г. Красноярск |
|
17 июня 2013 г. |
Дело N А33-648/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "13" июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "17" июня 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Севастьяновой Е.В.,
судей: Дунаевой Л.А., Морозовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кожуховской Е.А.,
при участии:
от заявителя (администрация Туруханского района): Кравченко А.А., представителя по доверенности от 27.04.2012, паспорт (до перерыва);
от антимонопольного органа: Смирновой Н.В., представителя по доверенности от 08.05.2013 N 47, паспорт (до и после перерыва),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Туруханского района Красноярского края
на решение Арбитражного суда Красноярского края
"22" марта 2013 года по делу N А33-648/2013, принятое судьей Ивановой Е.А.,
установил:
администрация Туруханского района Красноярского края (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (далее - антимонопольный орган, Красноярское УФАС России) об оспаривании решения и предписания от 17.12.2012 N 1021.
Определением от 17 января 2013 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Стандарт" (далее - общество "Стандарт", ООО "Стандарт").
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 22.03.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация Туруханского района Красноярского края обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, сославшись на следующие обстоятельства:
- содержание первой части заявки не предусматривает указание в ней сведений, позволяющих идентифицировать участника размещения заказа,
- содержание аукционной документации позволяет сделать вывод о том, что участие в электронном аукционе предполагает предоставление участником размещения заказа информации о его соответствии требованиям статьи 11 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", общество "Стандарт" данную информацию не представило, второй участник аукциона представил необходимую информацию во второй части заявки,
- прохождение участником размещения заказа аккредитации на торговой площадке само по себе не свидетельствует о его соответствии требованиям статьи 11 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Антимонопольный орган в отзыве на апелляционную жалобу не согласился с изложенными в ней доводами, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо - общество "Стандарт" в отзыве на апелляционную жалобу просило решение арбитражного суда от 22.03.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ООО "Стандарт" о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено в соответствии с положениями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей общества "Стандарт".
Представитель заявителя изложила доводы апелляционной жалобы. Просит отменить решение Арбитражного суда Красноярского края от 22 марта 2013 года суда и принять по делу новый судебный акт.
Представитель антимонопольного органа изложила доводы отзыва на апелляционную жалобу. Просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу администрации Туруханского района - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Администрация Туруханского района зарегистрирована в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022401068469.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Стандарт" на действия аукционной комиссии администрации Туруханского района Красноярского края при проведении открытого аукциона в электронной форме "Выбор организации на право заключения муниципального контракта на поставку трактора", а именно: на необоснованное отклонение аукционной комиссией второй части заявки общества, поданной на участие в открытом аукционе в электронной форме.
Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 17.12.2012 N 1021 (с учетом определения от 06.03.2013 об исправлении опечатки в решении по жалобе N 1021) жалоба ООО "Стандарт" признана обоснованной; аукционная комиссия признана нарушившей требования статьи 14.11 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", а также права и законные интересы участников размещения заказа.
На основании указанного решения, комиссией Красноярского УФАС России в отношении администрации Туруханского района выдано предписание от 17.12.2012 N 1021 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов, прав и законных интересов участников размещения заказа.
Заявитель считает указанные решение и предписание незаконными и нарушающими его права и законные интересы, в связи с чем, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 94 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд", пунктом 5.3.9. Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, пунктом 4.1.7 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 26.01.2011 N 30, пунктами 3.35, 3.37 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 24.07.2012 N 498, частью 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемые решение и предписание вынесены антимонопольным органом в пределах предоставленных полномочий.
Общественные отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ, Закон о размещении заказов).
Указанный Федеральный закон устанавливает, в том числе единый порядок размещения заказов в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Порядок размещения заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме установлен Главой 3.1 указанного закона.
Требования к содержанию документации об открытом аукционе в электронной форме установлены статьей 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 41.6. Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
Частью 5 указанной статьи установлено, что документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частями 3 и 4 настоящей статьи сведениями должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.
Статьей 11 названного закона установлены требования к участникам размещения заказа при размещении заказа путем проведения торгов.
Согласно части 1 указанной статьи при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются следующие обязательные требования к участникам размещения заказа:
1) соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов;
2) не проведение ликвидации участника размещения заказа - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника размещения заказа - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;
3) не приостановление деятельности участника размещения заказа в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе;
4) отсутствие у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. Участник размещения заказа считается соответствующим установленному требованию в случае, если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе не принято.
В силу частей 1 и 3 статьи 41.8. Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ для участия в открытом аукционе в электронной форме участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, подает заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме. Заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме состоит из двух частей.
Согласно части 4 статьи 41.8 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать указанные в одном из следующих подпунктов сведения:
1) при размещении заказа на поставку товара:
а) согласие участника размещения заказа на поставку товара в случае, если участник размещения заказа предлагает для поставки товар, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе в электронной форме, или указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для поставки товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак.
