г. Пермь |
|
02 июля 2009 г. |
Дело N А60-9772/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 июля 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Нилоговой Т.С.,
судей Мещеряковой Т.И.,
Осиповой С.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лебедевой Н.О.,
при участии:
от заявителя (ЕМУП "Специализированная автобаза"): не явился,
от заинтересованного лица (Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области): Сухоруков А.С., доверенность от 08.08.2008 г., удостоверение
от третьих лиц (ЗАО "Орджоникидзевская УЖК", Администрация г. Екатеринбурга в лице комиссии по вопросам ценообразования и формирования тарифов): не явились,
рассмотрев в заседании суда апелляционную жалобу заявителя - ЕМУП "Специализированная автобаза"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 10 апреля 2009 года
по делу N А60-9772/2008,
принятое судьей Куричевым Ю.А.,
по заявлению ЕМУП "Специализированная автобаза"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области
третьи лица: ЗАО "Орджоникидзевская УЖК", Администрация г. Екатеринбурга в лице комиссии по вопросам ценообразования и формирования тарифов
о признании недействительными решения и предписания,
установил:
Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие "Специализированная автобаза" (далее - заявитель, Предприятие, ЕМУП "Спецавтобаза") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными решения от 08.04.2008 г. N 52 и предписания от 08.04.2008 г. N 52, принятых Управлением Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - антимонопольный орган, Управление, УФАС).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 10.07.2008 г. (резолютивная часть решения объявлена 07.07.2008 г.) заявленные требования удовлетворены (л.д. 79-86 т.2).
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2008 г. N 17АП-6719/2008 (резолютивная часть постановления объявлена 14.10.2008 г.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения (л.д. 156-154 т.2).
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21.01.2009 г. N Ф09-10423/08 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменены, дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции (л.д. 15-18 т.3).
При отмене судебных актов кассационный суд пришел к выводу о том, что спорное условие договора о применении коэффициента уплотнения не предусмотрено нормативно-правовыми актами, определяющими величину платы за размещение 1 куб.м твердых бытовых отходов (далее - ТБО) на полигоне, т.е. неправомерно включено Предприятием в договор, следовательно, данное положение нарушает права общества, доставляющего ТБО на полигон с использованием автомобилей, оборудованных пресс-плитой. Кроме того, суд кассационной инстанции усмотрел, что судами не был исследован вопрос о наличии факта принуждения контрагента подписать договор на условиях невыгодных для него или не относящихся к предмету договора под угрозой наступления негативных последствий, что явилось основанием для направления дела на новое рассмотрение.
В ходе нового рассмотрения дела к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Администрация г. Екатеринбурга в лице тарифной комиссии по вопросам ценообразования и формирования тарифов (л.д. 30-32 т.3).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 10.04.2009 г. (резолютивная часть решения объявлена 06.04.2009 г.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, принять новый об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, а также на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В обоснование жалобы Предприятие указывает на необоснованность вывода ФАС Уральского округа о неправомерном включении ЕМУП "Спецавтобаза" в договор условия о применении коэффициента уплотнения, поскольку применение такого коэффициента является обоснованным и обоснованность подтверждена материалами дела. Считает, что в данном случае подобный вывод суда кассационной инстанции выходит за рамки его полномочий, в связи с чем, данное указание не может являться обязательным для суда, вновь рассматривающего дело. Также указывает, что судом при новом рассмотрении дела не исследованы обстоятельства, подтверждающие или опровергающие наличие фактов, свидетельствующих о навязывании (принуждении) контрагента подписать договор на невыгодных для него условиях, в частности, не разрешен вопрос о том, в чем именно заключались невыгодные условия. По его мнению, в материалах дела отсутствуют доказательства факта навязывания Заявителем контрагенту невыгодных для него условий.
Представитель Управления в судебном заседании устно возражал против доводов апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом высказанной кассационным судом правовой позиции, оснований для отмены решения суда не усматривает.
Третьим лицом (ЗАО "Орджоникидзевская УЖК") представлен письменный отзыв, в котором констатировано отсутствие оснований для отмены решения суда.
Администрацией г. Екатеринбурга в лице комиссии по вопросам ценообразования и формирования тарифов письменный отзыв на жалобу не представлен.
Заявитель и третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, от Предприятия и ЗАО "Орджоникидзевская УЖК" поступили ходатайства о рассмотрении жалобы в их отсутствие. В силу ч.3 ст.156, ст. 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, но не явившихся в судебное заседание.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в антимонопольный орган обратилось ЗАО "Орджоникидзевская УЖК" с заявлением о нарушениях со стороны Предприятия антимонопольного законодательства (л.д.26-30 т.1).
По указанным третьим лицом (ЗАО "Орджоникидзевская УЖК") фактам Управлением в отношении заявителя возбуждено дело N 52 по признакам нарушения ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции, Закон).
По результатам рассмотрения дела антимонопольным органом принято решение от 08.04.2008 г. N 52, которым признан факт нарушения ЕМУП "Спецавтобаза" п.3 ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в навязывании контрагентам невыгодных для них условий договора на прием отходов на полигоны для утилизации, а именно, применение коэффициента уплотнения 2 к объему ТБО, принимаемых на полигон Предприятия, что не предусмотрено действующим законодательством и ущемляет интересы хозяйствующих субъектов, осуществляющих вывоз ТБО (л.д. 33-38 т.1).
