Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 июня 2013 г. N 14АП-2132/13
Требование: о предоставлении в собственность земельного участка, о признании незаконным акта органа власти, о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка по договору купли-продажи в отношении земельного участка
Вывод суда: решение суда первой инстанции отменено
г. Вологда |
|
14 июня 2013 г. |
Дело N А66-11804/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 14 июня 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В. и Докшиной А.Ю. при ведении протокола секретарями судебного заседания Бахориковой М.А., Воробьевой Н.Н.,
при участии от открытого акционерного общества "Тверской экскаваторный завод" Каташовой С.Е. по доверенности от 22.04.2013, Третьяк Е.В. по доверенности от 22.04.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Тверской экскаваторный завод" на решение Арбитражного суда Тверской области от 28 января 2013 года по делу N А66-11804/2012 (судья Балакин Ю.П.),
установил:
открытое акционерное общество "Тверской экскаваторный завод" (далее - общество, ОАО "ТЭЗ") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - агентство, Росимущество) о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка площадью 12 332 кв.м с кадастровым номером 69:40:0200008:23, расположенного по адресу: город Тверь, улица Индустриальная, дом 11, выраженного в письме от 16.02.2012 N ПП-10/4294, и о возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав заявителя путем принятия в десятидневный срок с даты вступления судебного акта в законную силу решения о предоставлении в собственность заявителя указанного земельного участка и в тот же срок направить в адрес общества проект договора купли-продажи вышеуказанного земельного участка по выкупной цене в размере 2,5 % от кадастровой стоимости земельного участка, что составляет 4 525 754 руб. 59 коп.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 02 августа 2012 года дело передано для рассмотрения по подсудности в Арбитражный суд Тверской области.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 28 января 2013 года в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Общество с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, указывает на отсутствие законных оснований для принятия решения об отказе в предоставление в собственность обществу спорного земельного участка.
Агентство отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Агентство надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права, неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение дела, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела, земельный участок площадью 12 332 кв. м с кадастровым номером 69:40:0200008:23, расположенный по адресу: город Тверь, улица Индустриальная, дом 11, находится в собственности Российской Федерации, образован наряду с земельными участками с кадастровыми номерами 69:40:0200008:16 - 69:40:0200008:24 из земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200008:1, и, предоставлен обществу в аренду по договору аренды от 29.01.2001 N 46, с учетом дополнительных соглашений от 13.04.2006, от 30.06.2010, под административно-бытовые здания.
Согласно пункту 16 кадастрового паспорта земельного участка (выписки из государственного кадастра недвижимости) от 07.06.2011 N 02-69/11-2-42356 и от 24.10.2011 N 02-69/11-2-116935 с кадастровым номером 69:40:0200008:23 предыдущий кадастровый номер земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200008:1 равнозначен кадастровому номеру 69:40:0200008:0001.
Заявителю на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости: здание подготовки кадров общей площадью 587,6 кв. м, кадастровый номер: 69:40:02:00:008:0001:1/019638/37:10000/А(60); административное здание общей полезной площадью 684,5 кв. м, кадастровый номер: 69:40:02:00:008:0001:1\019638\37\10000\А(17);А(17)-1; здание заводоуправления N 2 общей полезной площадью 326,6 кв. м, кадастровый номер: 69:40:02:00:008:0001:1\019638\37:10000\А(13); административное здание N 4 общей полезной площадью 941,1 кв. м, кадастровый номер: 69:40:02:00:008:0001:1\019638\37:10000\А(12); административное здание N 6 общей полезной площадью 904 кв. м, кадастровый номер: 69:40:02:00:008:0001:1\019638\37:10000\А(11), что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л. д. 91-95).
Заявитель 18.08.2011 предоставил в агентство заявление от 17.08.2011 N 15-1172 на приватизацию земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200008:23.
К заявлению общество приложило документы в соответствии с Перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденный приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 (далее - Перечень N 370), в том числе, выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на указанные выше здания и спорный земельный участок, а также кадастровый паспорт земельного участка (выписки из государственного кадастра недвижимости) от 07.06.2011 N 02-69/11-2-42356 (л. д. 30-38).