Согласно части 6 указанной статьи вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать, в том числе следующие документы и сведения:
1) фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика (для иностранного лица);
2) копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом открытого аукциона в электронной форме, и такие требования предусмотрены документацией об открытом аукционе в электронной форме.
Согласно части 9 статьи 41.8 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме направляется участником размещения заказа оператору электронной площадки в форме двух электронных документов, содержащих предусмотренные частями 4 и 6 настоящей статьи части заявки. Указанные электронные документы подаются одновременно.
В силу части 2 статьи 41.11 указанного закона аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в открытом аукционе требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия также рассматривает содержащиеся в реестре участников размещения заказа, получивших аккредитацию на электронной площадке, сведения об участнике размещения заказа, подавшем такую заявку на участие в открытом аукционе.
В соответствии протоколом рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме от 07.12.2012 аукционная заявка ООО "Стандарт" признана несоответствующей требования Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ и документации открытого аукциона в электронной форме в связи с отсутствием сведений, предусмотренных пунктами 2-4 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов.
Вместе с тем, в соответствии с Информационной картой открытого аукциона в электронной форме установлены, в том числе следующие требования к участникам размещения заказа:
- не приостановление деятельности участника размещения заказа в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе;
- отсутствие у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. Участник размещения заказа считается соответствующим установленному требованию в случае, если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе не принято.
Согласно Информационной карте открытого аукциона в электронной форме документация открытого аукциона в электронной форме содержит следующие требования:
- к содержанию первой части заявки участника размещения заказа - согласие участника размещения заказа на поставку товара в случае, если участник размещения заказа предлагает для поставки товар, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе в электронной форме, или указание на товарный знак предлагаемого для поставки товара и конкретные показатели этого товара (товарный знак, точные технические характеристики) этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, с указанием цены за единицу товара.
- к содержанию второй части заявки участника размещения заказа -
1. Фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика.
2. Решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и если для участника размещения заказа поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом аукционе, обеспечения исполнения контракта являются крупной сделкой. Предоставление указанного решения не требуется в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает максимальную сумму сделки, предусмотренную решением об одобрении или о совершении сделок, предоставляемым для аккредитации участника размещения заказа на электронной площадке.
Аукционной документацией предусмотрено, что заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, в случае, в том числе несоответствия участника размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ.
Таким образом, ни действующее законодательство, ни документация открытого аукциона в электронной форме не содержат требования о наличии во второй части заявки сведений, предусмотренных пунктами 2-4 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов.
Проанализировав представленные документы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что антимонопольным органом и судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что вторая часть заявки ООО "Стандарт" на участие в открытом аукционе в электронной форме соответствовала требованиям, установленным аукционной документацией, следовательно, при проведении аукциона заказчиком были допущены нарушения правил проведения торгов, являющиеся существенными и повлекшими ущемление законных прав и интересов ООО "Стандарт".
Более того, из материалов дела следует и заявителем не оспаривается, что общество "Стандарт" продекларировало свое соответствие требованиям статьи 11 указанного закона в первой части заявки, предоставив подписанное согласие на поставку товара, выполнение работ и оказание услуг, содержащее сведения о соответствии общества "Стандарт" требованиям статьи 11 указанного Закона. Предоставление обществом подписанного согласия на поставку товара, выполнение работ и оказание услуг является одной из форм акцепта и означает подтверждение участником размещения заказа своего соответствия требованиям, установленным в документации об электронном аукционе.
Кроме того, законодательством не установлена форма и порядок декларирования соответствия участника размещения заказа требованиям, предусмотренным пунктам 2, 3, 4 части 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ, поэтому участник имеет право в произвольной форме заявить о таком соответствии. При этом по его выбору это возможно как в форме письменного заявления (письменного доказательства), так и путем предъявления соответствующего подтверждения.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что антимонопольным органом при вынесении оспариваемого решения установлены обстоятельства, имеющие значение для дела и применены нормы, подлежащие применению. Указанные в решении Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю обстоятельства соответствуют фактическим обстоятельствам и подтверждены материалами дела. Оспариваемое решение соответствует Федеральному закону от 21.07.2005 N 94-ФЗ.
Поскольку оспариваемое решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 17.12.2012 признано судом соответствующим действующему законодательству, выданное на его основе предписание от 17.12.2012 N 1021 также является законными и обоснованными.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "22" марта 2013 года по делу N А33-648/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Е.В. Севастьянова |
Судьи |
Л.А. Дунаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-648/2013
Истец: Администрация Туруханского района
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
Третье лицо: ООО "Стандарт", Территориальное управление Администрации Туруханского района, ЭТП ММВБ "Госзакупки"