На основании указанного решения антимонопольным органом вынесено предписание от 08.04.2008 г. N 52 о прекращении заявителем нарушения п.3 ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, которым ЕМУП "Спецавтобаза" предписано прекратить применение коэффициента уплотнения - 2 к объему ТБО, принимаемых на полигоне Предприятия (л.д. 39 т.1).
Полагая, что данные решение и предписание приняты антимонопольным органом с нарушением норм действующего законодательства, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
При первом рассмотрении спора, суды первой и апелляционной инстанции, пришли к выводу о незаконности оспариваемых ненормативных правовых актов, в связи с недоказанностью в действиях Предприятия нарушения п.3 ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции и обоснованности применения спорного коэффициента уплотнения.
Отменяя решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда, суд кассационной инстанции не согласился с выводом судов о правомерности применения Предприятием спорного коэффициента уплотнения, указав, что условие о применении коэффициента уплотнения неправомерно включено Предприятием в договор.
В силу абз. 2 подп. 15 п. 2 ст. 289 АПК РФ указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.
Руководствуясь вышеназванной нормой, суд первой инстанции при новом рассмотрении, применив указания, изложенные в постановлении суда кассационной инстанции, исследовал вопрос о наличии факта навязывания невыгодных условий договора, на неисследованность которого было указано кассационным судом.
Из материалов дела арбитражным судом установлено, что основанием для признания в действиях ЕМУП "Автобаза" нарушений антимонопольного законодательства явились следующие обстоятельства.
ЕМУП "Спецавтобаза" в адрес ЗАО "Орджоникидзевская УЖК" направило для подписания договоры на прием отходов на полигон "Северный" для утилизации и захоронения от 14.03.207 г. N 5149-5-4 и N 5149-6-4 (л.д.53-56, 59-62 т.1), в которых в п.6.4 указано, что в случае транспортировки отходов на полигон в специализированных автомобилях-мусоровозах, оборудованных пресс-плитой. Объем отходов, принимаемых на полигон, учитывается с коэффициентом уплотнения - 2. Грузоподъемность, геометрический объем и вместимость кузова определяются согласно краткого справочника(1996 г.) и руководств по эксплуатации мусоровозов.
Не согласившись с данной редакцией, в том числе и по указанному пункту, ЗАО "Орджоникидзевская УЖК" направило в адрес заявителя протоколы разногласий к вышеуказанным договорам, согласно которым предлагало исключить из договоров п.6.4
Данные договоры заключены сторонами с учетом протоколов разногласий и протоколов согласований (л.д.57-58, 63-64 т.1), т.е. пункты 6.4 договоров приняты в редакции исполнителя (ЕМУП "Спецавтобаза") при наличии возражений заказчика (ЗАО "Орджоникидзевская УЖК").
Применительно к обстоятельствам настоящего спора для квалификации действий заявителя как навязывание контрагентам невыгодных условий договора Управление должно было доказать сам факт навязывания и представить доказательства того, что согласие контрагентов с предложенными условиями договоров на прием отходов на полигон "Северный" для утилизации и захоронения является вынужденным.
Проанализировав сложившиеся между сторонами отношения по поводу заключения договоров на прием отходов на полигон "Северный" для утилизации и захоронения ТБО, при этом, правильно установив обстоятельства, касаемые подписания ЗАО "Орджоникидзевская УЖК" договоров с первоначальной редакцией п.6.4, предложенной ЕМУП "Спецавтобаза", в частности то, что ЗАО "Орджоникидзевская УЖК" вынуждена была принять эти условия, поскольку не было иной организации, в связи с доминирующим положением заявителя, суд обоснованно квалифицировал действия заявителя как навязывание контрагенту невыгодного условия договора.
Более того, в данном случае навязывание невыгодных условий договора усматривается и в факте исполнения самого договора, что подтверждается талонами, оформленными при приеме ТБО с применением коэффициента плотности (л.д.45 т.1).
В нарушение ст. 65 АПК РФ иное суду апелляционной инстанции не доказано.
Доводы заявителя об отсутствии в материалах дела доказательств факта навязывания заявителем контрагенту невыгодных для него условий подлежат отклонению, как противоречащие фактическим обстоятельствам дела.
Доводы апеллятора, связанные с отсутствием и недоказанностью в его действиях нарушений требований антимонопольного законодательства, поскольку применение коэффициента плотности является экономически и технологически обоснованным, подлежат отклонению, т.к. по существу направлены на переоценку выводов суда кассационной инстанции.
Как указано выше, в силу абз. 2 подп. 15 п. 2 ст. 289 АПК РФ указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.
При наличии вступившего в силу и неотмененного в установленном порядке судебного акта суда кассационной инстанции, ни суд первой, ни суд апелляционной инстанций при новом рассмотрении дела не имеют возможности прийти к иному выводу при той же доказательственной базе, какая имелась при рассмотрении дела в первый раз.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 10 апреля 2009 года по делу N А60-9772/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Специализированная автобаза" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на Интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Т.С. Нилогова |
Судьи |
Т.И. Мещерякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-9772/2008
Истец: Екатеринбургское МУП "Специализированная автобаза", ЕМУП "Специализированная автобаза"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области
Третье лицо: Администрация г. Екатеринбурга в лице тарифной комиссии по вопросам ценообразования и формирования тарифов, Администрация города Екатеринбурга, ЗАО "Орджоникидзевская УЖК", ЗАО "Орджоникидзевская управляющая жилищная компания"
Хронология рассмотрения дела:
02.07.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-6719/08