Данные обстоятельства подтверждаются заявлением от 17.08.2011 N 15-1172 с отметкой о его получении агентством 18.08.2011 (л. д. 21).
Росимущество 16.02.2012 письмом N ПП-10/4294 отказало обществу в приватизации спорного участка, указав, что в кадастровом паспорте земельного участка от 07.06.2011 N 02-69/11-2-42356 сведений о расположенных на нем зданиях, строениях, сооружениях не имеется, что не позволяет идентифицировать нахождение на выкупаемом земельном участке объектов недвижимости заявителя и сделать вывод о наличии или отсутствии на испрашиваемом земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих третьим лицам. С отказом заявителю возвращен представленный им пакет документов.
В адрес агентства в электронном виде 05.04.2012 заявителем с письмами о необоснованности вынесения отказа и с просьбой о принятии необходимого распорядительного акта отправлен кадастровый паспорт от 24.10.2011 N 02-69/11-2-116935 со сведениями о расположенных на нем зданиях, которые были оставлены агентством без ответа (л. д. 51-57).
Не согласившись с оспариваемым отказом агентства, оформленного письмом от 16.02.2012 N ПП-10/4294, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции отказал обществу в удовлетворении заявленных им требований, прийдя к заключению, что из представленных обществом выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л. д.31-35) о правах на объекты недвижимости, принадлежащие обществу, не следует, что данные объекты расположены на спорном земельном участке. В отношении акта технического обследования земельного участка от 12.12.2012 (л. д.96) суд указал, что он представлен обществом после вынесения агентством оспариваемого заявителем отказа. При этом из представленной заявителем заявки от 28.01.2013 N 15-7 суд сделал вывод о том, что на испрашиваемом земельном участке находятся еще два здания, не указанных в акте обследования и в представленных агентству документах.
С учетом изложенного, суд первой инстанции посчитал, что поскольку общество не приложило к своему заявлению документы, подтверждающие факт нахождения на спорном земельном участке зданий, ему принадлежащих, то оснований для принятия решения о предоставлении указанного земельного участка в собственность обществу, подготовки проекта договора купли-продажи земельного участка и направления его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора у агентства не имелось.
Кроме того, суд первой инстанции указал, что из материалов дела не усматривается, под какое количество и под какие конкретно объекты недвижимости был образован земельный участок с кадастровым номером 69:40:0200008:23 площадью 12 332 кв.м., что явилось основанием для вывода суда о том, что общество не обосновало применительно к нормам пункта 2 статьи 35, пункта 3 статьи 33 и пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) необходимость предоставления ему земельного участка указанной площадью.
Апелляционная инстанция не согласна с указанными выводами суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом. Договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка. Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
На основании пункта 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 5 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
На момент обращения общества с заявлением о выкупе земельного участка (18.08.2011) действовал Перечень N 370.
В соответствии с указанным Перечнем к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, прилагаются следующие документы:
1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
2) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);
3) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
4) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке);
5) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к Заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
6) выданный не позднее, чем за три месяца до дня подачи заявления кадастровый паспорт земельного участка, в котором содержится описание всех частей земельного участка, занятых объектами недвижимости;
7) копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.
Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем (пункт 5 статьи 36 ЗК РФ).
Как следует из материалов дела, к заявлению о приобретении прав на земельный участок обществом были приложены выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на объекты недвижимости, принадлежащие обществу и находящиеся на спорном земельном участке, а также и на спорный земельный участок (л. д. 31-35).
Из указанных выписок следует, что данные здания расположены на земельном участке с кадастровым номером 69:40:02:00:008:0001, между тем в собственность заявитель испрашивал земельный участок с кадастровым номером 69:40:0200008:23, который наряду с земельными участками с кадастровыми номерами 69:40:0200008:16 - 69:40:0200008:24 был образован из земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200008:1, что сторонами не оспаривается.
Также к заявлению о приобретении прав на земельный участок обществом был приложен кадастровый паспорт земельного участка от 07.06.2011 N 02-69/11-2-42356. Однако сведений о расположенных на нем зданиях, строениях, сооружениях в нем не имеется, что послужило основанием для вывода агентства о невозможности идентифицировать нахождение на выкупаемом земельном участке объектов недвижимости заявителя и сделать вывод о наличии или отсутствии на испрашиваемом земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих третьим лицам.
