город Омск |
|
14 июня 2013 г. |
Дело N А70-7/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июня 2013 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глухих А.Н.,
судей Верёвкина А.В., Литвинцевой Л.Р.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Кундос Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 08АП-3649/2013) Департамента финансов Тюменской области и (регистрационный номер 08АП-3735/2013) Управления Федерального казначейства по Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 07 марта 2013 года по делу N А70-7/2013 (судья Багатурия Л.Е.), принятое по иску индивидуального предпринимателя Калайчиева Исидора Мисаиловича (ОГРН 304720332100384, ИНН 720400515920) к Департаменту финансов Тюменской области, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании 2 254 016 руб. 16 коп.,
при участии в судебном заседании:
от Департамента финансов Тюменской области - представитель Григорьев Д.В. (удостоверение N 2/35 выдано 28.10.2005, доверенность N 30/12-16 от07.08.2012 сроком действия три года);
от Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Тюменской области - представитель Ковалева А.В. (удостоверение N 0032 выдано 29.10.2012, доверенность б/н от 21.01.2013 сроком действия до 27.12.2014);
от индивидуального предпринимателя Калайчиева Исидора Мисаиловича - представитель Костырев А.А. (паспорт, доверенность б/н от 07.12.2012 сроком действия три года);
установил:
Индивидуальный предприниматель Калайчиев Исидор Мисаилович (далее - ИП Калайчиев И.М., предприниматель, истец) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с иском, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Тюменской области в лице Департамента финансов Тюменской области о взыскании убытков в размере 3 960 335 руб. 73 коп., в том числе с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации в размере 3 836 367 руб. 69 коп., из них 1 766 052 руб. 57 коп. за 2009 год, 2 070 315 руб. 11 коп. за 2010 год; с Тюменской области в лице Департамента финансов Тюменской области за счёт казны Тюменской области 123 968 руб. 05 коп., из них: 49 859 руб. 43 коп. за 2009 год, 74 108 руб. 62 коп. за 2010 год в счет возмещения затрат по предоставлению льгот.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 07 марта 2013 года по делу N А70-7/2013 иск удовлетворен, с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации в пользу ИП Калайчиева И.М. взыскано 3 836 367 руб. 69 коп., из них 1 766 052 руб. 57 коп. за 2009 год, 2 070 315 руб. 11 коп. за 2010 года, а также 41 461 руб. 88 коп. расходов по уплате государственной пошлины. С Тюменской области в лице Департамента финансов Тюменской области за счёт казны Тюменской области в пользу ИП Калайчиева И.М. взыскано 123 968 руб. 05 коп., из них: 49 859 руб. 43 коп. за 2009 год, 74 108 руб. 62 коп. за 2010 год, а также 1 339 руб. 80 коп. расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением, Департамент финансов Тюменской области и Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Тюменской области обратились с апелляционными жалобами, в которых просили решение суда первой инстанции изменить и отменить, соответственно.
В обоснование апелляционной жалобы Департамент финансов Тюменской области указал на то, что Тюменская область свои обязательства в отношении региональных льготников Тюменской области выполнила в полном объеме, обеспечив также финансирование федеральных категорий льготников, в связи с чем основания для взыскания убытков с Тюменской области в лице Департамента финансов Тюменской области отсутствуют. Учитывая недостаточное выделение на эти цели денежных средств со стороны Российской Федерации, доля средств, предъявляемая истцом к региональному бюджету, в силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) подлежит взысканию с казны Российской Федерации.
В обоснование апелляционной жалобы Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Тюменской области указало на то, что суд первой инстанции не указал, в чем конкретно выразились противоправные действия ответчиков, не указал причинно-следственную связь между действиями Российской Федерации и наступившими благоприятными последствиями у истца. Субвенции из федерального бюджета, предоставляемые на исполнение отдельных расходных обязательств субъектов, в бюджет субъекта были перечислены и израсходованы в порядке и формах, предусмотренных бюджетным законодательством. Суд первой инстанции необоснованно взыскал с Российской Федерации государственную пошлину.
ИП Калайчиев И.М. в письменном отзыве на апелляционные жалобы указал на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления Федерального казначейства по Тюменской области поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Департамента финансов Тюменской области поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил изменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ИП Калайчиева И.М. поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционные жалобы, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционные жалобы и отзыв на них, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность обжалуемого решения суда и считает его подлежащим оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 24.07.2008 между ОАО "ТПАТП N 1" и ИП Калайчиевым И.М. подписан договор N 408, в соответствии с которым истец взял на себя обязательства осуществлять регулярные перевозки на автобусных маршрутах N 7 "ул. Депутатская - п. Энтузиастов" и N 14 "ул. Депутатская - Районная больница" транспортными средствами, разрешенными к использованию согласно приложению N1 к настоящему договору.
