г. Челябинск |
|
14 июня 2013 г. |
Дело N А07-22513/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 14 июня 2013 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Костина В.Ю.,
судей Арямова А.А., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.04.2013 по делу N А07-22513/2012 (судья Симахина И.В.)
Открытое акционерное общество "Фармстандарт-Уфимский витаминный завод" (далее - заявитель, ОАО "Фармстандарт-Уфимский витаминный завод", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу (далее - заинтересованное лицо, административный орган, управление) о признании незаконным и отмене постановления от 28.11.2012 N 226, которым заявитель привлечен к административной ответственности предусмотренной статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.04.2013 (резолютивная часть решения объявлена 05.04.2013) заявленные требования удовлетворены.
Суд признал незаконным и отменил постановление Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу от 28.11.2012 N 226 о привлечении ОАО "Фармстандарт-Уфимский витаминный завод" к административной ответственности по статье 15.13 КоАП РФ.
Заинтересованное лицо не согласилось с указанным решением, обжаловав его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе управление просило решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать.
В обоснование апелляционной жалобы ссылается на то, что в соответствии с п.16 ст.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" перевозка алкогольной продукции является одним из видов оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Декларация N 9 за 3 квартал 2012 года представлена в Росалкогольрегулирование несвоевременно, что свидетельствует о наличии в действиях заявителя правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 15.13 КоАП РФ.
До начала судебного заседания ОАО "Фармстандарт-Уфимский витаминный завод" представило в арбитражный апелляционный суд отзыв на апелляционную жалобу, в котором отклонило доводы апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ОАО "Фармстандарт-Уфимский витаминный завод" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1020202554965 (л.д. 29), осуществляет перевозку этилового спирта и спиртосодержащей продукции.
22.10.2013 Управлением в ходе осуществления контроля и надзора за представлением деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции и об объемах использования этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции в МРУ Росалкогольрегулирования по Приволжскому федеральному округу проверен порядок представления ОАО "Фармстандарт-Уфимский витаминный завод" декларации о перевозке этилового спирта и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 9 (далее - декларация N9) к Правилам представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 N 815 (далее - Правила представления деклараций) за 3 квартал 2012 года.
В ходе проверки административным органом в действиях ОАО "Фармстандарт-Уфимский витаминный завод" выявлено нарушение, выразившееся в несвоевременном представлении декларации о перевозке этилового спирта и спиртосодержащей продукции за 3 квартал 2012 года.
По факту выявленного нарушения административным органом вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 25.10.2012 (л.д. 70-72).
По результатам проведенного расследования 14.11.2012 составлен протокол об административном правонарушении N 239 (л.д. 80-86).
Постановлением от 28.11.2012 N 226 ОАО "Фармстандарт-Уфимский витаминный завод" привлечено к административной ответственности по ст. 15.13 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, ОАО "Фармстандарт-Уфимский витаминный завод" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 15.13 КоАП РФ.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В силу положений частей 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Статьей 15.13 КоАП РФ предусмотрено, что уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или деклараций, несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати до сорока тысяч рублей.
Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон) отнеся алкогольную продукцию к объектам, ограничено оборотоспособным, определил как участников оборота алкогольной продукции, так и специальные условия, связанные с ее производством и оборотом. Одним из таких условий является обязательное декларирование.
Частью 1 статьи 14 Закона N 171-ФЗ установлено, что организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
Порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 4 ст. 14 Федерального закона N 171-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается, в том числе, искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 утверждены "Правила о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей".
Настоящие Правила устанавливают порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей.
Перечень деклараций, подлежащих представлению в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка, поименован в пункте 1 Правил, в число которых входят декларации:
об объеме производства и оборота этилового спирта;
об объеме использования этилового спирта;
об объеме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции;
об объеме использования алкогольной и спиртосодержащей продукции;
об объеме оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
об объеме перевозки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
о перевозке этилового спирта и спиртосодержащей продукции;
об использовании производственных мощностей;
об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков) и спиртосодержащей продукции;
об объеме розничной продажи пива и пивных напитков.
В силу п.11 Правил организации, осуществляющие перевозку этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, представляют декларации о перевозке этилового спирта и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 9.
Согласно пунктам 15, 16 Правил, декларации представляются в электронной форме или на бумажных носителях ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, за IV квартал - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что управление инкриминировало обществу несвоевременное представление декларации о перевозке этилового спирта и спиртосодержащей продукции за 3 квартал 2012 года.
При этом суд первой инстанции обоснованно исходил из положений статьи 1.7 КоАП РФ, поскольку лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Судом учтено, что ранее действовавшее Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 858 "О представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815, утвердившим Правила о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей.
Пунктом 1 Правил перечень представляемых деклараций значительно расширен, в том числе добавлена декларация о перевозке этилового спирта и спиртосодержащей продукции.
В то же время статья 15.13 КоАП РФ, введенная в действие Федеральным законом от 30.12.2001 N 195-ФЗ (с учетом изменений от 22.06.2002 N 116-ФЗ) не содержит указания на противоправное деяние, выраженное в нарушении срока представления декларации о перевозке этилового спирта и спиртосодержащей продукции, являющейся самостоятельным видом декларации.
В этой связи суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что статьей 15.13 КоАП РФ, введенной в действие в 2001 году, не предусмотрена административная ответственность за нарушение, сроков представления декларации о перевозке этилового спирта и спиртосодержащей продукции, установленное в 2012 году.
Довод подателя жалобы о том, что перевозка является одним из видов оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции подлежит отклонению, в силу необоснованности. Расширительное толкование названной нормы, предполагающее включение понятия "перевозка" в категорию "оборот", не допустимо.
Кроме того судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и декларации об использовании этилового спирта представлены заявителем в Управление своевременно.
Данные обстоятельства предопределили вывод суда об отсутствии в действиях общества события и состава административного правонарушения.
Таким образом, поскольку материалами дела не подтверждено наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.13 КоАП РФ, основания для привлечения общества к инкриминируемой ответственности отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого постановления, в силу отсутствия состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.13 КоАП РФ.
По мнению апелляционной инстанции, все представленные в материалах дела доказательства оценены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи надлежащим образом, результаты этой оценки отражены в судебном акте.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.04.2013 по делу N А07-22513/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Ю. Костин |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-22513/2012
Истец: ОАО "Фармстандарт-Уфимский витаминный завод"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральноц службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу, Межрегиональное управление ФС по регулированию алкогольного рынка по ПРиволжскому федеральному округу