г. Владивосток |
|
17 июня 2013 г. |
Дело N А51-24076/2012 |
Резолютивная часть постановления оглашена 10 июня 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 июня 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Н.Н. Анисимовой, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Приморскому краю
апелляционное производство N 05АП-4410/2013,
на решение от 06.03.2013
судьи Н.В. Колтуновой
по делу N А51-24076/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (ИНН 2540155517, ОГРН 1092540004424)
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Приморскому краю (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757)
третье лицо: открытое акционерное общество "Дальневосточная энергетическая управляющая компания"
о признании незаконным решения от 17.08.2012 N Ф01/12-39713,
при участии:
от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Приморскому краю: Мезенин А.В.. представитель по нотариальной доверенности от 22.01.2013, сроком действия до 27.12.2015, без права передоверия; паспорт;
от открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая управляющая компания": Кропотова Е.Ю., представитель по доверенности от 01.04.2013 N 45; паспорт;
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае не явилось,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (далее - заявитель, Территориальное управление Росимущества в Приморском крае, Территориальное управление, Теруправление) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Приморскому краю (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Приморскому краю, филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Приморскому краю, кадастровая палата, орган кадастрового учёта) от 17.08.2012 N Ф01/12-39713 о приостановлении кадастрового учёта и понуждении филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Приморскому краю осуществить кадастровый учёт изменений земельного участка с кадастровым номером 25:28:060105:36, а именно изменить вид разрешённого использования с "для строительства Мини-ТЭЦ "Северная" на вид "для эксплуатации Мини-ТЭЦ "Северная".
Определением от 21.01.2013 в соответствии со статьёй 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечёно открытое акционерное общество "Дальневосточная энергетическая управляющая компания" (далее - третье лицо, ОАО "ДВЭУК").
Решением от 06.03.2013 суд признал незаконным решение ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Приморскому краю от 17.08.2012 N Ф01/12-39713 о приостановлении кадастрового учёта как несоответствующее Федеральному закону от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". В части обязания филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Приморскому краю осуществить кадастровый учёт изменений вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 25:28:060105:36, а именно изменить вид разрешенного использования с "для строительства Мини-ТЭЦ "Северная" на "для эксплуатации Мини-ТЭЦ "Северная" суд отказал, сославшись на то, что заявленный способ восстановления не соотносится с предметом спора.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 06.03.2013, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Приморскому краю просит его отменить как незаконное и необоснованное и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных Теруправлением требований в полном объёме. Заявитель апелляционной жалобы полагает, что изменение одного вида разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования должно осуществляться обязательно в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (пункты 2 и 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации). В связи с этим кадастровая палата считает, что виды разрешённого использования земельных участков должны соответствовать утверждённым правилам землепользования и застройки. При этом в силу Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утверждённых решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462, правообладатели земельных участков, включая органы государственной власти, при осуществлении выбора новых основных или вспомогательных видов разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства должны получить согласование органа администрации г. Владивостока.
Также орган кадастрового учёта не согласен с выводом суда о том, что Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утверждённые решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462, пункты 2 и 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации к рассматриваемым отношениям не применимы, поскольку независимо от правообладателя участок находится на территории Владивостокского городского округа, в связи с чем к нему применяются нормы, установленные правилами землепользования и застройки муниципального образования.
В заседании арбитражного суда апелляционной инстанции 03.06.2013 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) объявлялся перерыв до 10.06.2013 до 14 часов 20 минут. Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с Информационным письмом Президиума ВАС РФ от 19.09.2006 N 113 "О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" путём размещения на доске объявлений в здании суда и на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
Представитель Территориального управления Росимущества в Приморском крае до и после перерыва в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом. В соответствии со статьями 156, 163, 266 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителя Территориального управления.
Представитель кадастровой палаты в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, считает обжалуемое решение незаконным и необоснованным.