Приложениями N 1, N 2 к договору N 408 от 24.07.2008 стороны согласовали номер маршрута, номер очереди, марку, модель автобуса, регистрационный номер, а также определили перечень документов, наличие которых обязательно для перевозчика и каждого водителя (т.1 л.д.25 оборот, 26).
24.07.2008 между ОАО "ТПАТП N 2" и ИП Калайчиевым И.М. подписан договор N 81, в соответствии с которым истец взял на себя обязательства осуществлять регулярные перевозки на автобусном маршруте N 13 "ул. Депутатская - ЖДВ" транспортными средствами, разрешенными к использованию согласно приложению N1 к настоящему договору.
Согласно пункту 2.1.22 договора N 408 от 24.07.2008 и договора N 81 от 24.07.2008 перевозчик обязался установить на транспортные средства, работающие на маршруте, оборудование, предназначенное для обеспечения контроля за выполнением условий договора, адаптированное для работы с автоматизированной системой диспетчерского управления города Тюмени (АСДУ). Подтверждение о выполнении работы перевозчиком основывается на данных системы АСДУ.
Из материалов дела усматривается, что Администрацией города создано ОАО "ТТС", единственным участником которого является муниципальное образование городской округ город Тюмень в лице Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени, что подтверждается Уставом ОАО "ТТС" по состоянию на 2011 год.
Согласно пункту 3.3 Устава общество осуществляет следующие основные виды деятельности: организация транспортных услуг, организация перевозок грузов, организация работ по внедрению и использованию автоматизированной системы отплаты проезда на городском пассажирском транспорте общего пользования, организация системы платежей за проезд на городском пассажирском транспорте общего пользования (биллинг), оснащение терминалами пассажирского транспорта общего пользования, ежедневный сбор данных о пассажиропотоках на маршрутах, количестве перевезенных пассажиров, в том числе льготных, с дифференцированием по конкретным категориям льгот.
Таким образом, муниципальным образованием городской округ город Тюмень в лице Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени в рамках установленных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного само-управления в РФ" положений, создано общество, уполномоченное на выполнение указанных видов деятельности.
По условиям пункта 2.1.11 договора N 408 от 24.07.2008 и договора N 81 от 24.07.2008 перевозчик обязался оказать меры социальной поддержки по проезду на транспорте граждан льготных категорий, согласно законодательству Российской Федерации и нормативных правовых актов Тюменской области без непосредственного взимания провозной платы, при предъявлении удостоверения или иных документов, подтверждающих принадлежность лиц соответствующим категориям граждан и последующего возмещения из бюджета всех уровней в течение срока действия договора.
Между истцом, ОАО "ТПАТП N 2" и ОАО "ТПАТП N 1" подписаны договоры от 09.02.2009 и от 01.01.2010, регулирующие отношения по представлению бюджетных средств, перечисляемых на основании данных автоматизированной системы оплаты проезда и учета поездок, в целях возмещения расходов индивидуального предпринимателя, связанных с предоставлением услуг по проезду на городском пассажирском транспорте общего пользования следующих категорий граждан: студентов ВУЗ и учреждений профессионального образования, учащихся учреждений начального профессионального образования очной формы обучения города Тюмени, учащихся образовательных учреждений города Тюмени, пенсионеров по старости, постоянно или преимущественно проживающих в городе Тюмени, получающих пенсию в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в РФ" или "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" и не получающих меры социальной поддержки в соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от 05.07.2005 N 95-п "О мерах социальной поддержки, осуществляемых путем возмещения расходов на оплату проезда на городском транспорте, автомобильном транс-порте пригородного и международного сообщения, а также железнодорожном транспорте".
Пунктом 1.1.4 договора от 09.02.2009 и договора от 01.01.2010 стороны определили область действия указанных договоров на отношения по перечислению предпринимателю суммы средств, принятых в его пользу при осуществлении электронных платежей по транспортным картам "Школьник", "Студент".
По утверждению истца, указанные расходы были возмещены только в части льгот, установленных муниципальными правовыми актами города Тюмени.
Вместе с тем, понесённые предпринимателем расходы, связанные с установлением льгот по провозной плате за перевозку федеральных и региональных льготных категорий пассажиров и багажа на автомобильном транспорте, истцу не были компенсированы, что явилось основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, удовлетворившего исковые требования, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Согласно статье 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Статья 16 ГК РФ устанавливает, что убытки, причинённые гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
На основании статей 1064 и 1069 ГК РФ вред, причинённый личности или имуществу гражданина, а также вред, причинённый имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред. Вред, причинённый гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счёт соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу статей 15, 1064, 1069 ГК РФ лицо, требующее возмещения причинённых ему убытков (вреда), должно доказать факт нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей (совершения незаконных действий или бездействия), наличия причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у истца убытками, а также реальный размер убытков.
