06.2013.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Урлекова В.Н., Протасова Ю.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "КЕРАМИКА-ВОЛГА-С" (ИНН 1326188430, ОГРН 1031316005181; Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Рабочая, д. 185),
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 21.03.2013, делу N А39-4552/2012, принятое судьей Артамоновой Л.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "КЕРАМИКА-ВОЛГА-С" о признании незаконным и отмене постановления Отдела надзорной деятельности городского округа Саранск управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Мордовия от 30.10.2012 N 879 о привлечении к административной ответственности.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В период с 08.10.2012 по 19.10.2012 на основании распоряжения начальника отдела надзорной деятельности г.о.Саранск УНД ГУ МЧС России по Республике Мордовия от 19.10.2012 N 575 проведена плановая выездная проверка общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "КЕРАМИКА-ВОЛГА-С" (далее по тексту - Общество), осуществляющего свою деятельность, по адресу: Республика Мордовия, г.Саранск, ул.Рабочая, д.185, с целью проверки выполнения требований пожарной безопасности.
Результаты проверки отражены в акте от 19.10.2012 N 575. Обществу выдано предписание от 19.10.2012 N575/19 по устранению требований пожарной безопасности в срок до 01.12.2012.
Государственным инспектором г.Саранска по пожарному надзору в отношении Общества 19.10.2012 составлен протокол N 879 об административном правонарушении в области пожарной безопасности по признакам административного правонарушения, ответственность за которое установлена частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассмотрев указанный протокол и материалы административного дела, 30.10.2012 главный государственный инспектор г.Саранска по пожарному надзору вынес постановление N 879 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании его незаконным.
Решением от 21.03.2013 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе Общество ссылается на недоказанность имеющих существенное значение для дела обстоятельств, которые арбитражный суд посчитал установленными, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Мордовия в отзыве на апелляционную жалобу просит в удовлетворении апелляционной жалобы Общества отказать.
Проверив обоснованность доводов, изложенный в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Частями 1, 3, 4, статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, в том числе к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения; эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения по обеспечению защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, а объективная сторона состоит в нарушении требований пожарной безопасности.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности, строительными нормами и правилами.
Обязанность организаций по соблюдению требований пожарной безопасности установлена в статье 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ.
Указанной правовой нормой предусмотрено, что организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения юридическими лицами, установлены в Федеральном законе от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее- Правила).
Наряду с указанными нормативными правовыми актами, организации, их должностные лица и граждане обязаны также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 23 Правил на объектах запрещается хранить и применять на чердаках, в подвалах и цокольных этажах легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, порох, взрывчатые вещества, пиротехнические изделия, баллоны с горючими газами, товары в аэрозольной упаковке, целлулоид и другие пожаровзрывоопасные вещества и материалы, кроме случаев, предусмотренных иными нормативными документами по пожарной безопасности.
Пунктом 24 Правил предусмотрено, что руководитель организации обеспечивает содержание наружных пожарных лестниц и ограждений на крышах (покрытиях) зданий и сооружений в исправном состоянии, организует не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц и ограждений на крышах с составлением соответствующего акта испытаний.
Согласно пункту 55 Правил противопожарного режима руководитель организации обеспечивает исправность сетей наружного и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже два раза в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов. Руководитель организации при отключении участков водопроводной сети и (или) пожарных гидрантов, а также при уменьшении давления в водопроводной сети ниже требуемого извещает об этом подразделение пожарной охраны.
Руководитель организации обеспечивает исправное состояние пожарных гидрантов, их утепление и очистку от снега и льда в зимнее время, доступность подъезда пожарной техники к пожарным гидрантам в любое время года.
Пунктом 57 Правил предусмотрено, что руководитель организации обеспечивает укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и вентилями, организует перекатку пожарных рукавов (не реже 1 раза в год). Пожарный рукав должен быть присоединен к пожарному крану и пожарному стволу. Пожарные шкафы крепятся к стене, при этом обеспечивается полное открывание дверец шкафов не менее чем на 90 градусов.
В соответствии с пунктами 7.62 и 7.66 СНиП 23-05-95 "Естественное и искусственное освещение" установлено, что объемные монументы, памятники, малые архитектурные формы, имеющие многосторонний обзор, следует освещать с двух-трех сторон с четко выраженным основным направлением светового потока, определяющим расчетную плоскость, которая композиционно должна быть связана с главным направлением объекта.
На основании части 1 статьи 151 Технического регламента со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям Закона N 123-ФЗ.
В соответствии с пунктом 34 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" двери на путях эвакуации открываются наружу по направлению выхода из здания, за исключением дверей, направление открывания которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности или к которым предъявляются особые требования.
Согласно пункту 6.19 СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений" выходы, не отвечающие требованиям, предъявляемым к эвакуационным выходам, могут рассматриваться как аварийные и предусматриваться для повышения безопасности людей при пожаре. Аварийные выходы не учитываются при эвакуации в случае пожара.
Материалами дела об административном правонарушении (актом проверки от 19.10.2012 N 575, протоколом осмотра от 08.10.2011, протоколом об административном правонарушении от 19.10.2012 N 879, оспариваемым постановлением) подтверждено нарушение Обществом вышеперечисленных правил и норм в области пожарной безопасности, и Обществом фактически не отрицается.
Оценив все доказательства в совокупности, арбитражный суд пришел к выводу, что у Общества имелась возможность для выполнения возложенных на него обязанностей по своевременному выполнению требований пожарной безопасности. Доказательств принятия всевозможных и своевременных мер, направленных на недопущение нарушений требований пожарной безопасности, материалы дела не содержат.
Оснований для применения в деле нормы статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях арбитражный суд не установил.
Нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, судом не установлено.
Таким образом, Арбитражный суд Республики Мордовия полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 21.03.2013 от 07.03.2013 по делу N А39-4552/2012 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "КЕРАМИКА-ВОЛГА-С" оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
В.Н. Урлеков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-4552/2012
Истец: ООО "Торговый Дом "Керамика-Волга-С", ООО "Торговый Дом"КЕРАМИКА-ВОЛГА-С"
Ответчик: Отдел надзорной деятельности г. о. Саранск управления надзорной деятельности Главного управления МЧС РФ по Республике Мордовия
Третье лицо: Отдел надзорной деятельности городского округа Саранск ГУ МЧС по Республике Мордовия