Таким образом, агентство посчитало, что представленный заявителем кадастровый паспорт земельного участка не содержал описания всех частей земельного участка, занятых объектами недвижимости, как предусмотрено пунктом 6 Перечня N 370.
Вместе с тем силу части 1 статьи 43 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" до 01.01.2013 устанавливается переходный период применения указанного Закона к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Согласно части 3 статьи 43 названного закона в переходный период соответствующие органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в целях, связанных с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выдают кадастровые паспорта объектов недвижимости.
Данные кадастровые паспорта должны оформляться в соответствии с требованиями названного федерального закона, по форме, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 18.02.2008 N 32 (далее - Приказ N 32).
Между тем, при обращении в агентство с заявлением о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка общество представило кадастровый паспорт земельного участка по указанной форме, следовательно, оно не имело возможности представить иной кадастровый паспорт.
В связи с этим апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что для обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением является достаточным приложение к заявлению кадастрового паспорта, изготовленного в соответствии с Приказом N 32.
Кроме того, приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок" обязанность по предоставлению указанных сведений с описанием частей земельного участка, занятых объектами недвижимости, отменена.
Таким образом, основание, приведенное агентством, о невозможности предоставить земельный участок в связи с отсутствием в представленном обществом кадастровом паспорте сведений о расположенных на нем зданиях, строениях, сооружениях не основано на нормах права.
При этом указанное основание противоречит требованиям пункта 5 статьи 36 ЗК РФ, согласно которому исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным Перечнем N 370.
Кроме того, абзацем 4 пункта 5 статьи 36 ЗК РФ (в редакции Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ) предусмотрено, что исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
Указанная редакция статьи 36 ЗК РФ вступила в силу с 01.07.2011, в связи с чем, действовала на момент рассмотрения заявления общества, поступившего в агентство 18.08.2011 о предоставлении в собственность спорного земельного участка.
Следовательно, агентство, полагая, что представленный заявителем кадастровый паспорт от 07.06.2011 N 02-69/11-2-42356 не соответствует требованиям пункта 6 Перечня N 370, должно было получить указанный документ в порядке межведомственного информационного взаимодействия, предусмотренном Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, апелляционная инстанция установила, что общество является собственниками объектов недвижимости, расположенных на спорном земельном участке, и обладает исключительным правом на приобретение данного земельного участка в собственность. При обращении в агентство общество представило все необходимые документы, предусмотренные действующим законодательством, в том числе кадастровый паспорт земельного участка.
Как следует из материалов дела, в адрес агентства в электронном виде 05.04.2012 заявителем с письмами о необоснованности вынесения отказа и с просьбой о принятии необходимого распорядительного акта отправлен кадастровый паспорт от 24.10.2011 N 02-69/11-2-116935 со сведениями о расположенных на нем зданиях (л. д. 46-57), что агентством не оспаривается. На данные письма от агентства ответа не последовало.
При этом в материалы дела в апелляционную инстанцию представлены справка Тверского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" от 28.03.2013 N 337, а также схема расположения объектов недвижимости на земельном участке с кадастровым номером 69:40:0200008:23, город Тверь, улица Индустриальная, дом 11, утвержденная 28.03.2013 Начальником отдела геодезии, топографии и землеустройства Тверского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ", которыми также подтверждается, что на испрашиваемом обществом земельном участке находятся вышеназванные объекты недвижимости, принадлежащие обществу.
В соответствии с пунктом 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" принятие дополнительных доказательств судом апелляционной инстанции не может служить основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции; в то же время непринятие судом апелляционной инстанции новых доказательств при наличии к тому оснований, предусмотренных в части 2 статьи 268 АПК РФ, может в силу части 3 статьи 288 Кодекса являться основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции, если это привело или могло привести к вынесению ошибочного постановления.
В данном случае дополнительно представленные обществом документы имеют существенное значение для правильного рассмотрения настоящего дела, поскольку неопровержимо свидетельствуют о праве общества на приобретение спорного земельного участка.