Представитель ОАО "ДВЭУК" в судебном заседании и в письменном отзыве на апелляционную жалобу, с учётом дополнений, считает решение Арбитражного суда Приморского края от 06.03.2013 законным и обоснованным, принятым при полном и всестороннем исследовании юридически значимых обстоятельств, а апелляционную жалобу кадастровой палаты - не подлежащей удовлетворению.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
Земельный участок с кадастровым номером 25:28:060105:36 поставлен на кадастровый учёт 26.05.2011. Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности Российской Федерации от 10.06.2011 N 25-АБ 596762 данный земельный участок общей площадью 12011 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир мыс Поспелова. Участок находится примерно в 1056 м от ориентира по направлению на юго-запад. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, о. Русский, мыс Поспелова, находится в собственности Российской Федерации, принадлежит к категории земель: земли населённых пунктов. Разрешённое использование земельного участка согласно кадастрового паспорта от 26.05.2011 N 25/00-11-51836 "для строительства Мини-ТЭЦ "Северная".
В рамках подпрограммы "Развитие города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе" Федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года" ОАО "ДВЭУК" осуществляет реализацию мероприятия "Строительство и реконструкция объектов энерго и теплоснабжения" объектов делового центра саммита, первой очереди Дальневосточного федерального университета - Строительство Мини-ТЭЦ "Северная".
04.07.2011 в целях оформления прав ОАО "ДВЭУК" на земельный участок, необходимый для строительства объекта, между обществом и Территориальным управлением Росимущества в Приморском крае заключён договор аренды N 8-26/335 земельного участка с кадастровым номером 25:28:060105:36 сроком на 49 лет.
13.03.2012 Министерством регионального развития Российской Федерации выдано разрешение на ввод объекта мини-ТЭЦ "Северная" в эксплуатацию.
28.06.2012 с целью внесения соответствующих изменений в ранее заключённый договор аренды земельного участка Территориальное управление Росимущества в Приморском крае обратилось в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Приморскому краю с заявлением об изменении вида разрешённого использования земельного участка с вида "для строительства Мини-ТЭЦ "Северная" на вид "для эксплуатации Мини-ТЭЦ "Северная".
По результатам рассмотрения обращения решением филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Приморскому краю от 17.08.2012 N Ф01/12-39713 осуществление кадастрового учёта было приостановлено в связи с не предоставлением заявителем распорядительного акта органа, уполномоченного на изменение вида разрешённого использования находящегося в собственности Российской Федерации земельного участка, необходимого для кадастрового учёта изменений.
Не согласившись с решением ФГБУ "ФКП Росреестра" по Приморскому краю о приостановлении осуществления кадастрового учёта объекта, Территориальное управление обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и в отзыве на неё, судебная коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции не подлежащим отмене или изменению, а апелляционную жалобу кадастровой палаты - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, пунктом 4 статьи 200, пунктом 3 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учётом недвижимого имущества (далее - кадастровый учёт) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости установлен в статье 7 Федерального закона N 221-ФЗ.
В пункте 1 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ перечислены сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости. Согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся также дополнительные сведения об объекте недвижимости, в том числе разрешённое использование, если объектом недвижимости является земельный участок (подпункт 14 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ).
В силу статьи 16 Федерального закона N 221-ФЗ кадастровый учёт осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 названного Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона N 221-ФЗ кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ сведений осуществляется на основании представляемых в орган кадастрового учёта заявления о кадастровом учёте и необходимых для осуществления такого учёта документов.
Частью 2 статьи 26 Федерального закона N 221-ФЗ установлено, что орган кадастрового учёта принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учёта, в том числе в случае, если не представлены необходимые для кадастрового учёта документы, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом такие документы или сведения, содержащиеся в них, могут запрашиваться в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Решение о приостановлении должно содержать причину приостановления осуществления кадастрового учёта с обязательной ссылкой на соответствующие положения части 2 статьи 26 Федерального закона N 221-ФЗ.
Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) установлено, что земли в Российской Федерации используются по целевому назначению. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешённого использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Частью 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации определены виды разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства: основные виды разрешенного использования, условно разрешённые виды использования, вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Частью 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основные и вспомогательные виды разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Также положениями статьи 6 Федерального закона от 08.05.2009 N 93-ФЗ "Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 93-ФЗ) предусмотрено, что на территории Приморского края исключительный характер имеют земельные участки и (или) расположенные на них объектов недвижимого имущества для размещения необходимых для проведения саммита объектов.
