г. Чита |
|
18 июня 2013 г. |
Дело N А10-4946/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 июня 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Ткаченко Э.В., Рылова Д.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мурзиной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу дачного некоммерческого товарищества "Зерногородок" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 27 февраля 2013 года по делу N А10-4946/2012 по заявлению дачного некоммерческого товарищества "Зерногородок" к Комитету по управлению имуществом и землепользованию г Улан-Удэ о признании незаконным отказа от 25 сентября 2012 года N 00221251, обязании предоставить земельный участок в установленные законом сроки,
(суд первой инстанции - Мархаева Г.Д.-С..)
при отсутствии представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
дачное некоммерческое товарищество "Зерногородок" (ИНН 0323352962, ОГРН 1100327009991, далее - заявитель, общество, ДНТ "Зерногородок") обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Комитету по управлению имуществом и землепользованию г Улан-Удэ (ИНН 0323027176, ОГРН 1020300983340, далее - Комитет) о признании незаконным отказа от 25 сентября 2012 года N 00221251, обязании предоставить земельный участок в установленные законом сроки.
Решением суда первой инстанции от 27 февраля 2013 года по делу N А10-4946/2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ДНТ "Зерногородок" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 27 февраля 2013 года по делу N А10-4946/2012 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В поступившем в суд апелляционной инстанции ходатайстве о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, Комитет с изложенными в апелляционной жалобе доводами не согласился, просил отказать в удовлетворении жалобы.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" при наличии в материалах дела уведомления о вручении лицу, участвующему в деле, либо иному участнику арбитражного процесса копии первого судебного акта по рассматриваемому делу либо сведений, указанных в части 4 статьи 123 АПК РФ, такое лицо считается надлежаще извещенным при рассмотрении дела судом апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, при рассмотрении судом первой инстанции заявления по вопросу о судебных расходах, если судом, рассматривающим дело, выполняются обязанности по размещению информации о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 АПК РФ.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 08.05.2013.
Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123, частью 2 статьи 200 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, и установлено судом первой инстанции, 30 августа 2010 года ДНТ "Зерногородок" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным номером 1100327009991, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 16 ноября 2012 года N 15084В/2012 (т. 1 л.д.10-11).
Согласно Уставу, утвержденному общим собранием учредителей, Товарищество является некоммерческой организацией, добровольным объединением граждан - владельцев дачных земельных участков, предоставленных им в целях отдыха, созданной, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". Целью деятельности Товарищества является, в том числе защита прав и охраняемых законом интересов членов товарищества в правоотношениях, вытекающих из членства их в Товариществе, предоставление общих интересов членов Товарищества в государственных и местных органах власти и управления (т. 1 л.д. 43-66).
22 декабря 2010 года Товарищество обратилось с ходатайством в Администрацию Октябрьского района г. Улан-Удэ о выделении земельного участка в границах согласно схемы с целью узаконения самовольных построек в микрорайоне Зерногородок (т.1 л.д.25).
24 февраля 2011 года ДНТ "Зерногородок" обратилось в Комитет с заявлением о выделении земельного участка в аренду в границах согласно схемы с целью размещения (строительства) жилых домов, расположенных по адресу г. Улан-Удэ, микрорайон Зерногородок (т.1 л.д.24).
14 марта 2011 года Комитет письмом 00230130 предложил ДНТ "Зерногородок" для утверждения списка членов Товарищества обратиться в Администрацию Октябрьского района г. Улан-Удэ (т.1 л.д.23).
04 апреля 2011 года Товарищество обратилось в Администрацию Октябрьского района г. Улан-Удэ с заявлением о направлении последней ходатайства в Комитет с целью выделения земельного участка для ДНТ "Зерногородок".
Из указанного заявления следует, что в состав Товарищества объединились 59 граждан, жилые дома которых размещены в разные годы (с 2000 по 2010) на земельном участке, расположенном в п. Таежный г. Улан-Удэ, однако правоустанавливающие документы на землю не оформлены до настоящего времени (т.1 л.д.22). К заявлению были приложены копии следующих документов - устав ДНТ "Зерногородок", свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, свидетельство о государственной регистрации юридического лица, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, протоколы общих собраний учредителей Товарищества от 11 августа 2010 года, от 22 октября 2010 года, план-схема участков ДНТ "Зерногородок", реестр членов Товарищества, а также письма от 22 декабря 2010 года, 24 февраля 2011 года, 21 декабря 2010 года, 14 марта 2011 года.
14 октября 2011 года Администрация письмом N 4354 направила в адрес Комитета списки граждан ДНТ "Зерногородок", нуждающихся в получении дачного земельного участка (т.1 л.д.17)
В этот же день Администрация письмом N 4354, направленным в адрес Управления архитектуры и градостроительства г. Улан-Удэ, сообщило последнему, что вышеназванные списки направлены в Комитет и направила копию ситуационного плана, представленную заявителем, для предварительного согласования испрашиваемого земельного участка (т.1 л.д.16).
23 июля 2013 года Управлением архитектуры и градостроительства г. Улан-Удэ согласована схема расположения испрашиваемого земельного участка (т.1 л.д.70).
07 сентября 2012 года ДНТ "Зерногородок" обратилось с заявлением в Комитет, согласно которому просило утвердить схему расположения участка Товарищества, расположенного в п. Мелькомбинат (Октябрьский район), где также указано, что план- схема находится у начальника Отдела формирования земельных участков Комитета Антипова В.Н. (т.1 л.д.15).
