город Воронеж |
|
14 июня 2013 г. |
Дело N А14-17251/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 7 июня 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 июня 2013 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Донцова П.В.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бауман Л.В.,
при участии:
от Общества с ограниченной ответственностью Торгового Предприятия N 4 "Исток": Логачева А.И., приказ N 24 от 27.10.2009; Логачевой Н.Ю., представителя по доверенности N 5 от 16.11.2012,
от Департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области о признании недействительным предписания: Прасоловой Л.Ю., представителя по доверенности N 5301-20/701 от 24.04.2013; Кравцова В.П., представителя по доверенности 5301-20/700 от 24.04.2013;
от Администрации городского округа город Воронеж: Шипулиной А.В., представителя по доверенности N 377 от 01.04.2013;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Общества с ограниченной ответственностью Торгового Предприятия N 4 "Исток" и Департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 27.02.2013 по делу N А14-17251/2012 (судья Шишкина В.М.) по заявлению Общества с ограниченной ответственностью Торгового Предприятия N 4 "Исток", г.Воронеж (ОГРН 1033600022554, ИНН 3663005418) к Департаменту по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Торговое предприятие N 4 "Исток" (далее - ООО ТП N 4 "Исток", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Департаменту по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области (далее - Департамент) о признании недействительным предписания Департамента от 18.10.2012 "Об устранении выявленных нарушений лицензионных требований", вынесенного в отношении ООО ТП N 4 "Исток".
Дело рассматривалось с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Администрации городского округа город Воронеж, г. Воронеж (ОГРН 1023601575733, ИНН 3650002882).
Решением суда от 27.02.2013 заявленные требования удовлетворены частично.
Не согласившись с указанным решением, Общество с ограниченной ответственностью Торговое Предприятие N 4 "Исток" и Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области обратились в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Общество с ограниченной ответственностью Торговое Предприятие N 4 "Исток" указывает на то, что среди учреждений, расположенных в Левобережном районе г. Воронежа и указанных в приложении к постановлению главы городского округа г. Воронеж N 1001 от 20.06.2006 не содержится сведений о МБОУ дополнительного образования детей Центре дополнительного образования детей "Реальная школа" по адресу: г.Воронеж, ул. Менделеева, 12, следовательно ООО ТП N 4 "Исток" не находится на территории, прилегающей к учреждениям и организациям, являющимся местами массового скопления граждан и местами нахождения источников повышенной опасности, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 % объема готовой продукции. Справкой Управы Левобережного района городского округа г. Воронеж от 02.03.2011 N О-851 подтверждается отсутствие торгового объекта - обособленного подразделения ООО ТП N 4 "Исток" - закусочной, расположенной по адресу: г.Воронеж, ул.Менделеева, 12, в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта и на прилегающих к ним территориях. Таким образом, наличие расстояния в 38 метров от входа в образовательную организацию до запасного входа в торговый объект не является основанием для признания обособленного подразделения не соответствующим требованиям п. 2 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ, и как следствие основанием для переоформления лицензии на розничную продажу алкогольной продукции. Таким образом, предписание Департамента является незаконным полностью.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области указывает на то, что решение подлежит отмене в части признания недействительным предписания от 18.10.2012 (в связи с исключением из перечня территориально обособленных подразделений, указанных в лицензии, магазина по адресу: г.Воронеж, ул.Менделеева, д.12), как несоответствующего Федеральному закону от 22.11.1995 N 171-ФЗ. Пунктом 2 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ установлен запрет на осуществление розничной продажи алкогольной продукции, в том числе на нахождение в детских, общеобразовательных, медицинских организациях (в одном здании) без прилегающей территории (п. 4 ст. 16), так как имеется одно здание и отсутствует прилегающий земельный участок, который прилегает к зданию, границы которого определяются решениями органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством РФ. В связи с тем, что обязанность переоформления лицензии установлена требованиями Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ и заявитель обязан переоформить лицензию самостоятельно, вне зависимости от наличия предписания лицензирующего органа, права и законные интересы ООО Торговое предприятие N4 "Исток" не нарушены. Вывод об обязанности по переоформлению лицензии подтверждается судебной практикой и требованиями п. 12 и п. 13 ст. 19 федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО ТП N 4 "Исток" указывает, что общее целевое назначение здания - многоквартирный жилой дом, а назначение помещений на первом этаже - одна жилая квартира и четыре нежилых помещения, которые могут использоваться для осуществления предпринимательской деятельности, в том числе, для продажи алкогольной продукции. Пункт 12 ст. 19 Федерального закона N 171-ФЗ содержит исчерпывающий перечень оснований для переоформления лицензии. У ООО ТП N 4 "Исток" не имеется описанных в указанном пункте оснований для направления заявления о переоформлении лицензии.