Также в материалы дела при рассмотрении дела в суде первой инстанции был представлен акт технического обследования земельного участка от 12.12.2012 (л. д. 96), согласно которому вышеперечисленные в настоящем постановлении объекты недвижимости находятся на спорном земельном участке. Суд первой инстанции не принял во внимание указанный документ в связи с тем, что он представлен после принятия агентством оспариваемого отказа.
Однако, как указано выше, акт технического обследования земельного участка от 12.12.2012 подтверждает нахождение объектов недвижимости, принадлежащих обществу, на спорном земельном участке.
Вместе с тем, суд первой инстанции при принятии оспариваемого решения также руководствовался тем, что из представленной заявителем заявки от 28.01.2013 N 15-7, адресованной Тверскому филиалу ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ", следует, что на испрашиваемом земельном участке находятся еще два здания, не указанные в акте обследования и в представленных агентству документах, а именно здание КИПа и нежилое здание - музей, без выяснения вопроса о том, кому принадлежат указанные здания, и почему при обращении с соответствующим заявлением в агентство общество не представило в отношении данных объектов соответствующие документы.
При этом в оспариваемом отказе каких-либо оснований, связанных с нахождением указанных объектов на спорном земельном участке, не приведено.
Вместе с тем, в апелляционную инстанцию обществом представлены свидетельства о государственной регистрации права от 24.10.2002 серии 69-АА N 313740 на нежилое здание - музей общей площадью 221,3 кв. м, расположенный по адресу: город Тверь, улица Индустриальная, дом 11, и от 27.11.2000 серии 69-АА N 068439 на здание КИПа общей полезной площадью 471,4 кв. м, расположенное по адресу: город Тверь, улицпа Индустриальная, дом 11, из которых следует, что право собственности на указанные объекты зарегистрировано за обществом.
Кроме того, обществом также представлены акты обследования объектов капитального строительства Тверского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" от 12.03.2013, которые свидетельствуют о том, что указанные объекты недвижимости прекратили свое существование в связи с их полным уничтожением.
С учетом изложенного, суд первой инстанции необоснованно принял во внимание данные, приведенные в заявке от 18.01.2013 N 15-7, которые также послужили основанием для необоснованных выводов, изложенных в оспариваемом решении суда.
Кроме того, суд первой инстанции также в своем решении указал, что общество не обосновало применительно к нормам пункта 2 статьи 35, пункта 3 статьи 33 и пункта 7 статьи 36 ЗК РФ необходимость предоставления ему земельного участка площадью 12 332 кв. м.
Однако такого основания оспариваемый отказ агентства не содержит. Представители агентства не участвовали ни в суде первой, ни в апелляционной инстанциях, отзывы ни на заявление общества ни на его апелляционную жалобу не представляли, следовательно, доводов о несоразмерности земельного участка агентством не заявлялось.
Таким образом, агентством не оспаривается соответствие размера испрашиваемого земельного участка, необходимому для эксплуатации находящихся на нем объектов недвижимости, принадлежащих обществу.
Следовательно, оснований для вывода о несоразмерности спорного земельного участка у суда первой инстанции не имелось, как не имеется таковых и у апелляционной инстанции.
Таким образом, общество как собственник объектов недвижимости, расположенных на испрашиваемом земельном участке, и соответственно имеющий право на его выкуп, выполнило требования пункта 5 статьи 36 ЗК РФ и представило в агентство полный пакет документов, предусмотренный Перечнем N 370, следовательно, у агентства не имелось правовых оснований для отказа обществу в предоставлении в собственность спорного земельного участка в порядке статьи 36 данного Кодекса.
Вместе с тем в оспариваемом отказе агентства от 16.02.2012 N ПП-10/4294 указано на то, что общество должно было направить заявление на приватизацию спорного земельного участка не в агентство, а в территориальное управление Росимущества.
Статьей 29 ЗК РФ установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В отношении земель, находящихся в собственности Российской Федерации и не ограниченных в обороте, таковым исполнительным органом государственной власти является Росимущество.
Согласно пункту 1 раздела I Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника.
