г. Ессентуки |
|
15 ноября 2010 г. |
Дело N А18-455/2010 |
09 ноября 2010 года объявлена резолютивная часть постановления.
15 ноября 2010 года постановление изготовлено в полном объеме.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Цигельникова И.А.,
судей: Марченко О.В. (судья-докладчик), Белова Д.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Зубаловым К.Д.,
рассмотрев апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее по тексту - Управление) по Республике Ингушетия на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 14.09.2010 по делу N А18-455/2010 по заявлению открытого акционерного общества "Ремонтно-испытательный пункт, строительный участок" (далее по тексту - общество) г. Карабулак Республики Ингушетия о признании недействительным постановления N 34 от 02.07.2010 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (судья Цечоев Р.Ш.),
в судебное заседание явились представители:
от общества: Вышегуров В.А. (генеральный директор),
от Управления: Балаев А.С. (по доверенности);
УСТАНОВИЛ:
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с заявлением к Управлению о признании незаконным постановление N 34 от 02.07.2010 о привлечении к административной ответственности.
Решением Арбитражного суда Республики Ингушетия заявленные обществом требования удовлетворены, обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении признано незаконным.
Судебный акт суда первой инстанции мотивирован отсутствием в деяниях предприятия состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 8.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - Кодекс).
Управление не согласилось с принятым судом первой инстанции решением и подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В своей жалобе указало, что общество нарушило требования природоохранного законодательства.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
В судебном заседании представитель общества просил суд апелляционной инстанции оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, выслушав мнение представителей, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном Главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 14.09.2010 по делу N А18-455/2010 является законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 07.06.2010 руководителем Управления издано распоряжение N 10/28 о проведении проверки в отношении общества по соблюдению требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Срок проведения проверки установлен до 29.06.2010.
23.06.2010 Управлением составлен протокол об административном правонарушении N 57, из которого следует, что на момент проверки 17.06.2010 общество осуществляет производственно-хозяйственную деятельность без документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
29.06.2010 по результатам проведённой проверки Управлением составлен акт N 32, из которого следует, что в период с 2009 и 1 квартал 2010 обществом осуществлялась производственно-хозяйственная деятельность без специального разрешения на размещение отходов.
Согласно постановлению о назначении административного наказания N 34 от 02.07.2010 следует, что общество признано виновным в совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2. Кодекса.
Статьей 8.2. Кодекса установлена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Согласно статье 11 Федерального закона от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, а также разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Между тем, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах. Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2009 N 14561/2008.
Основным видом деятельности общества является ремонт и гидравлическое испытание железнодорожных цистерн, закуп и транспортировка газов, нефтепродуктов, коммерческая деятельность.
Подпунктом "б" пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 30.12.2008 "О внесении изменений в статью 16 Федерального Закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" введена редакция статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления", согласно которой под обращением с отходами следует понимать следующие виды деятельности: деятельность по сбору отходов, накоплению отходов, использованию отходов, обезвреживанию отходов, транспортированию отходов, деятельность по размещению отходов.
Таким образом, из состава видов деятельности по обращению с отходами исключена деятельность, в процессе которой образуются отходы, и включен новый вид деятельности - деятельность по накоплению отходов. Соответственно, к деятельности по обращению с отходами относятся только специализированные виды деятельности по осуществлению различных операций с отходами. Следовательно, законодатель фактически вывел лиц, не занимающихся специализированной деятельностью по обращению с отходами, из состава субъектов ответственности по статье 8.2. Кодекса за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами (Данная правовая позиция подтверждается постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.09.2010 по делу N А53-5609/2010). Возможность привлечения неспециализированных по обращению с отходами предприятий к административной ответственности за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований, предусмотрена в статье 8.1. Кодекса.
Таким образом, субъектом правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 8.2. Кодекса, может быть лицо, которое не соблюдает экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Управление не доказало, что общество осуществляет деятельность, в процессе которой образуются или складируются отходы в смысле, предаваемом Федеральным законом "Об отходах производства и потребления". Статьей 8.2. Кодекса установлена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
С учетом изложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии в деяниях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 8.2. Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7. Кодекса недоказанность обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление по делу об административном правонарушении, является основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении.
Согласно положениям статей 65 и 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что судом первой инстанции при разрешении спора правильно применены нормы материального и процессуального права, в результате чего вынесено законное, обоснованное и мотивированное решение, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда Республики Ингушетия от 14.09.2010 по делу N А18-455/2010, не усматривает.
В соответствии с требованиями части 5 статьи 30.2. Кодекса, частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, за рассмотрение апелляционной жалобы об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, не взыскивается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 208, 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 14.09.2010 по делу N А18-455/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.А.Цигельников |
Судьи |
О.В.Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А18-455/2010
Истец: ОАО "Ремонтно-испытательный пункт строительный участок"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Ингушетия
Хронология рассмотрения дела:
15.11.2010 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2524/10