город Ростов-на-Дону |
|
18 июня 2013 г. |
дело N А53-2129/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июня 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Власовой Т.С.,
при участии:
от заявителя: представителя Власенко Д.К., по доверенности N д-285/13, паспорт;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом, почтовое уведомление N 34400261547745;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТД "Альфа-Трейд"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 08.04.2013 по делу N А53-2129/2013, принятое судьёй Колесник И.В. в порядке упрощенного производства, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТД "Альфа-Трейд" к заинтересованному лицу Управлению гос. авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ТД "Альфа-Трейд" (далее - общество, ООО "ТД "Альфа-Трейд") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по ЮФО Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - заинтересованное лицо, управление) по делу об административном правонарушении от 31.01.2013 N 8/7-12/13 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 08.04.2013 оспариваемое постановление признано незаконным и отменено. Судебный акт мотивирован наличием существенного процессуального нарушения при производстве по делу об административном правонарушении, выразившегося в рассмотрении дела об административном правонарушении в отсутствие законного представителя, а также доказательств его надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения дела.
Не согласившись с мотивировочной частью принятого решения, в котором суд пришел к выводу о том, что общество относится к субъектам транспортной инфраструктуры и обязано выполнять требования по обеспечению транспортной безопасности до проведения категорирования транспортных средств, проведения оценки уязвимости транспортных средств; разработки планов обеспечения транспортной безопасности; о наличии полномочий у должностного лица управления - старшего государственного инспектора на проведение проверки и подписание протокола об административном правонарушении, заявитель обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит исключить из мотивировочной части решения соответствующие выводы суда, указав на следующее. Общество владеет на праве собственности транспортными средствами, однако не имеет объектов транспортной инфраструктуры. Согласно письму Минтранспорта РФ от 14.03.2013 N 07-04-05/345 к субъектам транспортной инфраструктуры относятся лица, оказывающие услуги с использованием транспортных средств или на объектах транспортной инфраструктуры. Согласно положениям Федерального закона "О транспортной безопасности" до присвоения категории транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры, проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры невозможно разработать план обеспечения транспортной безопасности, в котором и отражаются сведения о лицах, ответственных за обеспечение транспортной безопасности, их права и обязанности. Ссылаясь на Положение об Управлении государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по ЮФО Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в совокупности с нормами Постановления Правительства РФ от 09.06.2010 N 409, общество полагает, что составивший протокол государственный инспектор не имеет соответствующих полномочий.
В отзыве на апелляционную жалобу управление не согласилось с доводами жалобы, указав на законность и обоснованность выводов суда первой инстанции.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Согласно части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу в его отсутствие.
В порядке части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при отсутствии возражений со стороны заинтересованного лица суд апелляционной инстанции осуществляет проверку законности и обоснованности только обжалуемой части решения суда первой инстанции.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для изменения обжалуемой части судебного акта.
Как указывает общество, оно не относится к субъектам транспортной инфраструктуры, в связи с чем не обязано выполнять требования по обеспечению транспортной безопасности.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон N 16-ФЗ) обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Таким образом, соответствующие требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе установленных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 N 42 "Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства", адресованы субъектам транспортной инфраструктуры.
В силу пункта 9 статьи 1 Закона N 16-ФЗ субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Вместе с тем, при решении вопроса об относимости лица к субъектам транспортной инфраструктуры следует учитывать положения пункта 11 статьи 1 Закона N 16-ФЗ, содержащего понятие "транспортные средства" (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 12.03.2012 по делу N А53-5531/2011).
Таким образом, для правильного разрешения указанного вопроса надлежит установить обстоятельства, подтверждающие отнесение общества к субъектам транспортной инфраструктуры в смысле пункта 9 статьи 1 Закона N 16-ФЗ с учетом пункта 11 статьи 1 Закона N 16-ФЗ.
Согласно пункту 11 статьи 1 Закона N 16-ФЗ транспортные средства - это воздушные суда, суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства, железнодорожный подвижной состав, подвижной состав автомобильного и электрического городского, наземного пассажирского транспорта в значениях, устанавливаемых транспортными кодексами и уставами.
В силу положений частей 1, 2 статьи 1 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав автомобильного транспорта) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации. Отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Настоящий Федеральный закон определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов (далее также - транспортные средства), а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур.
В соответствии с пунктом 10 статьи 2 Устава автомобильного транспорта объекты транспортной инфраструктуры представляют собой сооружения, производственно-технологические комплексы, предназначенные для обслуживания пассажиров, фрахтователей, грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков и фрахтовщиков, а также для обеспечения работы транспортных средств.
Пунктом 18 статьи 2 Устава автомобильного транспорта установлено, что специализированным транспортным средством является транспортное средство, предназначенное и оборудованное для перевозки определенных видов грузов.
При этом закон не связывает вышеназванные понятия, имеющие значение для определения статуса субъекта транспортной инфраструктуры, только с факто оказания транспортных услуг третьим лицам, как полагает заявитель.