Из пункта 4 раздела I указанного Положения следует, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Согласно пункту 5.6 раздела II данного Положения Росимущество заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
В соответствии с пунктом 5.39 раздела II названного Положения Росимущество принимает решение о приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность юридическими и физическими лицами, в случае приобретения объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности.
С учетом положений Постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 следует, что агентство является уполномоченным органом по рассмотрению заявления общества по существу и принятию решения о предоставлении спорного земельного участка.
При указанных обстоятельствах требования общества о признании незаконным отказа агентства от 16.02.2012 N ПП-10/4294 в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200008:23 подлежат удовлетворению.
Согласно статье 201 АПК РФ арбитражный суд, удовлетворяя требования заявителя о признании незаконным бездействия органа, осуществляющего публичные полномочия, должен указать на обязанность соответствующего органа совершить определённые действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.
В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
При рассмотрении споров, связанных с понуждением к заключению договора купли-продажи земельного участка, следует учитывать, что такой договор заключается в порядке, предусмотренном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Из материалов дела не усматривается, что общество направляло в агентство проект договора купли-продажи и, получив отказ от его заключения, обратилось с требованием о понуждении заключить такой договор или об урегулировании разногласий по договору в порядке статьи 445 ГК РФ.
В рамках настоящего дела общество обратилось в суд в порядке главы 24 АПК РФ об оспаривании отказа агентства в предоставлении в собственность земельного участка площадью 12 332 кв. м с кадастровым номером 69:40:0200008:23, расположенного по адресу: город Тверь, улица Индустриальная, дом 11, выраженного в письме от 16.02.2012 N ПП-10/4294.
Следовательно, требование общества об указании цены выкупа спорного земельного участка в заявленном им размере не может быть удовлетворено, поскольку рассматриваемый спор не является иском об урегулировании разногласий по договорам купли-продажи или о понуждении государственного органа заключить такие договоры.
Таким образом, апелляционная инстанция, признавая незаконным отказ в предоставлении земельного участка в собственность, в соответствии со статьей 201 АПК РФ в качестве меры по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя обязывает агентство предоставить обществу спорный земельный участок в собственность, подготовить и направить проект договора купли-продажи указанного земельного участка в адрес общества.
С учетом изложенного оспариваемое решение суда первой инстанции подлежит отмене, а заявленные обществом требования удовлетворению в части.
Расходы по уплате обществом государственной пошлины за рассмотрение дела судами первой и апелляционной инстанций в размере 3000 руб. подлежат взысканию с агентства (платежное поручение от 01.12.2011 N 172 на сумму 2000 руб., платежное поручение от 20.02.2013 N 8 на сумму 2000 руб., определением суда от 19.03.2013 по настоящему делу обществу возвращена излишне уплаченная государственная пошлина по платежному поручению от 20.02.2013 N 8 в размере 1000 руб. за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции).
Руководствуясь статьями 110, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 28 января 2013 года по делу N А66-11804/2012 отменить.
Признать не соответствующим статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации и незаконным отказ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в предоставлении в собственность открытому акционерному обществу "Тверской экскаваторный завод" (ОГРН 1026900513309, ИНН 6903002384) земельного участка площадью 12 332 кв.м с кадастровым номером 69:40:0200008:23, расположенного по адресу: город Тверь, улица Индустриальная, дом 11, оформленный письмом от 16.02.2012 N ПП-10/4294.
Обязать Федеральное агентство по управлению государственным имуществом предоставить открытому акционерному обществу "Тверской экскаваторный завод" в собственность земельный участок с кадастровым номером 69:40:0200008:23, расположенный по адресу: город Тверь, улица Индустриальная, дом 11, подготовить и направить открытому акционерному обществу "Тверской экскаваторный завод" проект договора купли-продажи указанного земельного участка.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Взыскать с Федерального агентства по управлению государственным имуществом в пользу открытого акционерного общества "Тверской экскаваторный завод" в возмещение расходов по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций.
Председательствующий |
О.Б. Ралько |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-11804/2012
Истец: ОАО "Тверской экскаваторный завод"
Ответчик: Федеральное агенство по управлению государственным имуществом