Как видно из материалов дела, Общество осуществляет деятельность по розничной продаже алкогольной продукции на основании лицензии рег. N РАП-6620 от 01.06.2011 сроком действия с 01.06.2011 по 31.05.2016 по адресам обособленных подразделений, указанных в приложении, в том числе: магазин: г. Воронеж, ул. Менделеева, д.12 (спиртные напитки и вина); закусочная: г. Воронеж, ул. Менделеева, д.12 (спиртные напитки и вина) (т.1 л.д.14).
12.10.2012 Департаментом в связи с обращениями гражданина, поступившего на портал Правительства Воронежской области на работу пивных заведений по адресу: г. Воронеж, ул. Менделеева, 12, на основании приказа N 06-01/906 от 05.10.2012 (т.1 л.д.80-81) была проведена внеплановая выездная проверка на соответствие лицензионным требованиям указанным п. 2 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", торговых объектов по указанному адресу.
В ходе проверки было установлено, что в доме по адресу: г. Воронеж, ул. Менделеева, 12, расположена детская школа дополнительного образования Левобережного района г. Воронежа.
Расстояние от входа школы до входа в магазин согласно материалам по определению удаленности магазина и закусочной по ул. Менделеева, 12, подготовленных ИП Волковой, составляет 52 метра. От входа закусочной до входа школы - 38 метров.
На основании выявленных нарушений 18.10.2012 ООО ТП N 4 "Исток" было выдано предписание об устранении выявленных нарушений лицензионных требований(т.1 л.д.10, 91), с указанием на необходимость в срок до 23.10.2012 подать заявление в Департамент о переоформлении лицензии 36 МЕ 002432 рег. N РАП - 6620 от 01.06.2011, в связи с изменением указанных в лицензии мест нахождения обособленных подразделений, которые перестали соответствовать особым требованиям к розничной продаже алкогольной продукции, указанным в п.2 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (в связи с исключением из перечня территориально обособленных подразделений, указанных в лицензии, магазина и закусочной по адресу: г. Воронеж, ул. Менделеева, д.12, расположенных в одном здании с детской образовательной организацией).
Считая выданное предписание незаконным, Общество с ограниченной ответственностью Торговое предприятие N 4 "Исток" обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования в части признания недействительным предписания в части подачи заявления в Департамент о переоформлении лицензии 36 МЕ 002432 рег. N РАП - 6620 от 01.06.2011, суд первой инстанции исходил из того, что данное требование противоречит положениям Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ.
Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правомерными, обоснованными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
В силу абзаца второго пункта 2 статьи 16 Закона N171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях.
В соответствии с пунктом 4 статьи 16 того же закона к прилегающим территориям относятся земельные участки, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям, сооружениям и границы которых определяются решениями органов местного самоуправления в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Постановлением администрации Воронежской области от 17.02.2006 N 105 утвержден Порядок определения территорий, прилегающих к местам массового скопления граждан и к местам нахождения источников повышенной опасности, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, согласно которому такой является территория, отстоящая на расстоянии 50 метров от границ объекта недвижимости (здания, сооружения, а в случае их отсутствия - обустроенной территории), но не ближе границ земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, определенных отводными, землеустроительными, кадастровыми, регистрационными документами, а в случае отсутствия указанных документов - не ближе видимых границ земельного участка, на котором расположен объект (ограды, забора и т.п.).
Как было установлено в ходе проверки, магазин и закусочная по адресу ул.Менделеева, 12, находятся в одном здании с одним из подразделений МБОУДОД ЦДОД "Реальная школа" (далее - центр дополнительного образования детей "Реальная школа").
В соответствии с письмом Управления развития предпринимательства, потребительского рынка и инновационной политики администрации городского округа город Воронеж от 18.01.2013 N 98/1-т/о магазин и закусочная являются обособленными подразделениями.
Вышеуказанные помещения имеют с МБОУДОД ЦДОД "Реальная школа" общий землеотвод (т.2 л.д.5).
В соответствии с техническим паспортом ГУП ВО "Воронежоблтехинвентаризация" БТИ Левобережного района, здание по адресу г. Воронеж, ул. Менделеева, 12 является многоквартирным жилым домом.
Нежилые помещения расположены на первом этаже (т.1 л.д. 105-135).
В соответствии с поэтажным планом здания, помещение под магазин и помещение под закусочную имеют самостоятельные входы (т.1, 121).
Буквальное толкование положений абзаца второго пункта 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ позволяет прийти к выводу, что продажа алкогольной продукции запрещена территориально непосредственно в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях.
В ситуации, применительно к настоящему спору, положения абзаца второго пункта 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ не могут быть применимы, поскольку каждое из нежилых помещений, как то магазин, закусочная и МБОУДОД ЦДОД "Реальная школа" являются автономными по отношению друг к другу, имеющими самостоятельные входы. Помещения магазина и закусочной изолированы от помещений МБОУДОД ЦДОД "Реальная школа".