Статьёй 4 Закона N 93-ФЗ установлены особенности осуществления градостроительной деятельности в связи с организацией проведения саммита, в соответствии с пунктом 12 которой вид разрешённого использования земельных участков, которые предназначены для размещения необходимых для проведения саммита объектов в соответствии с документацией по планировке территории или решением о предварительном согласовании мест их размещения, определяется в соответствии с указанными документацией или решением. Вид разрешённого использования земельных участков, предназначенных для размещения необходимых для проведения саммита объектов, считается установленным или измененным со дня утверждения документации по планировке территории для размещения необходимых для проведения саммита объектов или принятия решения о предварительном согласовании мест их размещения либо образования земельного участка в соответствии с указанной документацией.
Согласно материалам дела земельный участок с кадастровым номером 25:28:060105:36 сформирован и поставлен на кадастровый учёт в рамках реализации подпрограммы "Развитие города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе" Федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года".
Земельный участок с кадастровым номером 25:28:060105:36 является собственностью Российской Федерации в силу закона, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 10.06.2011 N 25-АБ 596762.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти). Свою деятельность Росимущество осуществляет непосредственно через свои территориальные органы и подведомственные организации.
Согласно приказа Росимущества от 27.02.2009 N 49 Территориальное управление Росимущества в Приморском крае является органом, наделённым полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного в Приморском крае, и спорного земельного участка.
В рамках подпрограммы "Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе" Федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года" ОАО "Дальневосточная энергетическая управляющая компания" осуществляло реализацию мероприятия "Строительство и реконструкция объектов энерго и теплоснабжения" (Создание источников генерации с хранилищами топлива и распределительных сетей для теплоснабжения и энергосбережения (класса 10 кВт) объектов делового центра саммита первой очереди Дальневосточного федерального университета, мощность объекта - Строительство мини-ТЭЦ "Северная".
В целях оформления прав общества на земельные участки, необходимые для строительства объекта, между ОАО "ДВУЭК" и Теруправлением было заключено 4 договора аренды земельных участков сроком на 49 лет, в том числе договор аренды от 04.07.2011 N 8-26/335 в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером 25:28:060105:36, который был поставлен как кадастровый учёт с видом разрешённого использования "для строительства Мини-ТЭЦ "Северная". В настоящее время объект введён в эксплуатацию.
В связи с этим и с целью устранения формально сложившейся правовой неопределённости относительно значащейся в кадастровом учёте формулировки разрешённого вида использования спорного земельного участка как "для строительства Мини-ТЭЦ "Северная" ОАО "ДВУЭК" обратилось к Теруправлению как собственнику и арендодателю спорного земельного участка, а то в свою очередь подало заявление в орган кадастрового учёта, чтобы осуществить мероприятия по приведению в соответствие вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 25:28:060105:36 путём его изменения с вида разрешённого использования на "для строительства Мини-ТЭЦ "Северная" на вид "эксплуатация мини-ТЭЦ "Северная".
Ссылку кадастровой палаты в оспариваемом решении от 17.08.2012 N Ф01/12-39713 о приостановлении кадастрового учёта на не предоставление заявителем распорядительного акта органа, уполномоченного на изменение вида разрешённого использования находящегося в собственности Российской Федерации земельного участка, необходимого для кадастрового учёта изменений, коллегия находит в рассматриваемом случае неправомерной в силу следующего.
Со ссылкой на статью 7 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утверждённые решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462, орган кадастрового учёта полагает, что при изменении одного вида разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования правообладателями земельных участков, включая органы государственной власти, должно быть получено согласование органа администрации г. Владивостока.
Между тем как установлено выше, спорный земельный участок является собственностью Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. В силу приказа Росимущества от 27.02.2009 N 49 Территориальное управление Росимущества в Приморском крае является органом, наделённым полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного в Приморском крае.