25 сентября 2012 года по результатам рассмотрения вышеуказанного обращения Комитетом принято решение N 00221251, из которого следует, что статьей 14 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" от 15.04.1998 N 66-ФЗ предусмотрен порядок выбора и предоставления земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений.
Согласно вышеуказанному порядку, предоставление земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений возможно при отсутствии каких-либо зданий, строений, сооружений и самовольно возведенных построек на земельном участке.
Учитывая, что на испрашиваемом земельном участке возведены самовольные постройки, предоставление земельного участка согласно статье 14 вышеуказанного закона Комитетом не представляется возможным (т.1 л.д.13).
Не согласившись с названным отказом администрации, ДНТ "Зерногородок" обратилось в арбитражный суд в указанными выше требованиями, которые, по мнению апелляционной инстанции, на законных и обоснованных основаниях оставлены обжалуемым судебным актом без удовлетворения по следующим мотивам.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно статье 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Как установлено судом первой инстанции, право государственной собственности на спорный земельный участок не разграничено, в связи с этим Комитет является полномочным органом по распоряжению данным участком.
В силу пунктов 2-6 статьи 34 34 ЗК РФ (в редакции, действующей в рассматриваемый период) граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса (пункт 2).
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (пункт 6).
Как установлено судом и следует из материалов дела, 04 апреля 2011 года ДНТ "Зерногородок" обратилось в Комитет через Администрацию Октябрьского района г. Улан-Удэ с заявлением о выделении земельного участка с целью узаконения самовольных построек членов Товарищества.
В последующем, 07 сентября 2012 года, Товарищество обратилось в Комитет с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного в п. Мелькомбинат, Октябрьского района.
В силу пункта 2 статьи 81 ЗК РФ порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан. Особенности предоставления в собственность и оборота садовых, огородных и дачных земельных участков урегулированы нормами Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Федеральный закон N 66-ФЗ).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 66-ФЗ данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов.
В статье 1 данного закона даны следующие понятия:
дачный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля);
садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (далее - садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение).
В соответствии со статьей 13 Федерального закона N 66-ФЗ обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан (пункт 1).
Регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений.
Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список.
Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан (пункт 2).
Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования (пункт 4).
Согласно статье 14 названного Федерального закона орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков (пункт 1).
Орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки(пункт 2).
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения(пункт 3).
После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность(пункт 4).
Садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, сформированным в соответствии с ведомственной принадлежностью или иным принципом, земельные участки предоставляются в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи (пункт 5).
Апелляционный суд соглашается с позицией первой инстанции, что предоставление земельного участка с расположенными на нем постройками осуществлено в данном случае быть не может, поскольку из приведенных выше норм права следует, что земельный участок, предоставляемый гражданину в целях ведения дачного хозяйства (отдыха, выращивания сельскохозяйственных культур), не может быть обременен какими-либо объектами недвижимого имущества.
Как установлено судом и подтверждалось суду первой инстанции представителями заявителя, спорный земельный участок испрашивается ДНТ "Зерногородок" в целях узаконения расположенных на нем построек - индивидуальных жилых домов членов Товарищества.
Таким образом, суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правильно исходил из того, что фактически ДНТ "Зерногородок" испрашивается земельный участок, на котором уже находятся постройки членов Товарищества, что в соответствии с вышеизложенными выводами не позволяет Комитету предоставить Товариществу такой участок.
Довод апеллянта о том, что в оспариваемом отказе Комитет не делает замечаний по схеме зонирования территории, апелляционным судом отклоняется, как не имеющий значения с учетом ссылки Комитета в отказе на положения статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ.
Следовательно, у Комитета отсутствовали основания для предоставления ДНТ "Зерногородок" вышеуказанного земельного участка.
При этом не влияющим на правильные выводы по существу обжалуемого судебного акта, но не соответствующим имеющимся в материалах дела доказательствам представляется вывод первой инстанции о не соблюдении членами ДНТ "Зерногородок" требований пункта 5.6 Положения о порядке предоставления земельных участков на территории г. Улан-Удэ, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в муниципальной собственности, утвержденным решением Улан-Удэнского городского совета депутатов от 20 марта 2008 года N 807-82 (в ред. Решения Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 24.05.2012 N 564-45, действующей в рассматриваемый период). Как указал суд первой инстанции, граждане как заинтересованные в получении земельного участка для ведения дачного хозяйства заявления на имя руководителя Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ в установленном порядке не подавали. Соответственно, Администрация района не осуществляла в порядке очередности постановку на учет указанных граждан как нуждающихся в получении дачных земельных участков.
Вместе с тем, как следует из сопроводительного письма Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ от 14.10.2011 N 4354 и списка граждан, нуждающихся в получении дачных земельных участков, по состоянию на 01.10.2011 (т.1 л.д.17, 19-21), оснований для признания указанного порядка не соблюденным не имеется, на что обоснованно указывает апеллянт.
Тем не менее, апелляционный суд считает, что данный вывод первой инстанции в целом не привел к принятию неправильного решения.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, а не вопросы узаконения самовольных построек.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 27 февраля 2013 года по делу N А10-4946/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Э.В. Ткаченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-4946/2012
Истец: Дачное некоммерческое товарищество Зерногородок
Ответчик: Муниципальное учреждение "Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ"