г. Красноярск |
|
13 июня 2013 г. |
Дело N А74-5353/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена "07" июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "13" июня 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шошина П.В.,
судей: Дунаевой Л.А., Иванцовой О.А.
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференцсвязи секретарем Кожуховской Е.А.,
при участии в судебном заседании в здании Арбитражного суда Республики Хакасия
от Администрации города Черногорска - Аношкиной И.Е., представителя по доверенности от 25.09.2012,
от Комитета по управлению имуществом г. Черногорска - Аношкиной И.Е., представителя по доверенности от 24.09.2012,
с участием судьи Арбитражного суда Республики Хакасия, осуществляющего организацию видеоконференцсвязи, Курочкиной И.А., при ведении протокола отдельного процессуального действия в Арбитражном суде Республики Хакасия секретарем судебного заседания Ноговициной А.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г. Черногорска
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "05" марта 2013 года по делу N А74-5353/2012, принятое судьей Лиходиенко А.В.,
установил:
индивидуальный предприниматель Зонин Николай Анатольевич (ОГРНИП 307190304500051, ИНН 190332288390) обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к Комитету по управлению имуществом г. Черногорска (далее - Комитет, ОГРН 1021900701624, ИНН 1903007087) о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной собственности, с кадастровым номером 19:02:010303:764, расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Черногорск, в районе Сибтехмонтажа.
Определением от 09 января 2013 года к участию в деле в качестве другого ответчика привлечена Администрация города Черногорска (ОГРН 1021900697356, ИНН 1903006887).
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 05 марта 2013 года заявление индивидуального предпринимателя Зонина Н.А. удовлетворено. Решение Администрации города Черногорска об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 600 кв.м., кадастровый номер 19:02:010303:764, расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Черногорск, в районе Сибтехмонтажа, оформленное письмом от 04.10.2012 признано незаконным. На Администрацию г. Черногорска возложена обязанность по вступлении в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Зонина Н.А. путем принятия в месячный срок решения о предоставлении в собственность индивидуальному предпринимателю Зонину Н.А. земельного участка площадью 600 кв.м., кадастровый номер 19:02:010303:764, расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Черногорск, в районе Сибтехмонтажа, и направления проекта договора купли-продажи в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении в собственность земельного участка. В удовлетворении требований к Комитету по управлению имуществом г. Черногорска отказано.
Не согласившись с данным решением, Администрация г. Черногорска обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что разрешенное использование земельного участка в строке 9 кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 19:02:0103003:764 (для производственных территорий коммунального комплекса) не соответствует объекту, указанному в свидетельстве о государственной регистрации прав от 06.05.2010 (здание хозяйственной постройки). По мнению заявителя, несоответствие вида разрешенного использования является препятствием для приобретения права собственности на испрашиваемый земельный участок. Кроме того, заявитель ссылается на невозможность правильного расчета выкупной стоимости земельного участка в связи с несоответствием вида разрешенного использования фактическому использованию земельного участка.
Индивидуальный предприниматель Зонин Н.А., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие.
В судебном заседании представитель Администрации г. Черногорска поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства:
На основании заявления Зонина Н.А. от 15.06.2005 о выделении земельного участка под строительство производственной базы коммунального обслуживания в районе Сибтехмонтажа, сформирован и поставлен на кадастровый учёт земельный участок, площадью 600 кв.м., с кадастровым номером 19:02:010303:764.
Постановлением Администрация города Черногорска N 4005 от 19.12.2006 (пункты 2 и 3) отделу по строительству и архитектурно-строительному надзору довести до сведения Зонина Н.А., что утверждённые материалы предварительного размещения объекта являются основанием для разработки проектной документации в срок до 01.06.2007. После утверждения проектной документации в установленном порядке Зонину Н.А. обратиться в отдел по строительству и архитектурно-строительном надзору за разрешением на строительство объекта (т.1, л.д. 60).
Отделом по строительству и архитектурно-строительному надзору 22.12.2006 составлено архитектурно-планировочное задание N 103 на разработку проектной документации: строительство производственной базы коммунального обслуживания. Адрес объекта: Республика Хакасия, г. Черногорск, в районе "Сибтехмонтажа" (т.1, л.д. 103).
Согласно заказу Зонина Н.А. ООО "Проект" разработан проект постройки здания гаража, отдельно стоящего, одноэтажного, площадью застройки 234,98 кв.м. (строительство производственной базы коммунального обслуживания в районе "Сибтехмонтаж").
На основании постановления Администрации г. Черногорска от 26.03.2007 N 719 между Зониным Н.А. (арендатор) и Администрацией города Черногорска (арендодатель) 04.05.2007 заключён договор аренды на земельный участок N 1418Ю, согласно которому заявителю предоставлен в аренду земельный участок, площадью 600 кв.м., с кадастровым номером 19:02:010303:764, расположенный по адресу: Республика Хакасия, г. Черногорск, в районе Сибтехмонтажа, для производственных территорий коммунального назначения. Земельный участок передан по акту приёма-передачи от 04.05.2007 (т.1, л.д. 24-26).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 06.05.2010 серии 19АА N 213686 Зонину Н.А. на праве собственности принадлежит здание хозяйственной постройки, общей площадью 273 кв.м., расположенное по адресу: Республика Хакасия, г. Черногорск, в районе "Сибттехмонтажа" (т.1, л.д.27). Зарегистрированное право собственности заявителя в установленном порядке не оспорено.
Зонин Н.А. 19.09.2012 обратился в Администрацию города Черногорска с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 19:02:010303:764, площадью 600 кв.м, на котором расположено здание хозяйственной постройки.
Письмом от 04.10.2012 исх. N 107 Зонину Н.А. сообщено об отказе в предоставлении земельного участка в собственность, поскольку испрашиваемый земельный участок предоставлен в заявителю в аренду для строительства производственной базы коммунального обслуживания, в настоящее время на земельном участке находится здание хозяйственной постройки, следовательно, конечная цель предоставления земельного участка заявителем не достигнута. предоставление земельного участка в собственность невозможно.
Полагая, что отказ в предоставлении земельного участка в собственность за плату является незаконным, индивидуальный предприниматель Зонин Николай Анатольевич обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из положений статей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Признавая незаконным отказ администрации от 04.10.2012 N 101, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для отказа предпринимателю Зонину Н.А. в предоставлении в собственность земельного участка.
Суд апелляционной инстанции считает указанный вывод обоснованным в связи со следующим.
Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок (пункт 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок" (далее - Перечень).
Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 Кодекса заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Из пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Как следует из материалов дела, что испрашиваемый индивидуальным предпринимателем Зониным Н.А. земельный участок с кадастровым номером 19:02:010303:764 сформирован и поставлен на кадастровый учет; на данном участке находится объект недвижимости, принадлежащий индивидуальному предпринимателю Зонину Н.А. на праве собственности; спорный земельный участок предоставлен индивидуальному предпринимателю Зонину Н.А. в аренду на основании постановления Администрации г. Черногорска от 26.03.2007 N 719 для производственных территорий коммунального назначения; в настоящее время индивидуальный предприниматель Зонин Н.А. пользуется указанным земельным участком в соответствии с договором аренды от 04.05.2007, возобновленным на неопределенный срок в силу пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Факт направления индивидуальным предпринимателем Зониным Н.А. 19.09.2012 всех необходимых документов для приобретения земельного участка в собственность, предусмотренных Перечнем, подтверждается материалами дела и администрацией не оспаривается.
Доказательств, подтверждающих, что на испрашиваемом земельном участке имеются какие-либо объекты недвижимости, которые указаны в пункте 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации и что спорный земельный участок находится в ограниченном обороте, либо имеются иные обстоятельства, установленные пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, исключающих предоставление его в собственность, материалы дела не содержат.
Ссылки Администрации г. Черногорска на несоответствие вида разрешенного использования земельного участка сведениям о регистрации права собственности на объект недвижимости правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку федеральное законодательство не содержит такого основания для отказа в приватизации земельных участков собственником расположенных на них объектов недвижимости как невозможность реализации исключительного права до приведения вида разрешенного использования в соответствие правоудостоверяющему документу.
Как верно указал суд первой инстанции, исходя из анализа положений статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации " и статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, необходимость изменения разрешенного использования земельного участка является проявлением отраслевого правового принципа осуществления строительства на основе документов территориального планирования и документов градостроительного планирования, в частности, правил землепользования и застройки. При этом такая необходимость имеется лишь при наличии намерения осуществлять строительство новых зданий, строений, сооружений, в том числе, на месте сносимых объектов, либо реконструкцию существующих объектов, то есть не имеет отношения к процедуре приобретения земельного участка в собственность в соответствии с положениями статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации уже под фактически существующими и зарегистрированными объектами недвижимости.
Таким образом, основания, препятствующие передаче в собственность предпринимателю земельного участка, отсутствовали.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что что отказ Администрации г. Черногорска в выкупе спорного земельного участка является неправомерным, нарушает права и законные интересы индивидуального предпринимателя Зонина Н.А.
Судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении требований к Комитету по управлению имуществом г. Черногорска, поскольку оспариваемое решение вынесено Администрацией города Черногорска.
С учётом положений статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции обоснованно в целях защиты нарушенных прав заявителя возложил на Администрацию г. Черногорска обязанность устранить допущенные нарушения посредством принятия в месячный срок решения о предоставлении в собственность индивидуальному предпринимателю Зонину Н.А. земельного участка площадью 600 кв.м., кадастровый номер 19:02:010303:764, расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Черногорск, в районе Сибтехмонтажа, и направления проекта договора купли-продажи.
Ссылки заявителя апелляционной жалобы на невозможность определения выкупной стоимости земельного участка, которая рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельного участка, определяемой в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, отклоняются судом.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении: земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации; земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.
Цена земельных участков, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи, не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости (пункта 1.2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков предусмотрено проведение государственной кадастровой оценки земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" определен порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Государственная кадастровая оценка земель проводится Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями.
Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункты 2, 4 Правил).
Учитывая вышеизложенные требования действующего законодательства и обстоятельства спора, установление вида функционального использования земельных участков, их кадастровой стоимости, на основании которой рассчитывается выкупная стоимость приватизируемых земельных участков, входит в полномочия соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Неисполнение данными уполномоченными органами вышеуказанных функций не может повлечь за собой отказ в приватизации земельного участка лицу, имеющему исключительное право на его приватизацию.
Изложенное свидетельствует о том, что судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства и материалы дела, им дана надлежащая правовая оценка. Основания для отмены решения, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя, который на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "05" марта 2013 года по делу N А74-5353/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
П.В. Шошин |
Судьи |
Л.А. Дунаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-5353/2012
Истец: Зонин Николай Анатольевич, и.п. Зонин Николай Анатольевич
Ответчик: Администрация г. Черногорска, Комитет по управлению имуществом г. Черногорска