Возводимый на участке объект является непосредственно объектом саммита АТЭС, относится к федеральной целевой программе экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1996 N 480 в целях обеспечения условий для экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья, то есть имеет исключительное значение на федеральном уровне, и отношения, возникающие в связи с реализацией данной федеральной целевой программы и её подпрограмм, регулируются Законом N 93-ФЗ, который, с учётом установленных им особенностей осуществления градостроительной деятельности в связи с организацией проведения саммита в статье 4 (пункт 12) прямо предусматривает, что вид разрешённого использования земельных участков, которые предназначены для размещения необходимых для проведения саммита объектов определяется исключительно согласно соответствующей документации. Вид разрешённого использования земельных участков, предназначенных для размещения необходимых для проведения саммита объектов, считается установленным со дня утверждения документации по планировке территории для размещения необходимых для проведения саммита объектов или принятия решения о предварительном согласовании мест их размещения либо образования земельного участка в соответствии с указанной документацией.
Согласно оспариваемому решению от 17.08.2012 N Ф01/12-39713 о приостановлении кадастрового учёта основанием для приостановления осуществления кадастрового учёта земельного участка с кадастровым номером 25:28:060105:36 послужило непредоставление заявителем распорядительного акта органа, уполномоченного на изменение вида разрешенного использования находящегося в собственности Российской Федерации земельного участка, необходимого для кадастрового учёта изменений.
Между тем статья 22 Федерального закона N 221-ФЗ содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых для кадастрового учёта, и не предусматривает необходимость предоставления распорядительного акта органа, уполномоченного на изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации.
Кроме того, частью 4 статьи 21 Федерального закона N 221-ФЗ установлено, что орган кадастрового учёта не вправе требовать от заявителя или его представителя представлять документы, не установленные этим Федеральным законом, а также документы, которые в соответствии со статьей 22 Федерального закона N 221-ФЗ запрашиваются в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Учитывая, что место размещения объекта Мини-ТЭЦ "Северная" определено Проектом планировки территории полуострова Саперный острова Русский Владивостокского городского округа Приморского края, утверждённым распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2008 N 1760-р, и исходя из вышеперечисленных норм, коллегия приходит к выводу, что вид разрешенного использования для земельного участка с кадастровым номером 25:28:060105:36 подлежит установлению на основании проекта планировки полуострова Саперный.
В рассматриваемом случае разрешённым видом использования спорного земельного участка с кадастровым номером 25:28:060105:36 изначально являлось строительство и, соответственно, эксплуатация Мини-ТЭЦ "Северная". Однако поскольку формально при постановке участка на кадастровый учёт вид его разрешённого использования был указан как "для строительства для Мини-ТЭЦ "Северная", то в связи с этим при последующем вводе объекта в эксплуатацию возникло несоответствие и правовая неопределённость с фактическом итоговым статусом вида использования земельного участка. В результате возникла объективная необходимость в изменении, а по сути, уточнении его вида разрешённого использования на вид "эксплуатация мини-ТЭЦ "Северная", поскольку земельный участок, поставленный на государственный кадастровый учёт должен иметь конкретный вид разрешённого использования, с учётом фактического использования земельного участка.
При этом учитывая, исключительный статус спорного возведённого и введённого в эксплуатацию объекта мини-ТЭЦ "Северная" как объекта саммита АТЭС с федеральным значением разрешённое использование спорного участка изначально было определено в проектной документации, и ссылка органа кадастрового учёта на то, что правообладатели земельных участков, включая органы государственной власти, при осуществлении выбора новых основных или вспомогательных видов разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства должны получить согласование органа администрации г. Владивостока, что предусмотрено статьёй 7 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утверждённых решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462, является в данном случае неправомерной.
В рассматриваемом случае необходимость дополнительного согласования также отсутствует, поскольку Территориальное управление Росимущества в Приморском крае, наделённое полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного в Приморском крае, обратилось в филиал "ФКП Росреестра" по Приморскому краю как собственник земельного участка, уже определило вид разрешённого использования спорного земельного участка, выделенного под объект исключительного федерального значения (объекта саммита АТЭС). При этом уточняемый вид разрешённого использования спорного земельного участка по сути соответствовал виду разрешённого использования исходного земельного участка и такое уточнение фактически было призвано устранить возникшую правовую неопределённость, с учётом ввода объекта строительства саммита АТЭС на спорном земельном участке в эксплуатацию.