В пункте 5 статьи 790 ГК РФ установлено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Материалами дела подтверждается и ответчиками не оспаривается, что в 2009, 2010 годах истцом были осуществлены перевозки граждан на автобусных маршрутах N 13 "ул. Депутатская - ЖДВ", N 7 "ул. Депутатская - п. Энтузиастов" и N 14 "ул. Депутатская - Районная больница", относящимся к льготным категориям пассажиров.
Согласно расчету истца расходы за предоставление льготного проезда составили 3 960 335 руб. 73 коп., в том числе:
- с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации в размере 3 836 367 руб. 69 коп., из них 1 766 052 руб. 57 коп. за 2009 год, 2 070 315 руб. 11 коп. за 2010 год;
- с Тюменской области в лице Департамента финансов Тюменской области за счёт казны Тюменской области в размере 123 968 руб. 05 коп., из них: 49 859 руб. 43 коп. за 2009 год, 74 108 руб. 62 коп. за 2010 год.
В соответствии с пунктом "ж" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменении и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельных категорий граждан.
Вместе с тем, указанный закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в его постановлениях от 17.06.2004 N 12-П и от 15.05.2006 N 5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.
Поэтому, если установившим льготы федеральным законом или принятым во его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели из федерального бюджета средств взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
В данном случае объем переданных из федерального и областного бюджетов средств не полностью покрыл убытки истца, вызванные предоставлением им льгот, финансирование которых отнесено к полномочиям Российской Федерации и Тюменской области.
В связи с этим, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что обязанность Российской Федерации и субъекта Российской Федерации Тюменская область по возмещению соответствующих убытков истца обусловлена самим фактом предоставления истцом льготного проезда определенным категориям граждан, и это обязательство может быть прекращено только путем его исполнения ответчиками.
Как разъяснено в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Ответчиком по делам о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг) выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот (пункт 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23).
В соответствии с Федеральным законом от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 гг." (пункт 54 таблицы 38 приложение 19) и Федеральным законом от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов" утверждены субвенции бюджетам субъектов РФ на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта РФ для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению РФ и субъектов РФ.
Как следует из материалов дела, истец обратился в суд с требованием о возмещении реального ущерба, возникшего в связи с предоставлением услуг по перевозке отдельных категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки (бесплатный проезд на городских маршрутах общественного транспорта города Тюмени) как за счёт средств бюджета Тюменской области, так и за счёт средств бюджета Российской Федерации.
Из смысла постановления Президиума ВАС РФ N 17828/10 следует, что при отсутствии методики расчета затрат транспортных предприятий при перевозке льготных категорий граждан возможно использование расчетного метода определения данных расходов с учетом конкретных обстоятельств дела. Расходы транспортной организации могут определяться исходя из разницы между полной стоимостью одного проездного билета в месяц и доли этой организации в общем количестве перевозок льготных пассажиров.
Исходя из данных отчётов ОАО "ТТС" о количестве перевезённых региональных и федеральных льготных категорий пассажиров, с учётом распоряжения Администрации города Тюмени от 16.12.2005 N 1773-рк "О предельных тарифах на перевозку пассажиров и багажа транспортом общего пользования в городском сообщении муниципального образования город Тюмень", в соответствии с которым в 2009 году и в период с 01.01.2010 по 14.04.2010 действовал тариф за разовую поездку в размере 12 руб., а с 15.04.2010 по 31.10.2012 - 14 руб. за разовую поездку, истцом был произведен расчет понесенных им расходов.
Расчет понесенных истцом расходов осуществлен исходя из разницы между тарифом, утвержденным за проезд для граждан, не имеющих право льготного проезда, и тарифом, установленным для льготных категорий граждан, с учетом распоряжения Администрации города Тюмени от 16.12.2005 N 1773-рк "О предельных тарифах на перевозку пассажиров и багажа транспортом общего пользования в городском сообщении муниципального образования город Тюмень. Эти показатели подтверждены соответствующими документами и не опровергнуты ответчиками и третьими лицами.
Судом апелляционной инстанции из ежемесячных отчётов ОАО "ТТС" за спорный период установлено, что учёт перевезённых истцом пассажиров вёлся по следующим категориям: школьники, студенты, пенсионеры, ветераны, федералы, без льготы.
