4 марта 2013 г. |
А43-14415/2012 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рышковской Я.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 30.10.2012,
по делу N А43-14415/2012,
принятое судьей Мукабеновым И.Ю.
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области о признании незаконными действий Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области",
без участия лиц,
и установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области (далее - ТУ Росимущества, Управление) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконными действий Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области" (далее - Кадастровая палата, Учреждение) по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка общей площадью 642 кв.м, кадастровый номер 52:18:0060037:5, расположенного по адресу: г.Нижний Новгород, пер.Крутой, д.7. Одновременно заявитель просил суд обязать Кадастровую палату исключить запись об указанном земельном участке из государственного кадастра недвижимости и восстановить в государственном кадастре недвижимости запись о земельном участке общей площадью 1829 кв.м, кадастровый номер 52:18:060037:0001.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области (далее - Управление Росреестра, регистрирующий орган), Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" (далее - ФГБУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры").
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 30.10.2012 заявленные требования удовлетворены и действия ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области" по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка общей площадью 642 кв.м, кадастровый номер 52:18:0060037:5, расположенного по адресу: г.Нижний Новгород, пер.Крутой, д.7, признаны незаконными. В целях восстановления нарушенного права заявителя суд обязал Учреждение в порядке, установленном действующим законодательством, в течение одного месяца с момента вступления настоящего решения в законную силу осуществить действия по исключению записи о земельном участке с кадастровым номером 52:18:0060037:5, общая площадь 642 кв.м, расположенного по адресу: г.Нижний Новгород, пер.Крутой, д.7, из государственного кадастра недвижимости, а также восстановить запись в государственном кадастре недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 52:18:060037:0001, общая площадь 1829 кв.м, расположенном по вышеуказанному адресу.
Не согласившись с принятым судебным актом, Кадастровая палата обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
По мнению Учреждения, оно является ненадлежащим ответчиком по делу и данный факт суд первой инстанции не принял во внимание при принятии обжалуемого решения.
В отзыве на апелляционную жалобу ТУ Росимущества указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, полномочных представителей в судебное заседание не направили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что 03.09.2003 земельный участок площадью 1829 кв.м, кадастровый номер 52:18:060037:001, расположенный по адресу: г.Нижний Новгород, пер.Крутой, д.7, поставлен на государственный кадастровый учет.
11.01.2007 за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности Российской Федерации на что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 52-АВ N 003953.
На указанном земельном участке располагается памятник истории и культуры федерального значения "Дом Левина", Палаты А.Ф.Олисова XVII век.", который согласно свидетельству о государственной регистрации права от 26.03.2007 серии 52-АВ N 061528 также является собственностью Российской Федерации.
Согласно совместному распоряжению Министерства культуры Российской Федерации и Министерства государственного миущества Российской Федерации от 22.12.2000 N 429/1367-р здание закреплено на праве оперативного управления за Федеральным государственным бюджетным учреждением культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" и находится в пользовании филиала учреждения по Приволжскому федеральному округу.
Письмом от 06.03.2012 N 2.1-28/354 Кадастровая палата уведомила ТУ Росимущества о том, что в порядке преобразования земельного участка площадью 1829 кв.м, кадастровый номер 52:18:060037:001, образован земельный участок площадью 642 кв.м, кадастровый номер 52:18:0060037:5.
Сведения государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 52:18:060037:001 имеют статус "архивный" и восстановлению не подлежат.
Постановка на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 642 кв.м, кадастровый номер 52:18:0060037:5 осуществлена 27.02.2006 на основании заявки ФГБУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" и распоряжения администрации г.Нижнего Новгорода от 17.11.2005 N 5261-р. Данный факт подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 05.03.2012 N К-В(ГКУ)/12-53894.
Право собственности на земельный участок с кадастровым номером 52:18:0060037:5 в установленном порядке не зарегистрировано.
Полагая, что действия Кадастровой палаты в отношении земельных участков 52:18:060037:001 и 52:18:0060037:5 противоречат положениям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы Российской Федерации, ТУ Росимущества обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" и исходил из того, что уполномоченный орган не доказал законность и обоснованность оспариваемых действий.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта с учетом следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статей 128, 130 Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки относятся к недвижимому имуществу.
Федеральный закон от 02.01.2000 N 2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", действовавший в период рассматриваемых правоотношений (далее - Закон о государственном земельном кадастре), регулировал отношения, возникающие при осуществлении деятельности по ведению государственного земельного кадастра и при использовании его сведений.
Согласно пункту 1 статьи 7 Закона о государственном земельном кадастре государственному кадастровому учету подлежали земельные участки, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков.
Положениями статьи 19 Закона о государственном земельном кадастре было установлено, что государственный кадастровый учет земельных участков проводится по месту их нахождения в обязательном порядке на всей территории Российской Федерации по единой методике. Для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков. Проведение государственного кадастрового учета земельных участков включает в себя проверку представленных заявителями документов, составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и формирование кадастровых дел. Государственный кадастровый учет земельных участков проводится в течение месяца со дня подачи заявки о проведении государственного кадастрового учета определенного земельного участка. В результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков заявителям выдаются удостоверенные в установленном порядке кадастровые карты (планы) земельных участков. Плата за проведение государственного кадастрового учета земельных участков с заявителей не взимается.