Соответственно, ссылка органа кадастрового учёта на необходимость предоставления заявителем согласия уполномоченного органа на изменение вида разрешённого использования имущества, обоснованно отклонена судом первой инстанции, поскольку заявителем изменения вида разрешённого использования земельного участка являлся сам арендодатель и собственник земельного участка (Теруправление).
Между тем коллегия соглашается с доводом заявителя апелляционной жалобы о том, что является ошибочным вывод суда первой инстанции том, что Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утверждённые решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462, пункты 2 и 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации к рассматриваемым отношениям не применимы.
Действительно, независимо от правообладателя участка и нахождения его в собственности Российской Федерации, спорный земельный участок находится на территории Владивостокского городского округа, в связи с чем к нему территориально применяются нормы, установленные градостроительными регламентами, включая Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, и установленное ими деление территории Владивостокского городского округа на зоны с соответствующими основными и вспомогательными видами использования.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. (пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса).
Однако указанный ошибочный вывод суда первой инстанции не повлёк принятие незаконного решения по существу спора, с учётом вышеизложенного по тексту постановления.
Соответственно, то обстоятельство, что согласно представленной в материалы дела информации Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (письмо от 05.12.2012 N 25593сп) земельный участок с кадастровым номером 25:28:060105:36 находится в границах производственно-коммунальных объектов V класса вредности (П-4), что подтверждается картой градостроительного зонирования Владивостокского городского округа в составе Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, не имеет в данном случае правого значения, учитывая особый приоритетный статус размещения спорного объекта как объекта саммита.
При изложенных обстоятельствах, коллегия приходит к выводу, что оспариваемое решение ФГБУ "ФКП Росреестра" по Приморскому краю от 17.08.2012 N Ф01/12-39713 о приостановлении осуществления кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 25:28:060105:36 не соответствует Федеральному закону от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и нарушает права и законные интересы Теуправления как собственника спорного земельного участка.
В связи с этим требование заявителя в части признания незаконным решения кадастровой палаты от 17.08.2012 N Ф01/12-39713 о приостановлении кадастрового учёта спорного земельного участка правомерно удовлетворено судом первой инстанции в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должно содержаться указание на признание оспариваемого решения незаконным и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Такое возложение соответствующей обязанности представляет собой правовые последствия признания незаконными решений, действий (бездействия) такого органа, обжалуемых в рамках конкретного спора.
Требование Теруправления об обязании филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Приморскому краю осуществить кадастровый учёт изменений земельного участка с кадастровым номером 25:28:060105:36, а именно изменить вид разрешённого использования с вида "для строительства Мини-ТЭЦ "Северная" на вид "для эксплуатации Мини-ТЭЦ "Северная", не является самостоятельным требованием, а заявлено на основании пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в порядке устранения нарушенных прав и законных интересов заявителя принятием кадастровой палатой оспариваемого решения.
Как установлено коллегией, на момент рассмотрения настоящего дела филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" принято решение об отказе в осуществлении изменений кадастрового учёта земельного участка от 20.11.2012 N Ф01/12-58243. Заявитель не воспользовался правами на уточнение требований, предоставленными ему статьёй 49 АПК РФ. В связи с этим у суда отсутствуют правовые основания для восстановления нарушенного права заявителя путём возложения на ответчика обязанности осуществить кадастровый учёт изменений земельного участка, поскольку способ восстановления не соотносится с предметом спора.
С учётом изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе. Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта по данному делу, судебной коллегией, не установлено.
На основании вышеизложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Излишне уплаченная ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Приморскому краю при подаче апелляционной жалобы по платёжному поручению N 460524 от 04.04.2013 на сумму 2000 рублей госпошлина в сумме 1000 рублей в силу подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ, с учётом абзаца 2 пункта 15 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 06.03.2013 по делу N А51-24076/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Приморскому краю из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 (одна тысяча) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платёжному поручению N 460524 от 04.04.2013 на сумму 2000 (две тысячи) рублей.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-24076/2012
Истец: Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае
Ответчик: Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата " по Приморскому краю
Третье лицо: ОАО "Дальневосточная энергетическая компания", ОАО "Дальневосточная энергетическая управляющая компания"