Таким образом, в данном случае необходимо руководствоваться положениями, закрепленными в Постановлении администрации Воронежской области от 17.02.2006 N 105.
Поскольку магазин Общества расположен от МБОУДОД ЦДОД "Реальная школа" на расстоянии равном 52 метра, то суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Обществом не были нарушены требования закона, запрещающие розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции на расстоянии 50 метров от границ земельных участков, на которых расположены, в том числе детские и учебные учреждения и организации.
Помещение закусочной, как указывалось выше, расположено от МБОУДОД ЦДОД "Реальная школа" на расстоянии равном 38 метров.
Актом проверки подтверждается, что продажа алкоголя в данном помещении производилась.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции были опрошены в качестве свидетелей Попова Ю.А. (заместитель директора по учебно-воспитательной работе центра дополнительного образования детей "Реальная школа"), Вдовченко Н.В. (сотрудник Управления по развитию предпринимательского и потребительского рынка и инновационной политики администрации городского округа город Воронеж), показания которых свидетельствуют о продаже алкогольной продукции в помещении закусочной.
Ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции Обществом не представлено безусловных доказательств, свидетельствующих о том, что вход в закусочную не использовался по назначению, или использовался только в технических целях.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается осуществление розничной продажи алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 указанного закона.
В этой связи, в целях соблюдения императивного запрета, установленного в п.2 ст.16 Закона N 171-ФЗ, Общество было обязано прекратить осуществление лицензируемого вида деятельности в обособленном подразделении, если место нахождения такого обособленного подразделения организации перестало соответствовать особым требованиям к розничной продаже алкогольной продукции в результате внесения изменений в законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.
В силу ч.20 ст.19 названного Закона, действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выданной организации, распространяется на деятельность ее обособленных подразделений только при условии указания в лицензии мест их нахождения.
Принимая во внимание изложенное, в целях исключения возможности осуществления организацией деятельности по продаже алкогольной продукции на торговых объектах, где такая реализация запрещена, действующим законодательством на лицензиата возложена обязанность по переоформлению действующей лицензии применительно к п.12 ст.19 Закона N 171-ФЗ.
Согласно данной норме закона, в случае изменения наименования организации (без ее реорганизации), изменения места ее нахождения или указанных в лицензии мест нахождения ее обособленных подразделений, изменения иных указанных в лицензии сведений, а также в случае утраты лицензии переоформление лицензии осуществляется на основании заявления организации с приложением документов, подтверждающих указанные изменения или утрату лицензии. В этих случаях переоформление лицензии осуществляется путем выдачи новой лицензии с сохранением при этом указанного в лицензии срока ее действия и при условии возврата ранее выданной лицензии (за исключением ее утраты) в лицензирующий орган.
Принимая во внимание, что фактически изменился (уменьшился) перечень обособленных подразделений, на которых Общество вправе осуществлять розничную продажу алкогольной продукции, требования административного органа о необходимости заявителя обратиться в Департамент для переоформления лицензии, в связи с изменением указанных в лицензии мест нахождения обособленных подразделений, которые перестали соответствовать особым требованиям к розничной продаже алкогольной продукции, соответствует положениям ч.2 ст.16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативный акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что предписание Департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области от 18.10.2012 "Об устранении выявленных нарушений лицензионных требований", вынесенное в отношении Общества с ограниченной ответственностью Торгового Предприятия N 4 "Исток", в части обязанности подать заявление в Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области о переоформлении лицензии 36 МЕ 002432 рег. N РАП - 6620 от 01.06.2011, в связи с изменением указанных в лицензии мест нахождения обособленных подразделений, которые перестали соответствовать особым требованиям к розничной продаже алкогольной продукции, указанным в п.2 ст.16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ (в связи с исключением из перечня территориально обособленных подразделений, указанных в лицензии, магазина по адресу: г.Воронеж, ул.Менделеева, д.12), является недействительным, как несоответствующее Федеральному закону от 22.11.1995 N 171-ФЗ.
В остальной части указанное предписание является законным и обоснованным и не нарушает прав Общества.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Обществом с ограниченной ответственностью Торговым Предприятием N 4 "Исток" и Департаментом по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области на момент рассмотрения апелляционных жалоб не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, суд апелляционная инстанции считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права.
Учитывая изложенное, и руководствуясь п.1 ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 27.02.2013 по делу N А14-17251/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Федеральный арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-17251/2012
Истец: ООО ТП N4 "Исток"
Ответчик: Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка ВО, Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области
Третье лицо: Администрация городского округа г. Воронеж, Инспекция по контролю и надзору в сфере образования Воронежской области, Управление развития предпринимательства, потребительского рынка и инновационной политики Администрации ГО г. Воронеж, Управление развития предпринимательства, потребительского рынка и инновационной политики администрации городского округа город Воронеж