Статья 20 Закона о государственном земельном кадастре предусматривала отказ в проведении государственного кадастрового учета земельных участков в случае, если с заявкой о проведении государственного кадастрового учета земельных участков обратилось ненадлежащее лицо; документы, представленные в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, по форме или содержанию не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации; при межевании земельных участков, в отношении которых должен проводиться государственный кадастровый учет земельных участков, нарушены права смежных землепользователей; площадь земельного участка, в отношении которого должен проводиться государственный кадастровый учет земельных участков, меньше минимального размера, установленного в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления для земель различного целевого назначения и разрешенного использования; содержащаяся в документах о межевании уточненная площадь земельного участка превышает указанную в правоустанавливающем документе на такой земельный участок площадь более чем на минимальный размер, установленный в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления для земель различного целевого назначения и разрешенного использования.
Кроме того, в данном случае были нарушены правила межевания.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" межевание представляло собой установление на местности границ земельных участков, описание их местоположения, изготовление карты (плана).
Пунктом 4 статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 10 Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 N 396, предусматривалось, что при проведении землеустроительных работ должны обеспечиваться законные интересы лиц, права которых могут быть затронуты этими действиями, в связи с чем препятствием для их проведения считалось отсутствие надлежащим образом извещенных лиц.
Собственник земельного участка, в отношении которого проводится межевание, всегда относится к числу лиц, чьи права при межевании затрагиваются, и его неизвещение о межевании должно было повлечь отказ во внесении в государственный земельный кадастр сведений по результатам межевания.
Земельный участок с кадастровым номером 52:18:060037:001 принадлежит на праве собственности Российской Федерации и на ограниченном вещном праве постоянного (бессрочного) пользования - ФГБУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры", о чем этим лицам и органу кадастрового учета было известно.
У органа кадастрового учета не имелось оснований полагать, что внесение в государственный земельный кадастр изменений, связанных с формирование земельного участка с кадастровым номером 52:18:0060037:5 и снятием с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 52:18:060037:001, не затрагивает интересов собственника этого участка и может быть произведено без его уведомления.
Указанные действия привели к тому, что Российская Федерация и Учреждение являются законными собственником (владельцем) не существующего земельного участка.
Объектом права собственности Российской Федерации являлся конкретный земельный участок, прошедший кадастровый учет, поэтому ее права были нарушены именно органом кадастрового учета в результате совершенных действий.
На основании статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе передавать, оставаясь собственником, права владения, пользования, распоряжения другим лицам.
Таким образом, собственник обладает всей полнотой власти в отношении принадлежащего ему земельного участка, тогда как вещные и обязательственные права иных лиц носят производный характер (статья 264 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 3 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", действовавшего до 01.07.2006 (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ) основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав, в числе прочего, земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности.
Из материалов дела следует, что у Российской Федерации возникло право собственности на объект недвижимости, являющийся памятником истории и культуры, располагающийся на земельном участке с кадастровым номером 52:18:060037:0001, на основании заключенного между Правительством Российской Федерации и администрацией Нижегородской области соглашения от 08.06.1996 N 10 о разграничении полномочий в сфере управления объектами исторического и культурного наследия, находящимися в государственной собственности.
При таких обстоятельствах администрация г.Нижнего Новгорода издала распоряжение от 17.11.2005 N 5262-р "О предоставлении ФГУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка по переулку Крутой, 7" с превышением полномочий и, следовательно, такой ненормативный правовой акт является незаконным и не может служить основанием для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 52:18:0060037:5 и снятия с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 52:18:060037:0001.
Следовательно, действия ФГБУ "Кадастровая палата по Нижегородской области" по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка общей площадью 642 кв.м, кадастровый номер 52:18:0060037:5, расположенного по адресу: г.Нижний Новгород, пер.Крутой, д.7, противоречат действующему законодательству и нарушают права и законные интересы Российской Федерации, препятствуя осуществлению права собственности на земельный участок 52:18:060037:0001, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение заявленных требований.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Нижегородской области законно и обоснованно удовлетворил заявленные ТУ Росимуществом требования.
Вопреки требованиям статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Кадастровая палата не доказала законность и обоснованность оспариваемых действий.
Руководствуясь частью 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно возложил на уполномоченный орган обязанность устранить допущенное нарушение прав Российской Федерации, признав несостоятельными доводы Кадастровой палаты.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено
Апелляционная жалоба уполномоченного органа признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
Доводам заявителя судом первой инстанции дана надлежащая оценка, и они отклонены. Оснований для признания их обоснованными не усматривает и суд апелляционной инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Нижегородской области от 30.10.2012 по делу N А43-14415/2012 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ФГБУ "Кадастровая палата по Нижегородской области" освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 30.10.2012 по делу N А43-14415/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
И.А. Смирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-14415/2012
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, г. Н.Новгород
Ответчик: ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала ФГБУ ФКП Росреестра по Нижегородской области г. Н. Новгород
Третье лицо: Управление Росреестра по Нижегородской области, ФГБУ культуры "Агенство по управлению и использованию памятников истории и культуры", ФГБУ культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры", ФГБУ культуры Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры г. Н. Новгород, ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии г. Москва, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Нижегородской области