Как следует из материалов дела, а именно: статьи 2 устава ООО "ТД "Альфа-Трейд", общество является коммерческой организацией, основными видами деятельности которой являются закупка, транспортировка, переработка, оптовая и розничная реализация, доставка сжиженного газа; переоборудование автотранспорта для работы на сжиженном газе; строительство и эксплуатация газовых и многотопливных автозаправочных станций; осуществление перевозок всеми видами наземного транспорта; оказание транспортных и экспедиторских услуг, в том числе осуществление пассажирских и грузовых перевозок всеми видами наземного, водного и воздушного транспорта; ремонт и техническое обслуживание легковых автомобилей и других транспортных средств по заказам населения; ремонт и сервисное обслуживание автотранспорта, изготовление и реализация запасных частей.
В соответствии с представленными обществом документами заявитель имеет транспортные средства, находящиеся на праве собственности или ином законном основании, используемые для осуществления перевозки опасных грузов в количестве 165 единиц.
Таким образом, апелляционная коллегия считает правомерным и обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что общество является субъектом транспортной инфраструктуры и обязано соблюдать установленные законом и иными нормативными правовыми актами обязанности в сфере обеспечения транспортной безопасности.
Довод заявителя жалобы об отсутствии полномочий у должностного лица управления - старшего государственного инспектора, на проведение проверки и подписание протокола об административном правонарушении, также не соответствует закону.
Пунктом 1 Положения о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные) функции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 июня 2010 г. N 409 "Об осуществлении должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта контрольных (надзорных) функций" установлено, что настоящее Положение определяет полномочия государственных транспортных инспекторов - должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ее территориальных органов, осуществляющих контрольные (надзорные) функции в области гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты), внутреннего водного, железнодорожного транспорта, судоходных гидротехнических сооружений, автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также обеспечения транспортной безопасности в этой области и на метрополитене (далее - государственные транспортные инспекторы).
В соответствии с пунктом 1 Положения "О Федеральной службе по надзору в сфере транспорта", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 398 (далее - Положение N 398) Федеральная служба по надзору в сфере транспорта является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору, в том числе в сфере автомобильного (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства.
Согласно пункту 4 Положения N 398 Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В силу пунктов 6.1 и 6.7 Положения N 398 Федеральная служба по надзору в сфере транспорта с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право: проверять в установленном порядке деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих перевозочную и иную связанную с транспортным процессом деятельность; применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения об УГАН НОТБ ЮФО Ространснадзора, утвержденным приказом Ространснадзора от 02.06.2011 N АК-470фс (далее - Положение) УГАН НОТБ ЮФО Ространснадзора является межрегиональным территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющим функции Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Ространснадзор), предусмотренные настоящим Положением, по государственному контролю (надзору) за деятельностью в области гражданской авиации Российской Федерации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационного поиска и спасания, транспортной безопасности, поискового, аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения транспортного комплекса на территории Южного федерального округа.
Пунктом 1.5 Положения предусмотрено, что в своей деятельности Управление руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства транспорта Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, а также настоящим Положением.
В соответствии с п. 6.1 Положения Управление организует и проводит мероприятия по контролю (надзору) соблюдения юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации, в том числе и международных договор Российской Федерации, нормативных правовых актов, норм и правил в установленной сфере деятельности.
Должностным регламентом старшего государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности, утвержденного начальником Управления 27.06.2011 установлено:
Раздел 3 "Должностные обязанности", п. 3.1 "Старший государственный инспектор отдела, в соответствии с задачами и функциями отдела:
- проводит мероприятия по контролю и надзору в сфере морского (включая морские порты, кроме портов рыбопромысловых колхозов), воздушного, внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, в части обеспечения транспортной безопасности;
- участвует в проведении инспекторских проверок выполнения субъектами транспортной инфраструктуры требований по обеспечению транспортной безопасности;
- осуществляет контроль (надзор) за деятельностью по приведению в соответствие субъектов транспортной инфраструктуры установленной степени защищенности от угроз совершения актов незаконного вмешательства при проведении оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры;" и т.д.
Раздел 4 "Права", п. 4.1: "Старший государственный инспектор отдела имеет право:
- проводить инспекторские проверки деятельности юридических и физических лиц, осуществляющих перевозочную и иную связанную с транспортным процессом деятельность в части транспортной безопасности;
- запрашивать у субъектов транспортного комплекса необходимые для выполнения задач контроля (надзора) документы и информацию;
- выдавать юридическим, должностным и физическим лицам в установленной сфере деятельности обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, в т.ч. о запрете эксплуатации объекта транспортной инфраструктуры, запрете и приостановке движения транспортных средств и проверять их исполнение;
- составлять протоколы об административных правонарушениях;
- применять, в установленном порядке, предусмотренные законодательством РФ различные меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и пресечение нарушений юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных правонарушений.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
В соответствии с ч. 1 ст. 23.36 КоАП РФ органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере транспорта, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ.
В силу изложенного старший государственный инспектор, на основании всех вышеперечисленных нормативных актов, имеет право осуществлять проверки, запрашивать необходимые документы, выдавать предписания и составлять протоколы об административном правонарушении.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 08.04.2013 по делу N А53-2129/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Судья |
С.С. Филимонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-2129/2013
Истец: ООО "ТД "Альфа-Трейд"
Ответчик: Управление гос.авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Управление гос.авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по ЮФО Федеральной службы по надзору в сфере транспорта