г. Москва |
|
17 июня 2013 г. |
Дело N А40-170133/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июня 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кольцовой Н.Н.,
при ведении протокола |
помощником судьи Шимкус М.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному Федеральному округу
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.02.2013 г. по делу N А40-170133/12, принятое судьей Лапшиной В.В. в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 АПК РФ,
по заявлению Открытого акционерного общества "Российская железная дорога" в лице Северной железной дороги- филиала ОАО "РЖД" (ОГРН 1037739877295, 107174, г.Москва, ул. Новая Басманная, д. 2)
к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному Федеральному округу (ОГРН 1097847327709, 190068, г. Санкт-Петербург, пр-т Римского-Корсакова, 39)
об оспаривании постановления от 04.12.2012 г. N 07-53-06/496 об административном правонарушении
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" с заявлением к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 07-53-06/496 от 04.12.2012 г.
Решением суда от 26.02.2013 г. признано незаконным и отменено полностью постановление Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по делу об административном правонарушении N 07-53-06/466 от 04 декабря 2012 г. о назначении ОАО "РЖД" административного штрафа в размере 30 000 руб. по ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ. При этом суд исходил из того, что результаты проведенной оценки уязвимости и принятие решения об утверждении результатов проведенной оценки уязвимости не являются компетенцией субъекта транспортной инфраструктуры ОАО "РЖД". Судом установлено, что нарушена процедура привлечения к административной ответственности.
С решением суда не согласился ответчик - Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному Федеральному округу и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование своих требований ответчик ссылается на то, что на всех объектах инфраструктуры постоянно действует Уровень N 1, а субъекты транспортной инфраструктуры обязаны принимать меры по обеспечению указанной степени защищенности. Ответчик считает, что общество было надлежащим образом извещено о составлении протокола об административном правонарушении.
Представители сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились.
Заявителем отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
От ответчика поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156, 266, 268 АПК РФ. Оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
В соответствии с ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч.7 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании распоряжения Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 16 августа 2012 г. N 696-р должностными лицами УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора проведена плановая выездная проверка в отношении железнодорожной станции Кипелово Вологодского центра организации работы железнодорожных станций Северной дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "Российские железные дороги" расположенной по адресу: 160550, Вологодская область, Вологодский район, ул. Железнодорожная, д. 4, ст. Кипелово.
В ходе проведения проверки выявлены нарушения Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденные Приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 N 43 (далее -Требование), а именно не установлены в целях обеспечения транспортной безопасности:
- номенклатура (перечень) должностей работников субъекта транспортной инфраструктуры (т.е. персонала), осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности и на критических элементах ОТИ (ж/д ст. Кипелово);
- порядок выявления и распознавания на контрольно-пропускных пунктах (постах) или на транспортных средствах физических лиц, не имеющих правовых оснований на проход и/или проезд в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ, а также предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ в соответствии с законодательством Российской Федерации (т.е. предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения);
- порядок проверки документов, наблюдения, собеседования с физическими лицами и оценки данных инженерно-технических систем и средств обеспечения транспортной безопасности, осуществляемые для выявления подготовки к совершению акта незаконного вмешательства (АНВ) или совершения АНВ в отношении ОТИ;
- порядок функционирования инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности, включая порядок передачи данных с таких систем уполномоченным подразделениям федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти осуществляющего функции по выборке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориальным управлениям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта;
- отсутствуют схемы размещения и состав оснащения контрольно-пропускных пунктов (постов) на границах зоны безопасности и/или ее секторов, критических элементов ОТИ или ТС, а также зоны свободного доступа ОТИ, что является нарушением п. 5.6.3, 5.6.7, 5.6.8, 5.6.12 5.25.5 Требования.
По результатам проверки составлен акт проверки N 07-46-06/645 от 29 октября 2012 г. органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя.
На основании полученных данных 27 ноября 2012 г. УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора составлен протокол по делу об административном правонарушении N 07-45-06/466.
04 декабря 2012 г. Управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 07-53-06/496, которым ОАО "Российские железные дороги" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Судом установлено, что протокол об административном правонарушении составлен, и постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным должностным лицом.
В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон о транспортной безопасности) компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности - федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации осуществлять функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности.
Согласно ст. 6 Закона о транспортной безопасности количество категорий и критерии категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития.
Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
Категорированные объекты включаются в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Согласно Положению Федеральном агентстве железнодорожного транспорта (Росжелдор), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 г. N 397 Федеральное агентство железнодорожного транспорта является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере железнодорожного транспорта, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере, в том числе: категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в установленной сфере деятельности; ведение реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, включая категорированные объекты транспортной инфраструктуры и транспортных средств, в установленной сфере деятельности.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.01.2010 г. N 22 утвержден Порядок ведения реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предназначенный для ведения федеральными агентствами, подведомственными Министерству транспорта Российской Федерации (далее - компетентные органы) Реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона о транспортной безопасности (далее - Реестр).
В соответствии с п. 3 Реестра компетентные органы включают в Реестр категорированные объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, определенные пунктами 5 и 11 статьи 1 Закона о транспортной безопасности.
Пунктом 4 Реестра установлено, что реестр формируется и ведется компетентными органами по видам транспорта.
Основанием для включения категорированного объекта транспортной инфраструктуры или категорированного транспортного средства в Реестр, внесения изменений в Реестр, а также исключения данных объектов и транспортных средств из Реестра является решение компетентного органа (п. 11 Реестра).
Согласно ч. 2 ст. 5 Закона о транспортной безопасности оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора по тарифам, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и государственный контроль (надзор) за их применением.
В соответствии с п. 5.7 Требования субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ и/или ТС и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ и/или ТС в Реестр категорированных ОТИ и ТС и о присвоенной категории ОТИ и/или ТС.
В соответствии с ч.1 ст. 9 Закона о транспортной безопасности предусмотрено, что на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Пунктами 2, 3 Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утвержденного Приказом Минтранса РФ от 11.02.2010 г. N 34 установлено, что план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства (далее - План) разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры и утверждается компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности.
План разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости и определяет систему мер для защиты объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акта незаконного вмешательства, а также при подготовке и проведении контртеррористической операции.
В соответствии с ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Удовлетворяя требование, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что категорированные объекты включаются в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта. Результаты проведенной оценки уязвимости и принятие решения об утверждении результатов проведенной оценки уязвимости не являются компетенцией субъекта транспортной инфраструктуры ОАО "РЖД".
Таким образом, у ОАО "РЖД" отсутствует возможность по самостоятельному проведению работ по оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, и утверждения их результатов.
Вывод суда первой инстанции о том, что протокол составлен в отсутствии законного представителя общества и в отсутствии надлежащих доказательств его извещения о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, не соответствует фактическим обстоятельствам дела, поскольку извещение N 07-31/2214 от 13 ноября 2012 г. направлено заявителю по почте с уведомлением о вручении. В уведомлении имеется отметка о вручении извещения заявителю (л.д.43, 60-61).
Однако данное обстоятельство не повлияло на правильность принятого судом первой инстанции решения о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления, в связи с тем, что у ОАО "РЖД" отсутствует возможность по самостоятельному проведению работ по оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, и утверждения их результатов.
Судом апелляционной инстанции также установлено, что уведомление о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении получено заявителем 04.12.2012 г., и учитывая, что оспариваемое постановление вынесено также 04.12.2012 г., указанное уведомление не является надлежащим извещением о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении (л.д. 38, 50-54).
В соответствии со ст.25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Таким образом, указанное процессуальное нарушение является существенным, так как не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении. Возможность устранения этих недостатков отсутствует.
В силу ч.2 ст.211 АПК РФ, п.17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и п.10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях" подобные нарушения порядка привлечения к административной ответственности являются основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.
При изложенных обстоятельствах, отсутствуют основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с ч.4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ч.3 ст.229, ст.ст.266, 268, 269, 271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.02.2013 г. по делу N А40-170133/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 АПК РФ.
Судья |
Н.Н. Кольцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-170133/2012
Истец: ОАО "Российские железные дороги", ОАО РЖД в лице Северной железной дороги- филиала ОАО РЖД
Ответчик: Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному Федеральному округу
Третье лицо: ОАО "РЖД" в лице Северной железной дороги - филиала ОАО "РЖД"