г. Вологда |
|
14 июня 2013 г. |
Дело N А05-15885/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2013 года.
В полном объёме постановление изготовлено 14 июня 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Осокиной Н.Н. и Пестеревой О.Ю.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Воробьевой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и открытого акционерного общества "Группа "Илим" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 08 апреля 2013 года по делу N А05-15885/2012 (судья Быстров И.В.),
установил:
открытое акционерное общество "Группа "Илим" (ОГРН 5067847380189; далее - общество, ОАО "Группа "Илим") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН 1102901001356; далее - административный орган, министерство) об отмене постановления о наложении административного наказания от 23.11.2012 N 36.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 08 апреля 2013 года по делу N А05-15885/2012 заявленные требования удовлетворены.
Министерство с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Считает, что в рассматриваемом случае имеет место нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, в связи с этим срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), составляет один год.
Общество также обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит изменить решение суда в мотивировочной части и принять по делу новый судебный акт. Считает, что во вмененном ему правонарушении отсутствует его вина, поскольку несоответствие площади, заявленной в лесной декларации (47,7 га), и площади фактической рубки (52,5 га) явилось следствием технической ошибки, допущенной обществом с ограниченной ответственностью "Сервислес" (далее - ООО "Сервислес").
Министерство в отзыве на жалобу ОАО "Группа "Илим" считает правильным и обоснованным вывод суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.28 КоАП РФ.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу административного органа с изложенными в ней доводами не согласилось, просит оставить его жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в силу договора от 31.12.2008 N 422, заключенного на срок с 31.12.2008 по 30.12.2057, общество является арендатором лесного участка, расположенного по адресу: Архангельская область, муниципальное образование "Верхнетоемский муниципальный район, Верхнетоемское лесничество, Федьковское участковое лесничество, Лахомское участковое лесничество, общей площадью 125 396 га, переданного ему для использования леса в целях заготовки древесины.
В состав этого лесного участка, в числе прочих, входят участки леса, расположенные в квартале N 13 Федьковского участкового лесничества Верхнетоемского лесничества.
По результатам внеплановой выездной проверки деятельности общества по вопросу соблюдения им лесного законодательства при использовании лесов в целях заготовки древесины министерством составлен акт от 22.10.2012 N 16 (том 2, листы 40-46), в котором отражено, что обществом нарушены требования пункта 23 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Рослесхоза от 01.08.2011 N 337 (далее - Правила заготовки, Правила N 337), поскольку в соответствии с представленной заявителем лесной декларацией на 2012 год от 13.01.2012 заявленная площадь делянки N 3 (выделы 23, 29, 30) квартала N 13 Федьковского участкового лесничества Верхнетоемского лесничества составила 47,7 га. Фактически при натурном промере визиров мерной лентой в присутствии представителей ООО "Группа "Илим" и ООО "Сервислес" установлено, что площадь делянки составила 52,5 га, что превышает площадь, заявленную в лесной декларации и указанную в технологической карте на 4,8 га (том 2, листы 1, 2, 15, 16, 41, 42).
В связи с выявленным фактом административным органом в отношении общества 12.11.2012 составлен протокол N 4/8 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ (том 2, листы 58-60), а также принято постановление о наложении административного наказания от 23.11.2012 N 36 (том 2, листы 61-64), которым ОАО "Группа "Илим" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Не согласившись с названным постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, отсутствии нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, но при этом установил, что истек срок давности привлечения к административной ответственности.
Относительно применения норм, касающихся срока давности, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в данном случае такой срок составляет 2 месяца, подлежит он исчислению с периода рубки на спорном участке. Поскольку сплошная рубка на спорном участке проводилась в январе-марте 2012 года, то постановление министерством должно быть вынесено не позднее мая 2012 года.
При рассмотрении дела апелляционная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с положениями частей 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме.
Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Как правильно отметил суд первой инстанции, в силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В связи с этим правомерность привлечения к административной ответственности обусловлена, как наличием законных оснований для привлечения к ответственности, так и соблюдением установленного законом порядка привлечения к ответственности.
Необходимым основанием для административной ответственности является наличие события административного правонарушения и наличие состава административного правонарушения.
Частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил заготовки древесины.
В соответствии с частью 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
В силу части 1 статьи 29 ЛК РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины.
Согласно части 9 статьи 29 ЛК РФ правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Правила заготовки устанавливают требования к заготовке древесины во всех лесных районах Российской Федерации.
В данном случае ОАО "Группа "Илим" вменено в вину нарушение требований пункта 23 Правил N 337, согласно которому съемка границ и привязка лесосек производятся с помощью геодезических инструментов, обеспечивающих точность измерения линий с погрешностью не более 1 м на 300 м длины, измерения углов - с погрешностью не более 30 минут. Ошибка в определении эксплуатационной площади лесосеки не должна превышать 3 процентов. Допускается применять для съемки и привязки границ лесосек навигационные приборы, обеспечивающие указанную точность измерений.
В данном случае материалами дела подтверждается, что допущенная при определении эксплуатационной площади лесосеки ошибка составила 10 процентов, то есть превысила установленный пунктом 23 Правил N 337 предел. В январе-марте 2013 года заявитель осуществил сплошную рубку на указанном лесном участке, площадь лесосеки составила 52,5 га вместо заявленных в лесной декларации 47,7 га.
Суд первой инстанции усмотрел наличие вины общества в совершении данной ошибки, а также усмотрел в деянии общества нарушение Правил заготовки.
С данным выводом апелляционная коллегия не может согласится в связи со следующим.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с контрактом на проведение работ от 10.03.2011 N Л/ЛХ113-2011/ЛХ, заключенным обществом и ООО "Сервислес" (исполнитель), последнее взяло на себя обязательство по выполнению работ по отводу и таксации и материально-денежной оценке лесных насаждений под сплошные, выборочные рубки и рубки ухода в арендованных участках лесного фонда (том 2, листы 17-24).
В соответствии с пунктом 2.2.4 названного контракта указанные работы должны выполняться исполнителем в соответствии с Проектом освоения лесов, Правилами заготовки, требованиями Лесного Попечительского Совета и Наставлениями по отводу и таксации лесов в лесах Российской Федерации, утвержденными приказом Рослесхоза от 15.06.1996 N 155 в части, не противоречащей Правилам N 337.
Пунктом 5 Правил N 337 определено, что заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений).
В соответствии с пунктом 18 названных Правил в целях заготовки древесины проводится отвод части площади лесного участка, предназначенного в рубку (далее - лесосека), а также таксация лесосеки, при которой определяются количественные и качественные характеристики лесных насаждений и объем древесины, подлежащий заготовке.
При отводе лесосек устанавливаются и обозначаются на местности границы лесосек, отмечаются деревья, предназначенные для рубки при проведении выборочных рубок.
В соответствии с пунктом 19 этих же Правил отвод и таксация лесосек обеспечиваются гражданами и юридическими лицами, осуществляющими заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.
В технологической карте на проведение рубок лесных насаждений ОАО "Группа "Илим" делянки N 3 квартала N 113 выделов N 23, 29, 30 Федьковского участкового лесничества Верхнетоемского лесничества, сроком разработки делянки с 13.01.2012 по 12.01.2013, отмечено, что общая площадь спорной делянки составляет 47, 7 гектаров, что и нашло отражение в декларации общества.
Тот факт, что заготовка древесины велась обществом строго в границах отведенных делянок управлением под сомнением не ставится.
Следует также отметить, что в нарушение статей 28.2 и 29.10 КоАП РФ ни в оспариваемом постановлении от 23.11.2012, ни в протоколе N 4/8 об административном правонарушении не имеется сведений о том, исследовался ли административным органом вопрос о виновности общества в совершении вмененного административного правонарушения.
При этом задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В связи с этим, поскольку работы по отводу и таксации проводились ООО "Северлес", обязанность по перемеру отведенных делянок Правилами N 337 не установлена, работы обществом выполнялись в рамках четко определенных границ, то апелляционная коллегия приходит к выводу о недоказанности министерством нарушения обществом пункта 23 Правил заготовки и отсутствии вины в совершении правонарушения, которое вменяется ОАО "Группа "Илим" административным органом.
В связи с этим суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о незаконности принятого министерством постановления о наложении административного наказания от 23.11.2012 N 36, которым ОАО "Группа "Илим" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ.
С учетом того, что в своей апелляционной жалобе общество просит также принять по делу новый судебный акт, а в рассматриваем случае суд апелляционной инстанции, также как и суд первой инстанции, пришел к выводу о незаконности постановления административного органа от 23.11.2012 N 36, то апелляционная жалоба общества удовлетворению не подлежит.
Соблюдение процедуры привлечения к административной ответственности было предметом исследования суда первой инстанции. Апелляционная коллегия поддерживает его вывод о том, что существенных нарушений, не позволяющих всесторонне и полно рассмотреть дело, административным органом не допущено.
Суд апелляционной инстанции также поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что срок давности привлечения к административной ответственности в рассматриваемом случае составляет 2 месяца.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
Довод министерства о том, что административное правонарушение, выразившееся в нарушении правил использования лесов относится к нарушениям законодательства об охране окружающей среды, обоснованно не принят судом первой инстанции.
В главе 8 КоАП РФ расположены составы административных правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования.
Таким образом, в названной главе объединены правонарушения как в области охраны окружающей среды, так и в области природопользования, а союз "и" в данном случае подтверждает, что законодатель разграничивает эти виды правонарушений.
В рассматриваемом случае, из постановления о наложении административного наказания от 23.11.2012 N 36 не усматривается, что выявлено нарушение требований Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и принятых в его развитие нормативных актов.
В связи с этим апелляционная жалоба министерства удовлетворению не подлежит.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда не усматривается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 08 апреля 2013 года по делу N А05-15885/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и открытого акционерного общества "Группа "Илим" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Н.Н. Осокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-15885/2012
Истец: ОАО "Группа "Илим", ОАО "Группа "Илим" в лице Лесного филиала ОАО "Группа "Илим" в г. Коряжме
Ответчик: Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области
Хронология рассмотрения дела:
31.07.2013 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-6294/13
31.07.2013 Определение Арбитражного суда Архангельской области N А05-15885/12
14.06.2013 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-3400/13
08.04.2013 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-15885/12