Исходя из пояснений Управления социальной защиты населения г. Тюмени и ОАО "ТТС", непосредственно осуществляющего подсчёты перевезенных пассажиров, в отчётах ОАО "ТТС" в графе "федералы" указаны федеральные льготники, а в графе "ветераны" - региональные.
При этом оснований считать, что графа "ветераны" включает как федеральных (ветераны труда, ветераны военной службы дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и др.), так и региональных льготников, не имеется, ввиду отсутствия в материалах дела соответствующих доказательств.
По правилам статьи 65 АПК РФ возражения стороны также подлежат обоснованию посредством предоставления соответствующих доказательств.
В соответствии со статьей 8 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе равноправия сторон.
Согласно пункту 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Основания сомневаться в достоверности информации, имеющейся в отчётах ОАО "ТТС", его письме и пояснениях Управления социальной защиты населения г. Тюмени, представленных истцом, отсутствуют.
Перевозка граждан, включенных в федеральный регистр льготников, произведена истцом в интересах Российской Федерации как публично-правового образования, поскольку осуществление мер социальной поддержки федеральных льготников является полномочием Российской Федерации, финансирование данного вида расходов производится из федерального бюджета и относится к расходным обязательствам Российской Федерации в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 198-ФЗ.
Расходы по перевозке граждан, отнесенных к региональному регистру, возмещаются за счет средств субъекта Российской Федерации, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование льгот.
Довод Управления Федерального казначейства по Тюменской области об отсутствии обязанности со стороны публичных образований по возмещению истцу убытков, является необоснованным, поскольку право истца на компенсацию недополученных доходов предусмотрено законодательством, и факт наличия либо отсутствия договора не влияет на право лица, предоставившего услугу по перевозке льготных категорий граждан, требовать возмещения понесенных расходов. Обязанность по перевозке пассажиров льготных категорий возникает у транспортной организации в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 8 ГК РФ на основании актов публично-правовых образований, а не из условий договора.
Довод Департамента о недостаточном финансировании в 2009 году и отсутствие финансирования в 2010 году из федерального бюджета, также отклоняется, поскольку суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете, недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту Российской Федерации в виде субвенций не исключает доплаты разницы за счёт средств Российской Федерации.
То обстоятельство, что в период выполнения истцом перевозок льготных категорий пассажиров существовал четко определенный порядок получения перевозчиками соответствующих субсидий, при этом данный порядок истец игнорировал, не принимается во внимание, поскольку не имеет значение для данного дела с учетом предмета и оснований заявленных исковых требований.
Таким образом, несогласованность межбюджетных отношений Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, приводящая к недостаточности финансовых ресурсов у последних, не должна ущемлять право транспортных организаций на возмещение затрат по перевозке льготных категорий пассажиров, на что правильно указал суд первой инстанции в обжалуемом решении.
Принимая во внимание изложенное, исковые требования ИП Калайчиева И.М. обоснованно удовлетворены судом первой инстанции в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы Управления Федерального казначейства по Тюменской области о необоснованном взыскании с Российской Федерации за счет казны расходов по уплате государственной пошлины по иску основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права и отклоняются как необоснованные.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены.
При этом то обстоятельство, что в конкретном случае неправой стороной может оказаться государственный или муниципальный орган, освобожденный от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, не должно влечь отказ другой стороне в возмещении судебных расходов.
В пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в силу главы 25.3 НК РФ отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством. Исходя из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 44 НК РФ, отношения по поводу уплаты государственной пошлины после ее уплаты прекращаются.
Согласно статье 110 АПК РФ между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются главой 9 АПК РФ.
Законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов.
В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), расходы истца по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
Таким образом, взыскание с ответчиков понесенных истцом расходов по уплате государственной пошлины по иску является правомерным.
Решение суда первой инстанции принято при правильном применении норм материального и процессуального права, отмене или изменению не подлежит. Апелляционные жалобы оставлены без удовлетворения.
Вопрос о распределении судебных расходов по апелляционным жалобам судом апелляционной инстанции не рассматривается, так как государственные органы в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождены.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 07 марта 2013 года по делу N А70-7/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Глухих |
Судьи |
А.В. Верёвкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-7/2013
Истец: ИП Калайчиев Исидор Мисаилович
Ответчик: Департамент финансов Тюменской области, Министерство финансов Российской Федерации, Управление Федерального казначейства по Тюменской области
Третье лицо: Восьмой Апелляционный Арбитражный суд
Хронология рассмотрения дела:
14.06.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3649/13
22.04.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3735/13
19.04.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3649/13
07.03.2013 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-7/13