г. Владимир |
|
17 июня 2013 г. |
Дело N А43-24028/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.06.2013.
В полном объеме постановление изготовлено 17.06.2013.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Москвичевой Т.В., Гущиной А.М. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зузлевым П.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.02.2013 по делу N А43-24028/2012, принятое судьей Кабановым В.П. по заявлению закрытого акционерного общества "Выкса-Лада" (ОГРН 1025201638571, ИНН 5247004776, Нижегородская область, г. Выкса, ул. Лесозаводская, д.1В) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N4 по Нижегородской области от 26.06.2012.
В судебном заседании приняли участие представители Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Нижегородской области - Новикова Л.М. по доверенности от 06.06.2013 N 05-03/004870 и Петров А.М. по доверенности от 09.04.2013 N05-25/002905, закрытого акционерного общества "Выкса-Лада" - Кислов С.Ю. по доверенности от 12.02.2013.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
07.11.2011 закрытое акционерное общество "Выкса-Лада" (далее - Общество, ЗАО "Выкса-Лада") провело внеочередное собрание акционеров, на котором было принято решение о реорганизации закрытого акционерного общества "Выкса-Лада" в общество с ограниченной ответственностью.
19.06.2012 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 4 по Нижегородской области (далее - Инспекция, регистрирующий орган, заявитель) было получено заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации по форме Р12001.
26.06.2012 Инспекцией было принято решение об отказе государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме преобразования. При этом регистрирующий орган сослался на непредставление документов, определенных статьей 14 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ), поскольку в заявлении были указаны недействительные сведения об учредителях - физических лицах.
Не согласившись с данным решением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 28.02.2013 удовлетворил заявленное требование, решение регистрирующего орган от 26.06.2012 об отказе в государственной регистрации юридического лица признал недействительным.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Инспекция обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указывает на неправильное применение норм материального права и неполное выяснение фактических обстоятельств, имеющих значение для дела.
Заявитель апелляционной жалобы отмечает, что в представленном для государственной регистрации заявлении по форме N Р12001 содержатся недостоверные паспортные данные учредителей, дата и место рождения, адрес места жительства, кроме того, часть указанных участников уже давно умерли. Таким образом, заявление содержит противоречивые, не достоверные сведения и считается не представленным в регистрирующий орган.
По мнению Инспекции, решение об отказе в государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме преобразования, является правомерным.
В дополнении к апелляционной жалобе налоговой орган отмечает, что государственный реестр должен содержать достоверные сведения и соответствовать фактическим обстоятельствам.
Кроме того, заявитель обращает внимание суда на то, что при вынесении решения суд первой инстанции не исследовал и не дал правовой оценки представленным доказательствам о смерти Витушкина А.С. и Дормидонтовой А.И., а также недостоверности сведений о дате рождения Пантелеева Василия Дмитриевича - 30.02.1964.
В судебном заседании представители Инспекции поддержали позицию регистрирующего органа.
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило, в судебном заседании представитель Общества просил суд апелляционной инстанции оставить обжалуемое решение суда без изменения, жалобу Инспекции - без удовлетворения, ссылаясь на отсутствие у Общества возможности установить достоверность сведений об участниках - физических лицах на момент принятия решения о реорганизации.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и дополнении к ней, заслушав в судебном заседании представителей Общества и Инспекции, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене с учетом следующего.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для признания решения государственного органа незаконным суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие решения государственного органа закону или иному нормативному правовому акту и нарушение решением государственного органа прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок государственной регистрации юридического лица при его создании путем реорганизации предусмотрен в главе V Федерального закона N 129-ФЗ.
В пункте "а" пункта 1 статьи 14 Федерального закона N 129-ФЗ установлено, что при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 13 формы заявления Р12001, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" заявитель подтверждает, что сведения, содержащиеся в учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны.
Сведения об участниках (учредителях) - юридических и физических лицах создаваемого общества являются неотъемлемой частью заявления Р12001.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об учредителях (участниках) юридического лица, о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам.
Пунктом 5 указанной статьи предусмотрено, что юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения сведений, указанных, в том числе, в подпункте "д" пункта 1 данной нормы, обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения.
Из пункта 4 статьи 12 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", пункта 3 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что изменения, внесенные в учредительные документы общества, подлежат государственной регистрации и приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию.
Государственная регистрация изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, носит заявительный характер, для чего необходимо подать в регистрирующий орган заявление по установленной форме. При этом в случае изменения сведений о юридическом лице на данное лицо Законом о регистрации возложена обязанность по внесению соответствующих изменений в ЕГРЮЛ в установленный срок.
Согласно статье 4 Федерального закона N 129-ФЗ Единый государственный реестр юридических лиц является федеральным информационным ресурсом.
Федеральный информационный ресурс представляет собой информацию, содержащуюся в федеральной информационной системе (статьи 13, 14 Федерального закона N 149-ФЗ от 27.07.2006 "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
Одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является принцип достоверности информации (статья 3 Федерального закона N 149-ФЗ от 27.07.2006).
Следовательно, необходимым условием проведения регистрации в соответствии с требованиями Федерального закона N 129-ФЗ является не только представление заявителем полного перечня документов, предусмотренного соответствующей главой указанного Закона, но и достоверность заявленной информации, в том числе подлежащей внесению в Единый государственный реестр юридических лиц, что подтверждается положениями Федерального закона N 129-ФЗ и Федерального закона N 149-ФЗ от 27.07.2006.
Установленный Законом N 129-ФЗ ограниченный перечень документов, необходимых при подаче заявления в регистрирующий орган для регистрации юридического лица при его создании, не освобождает Общество в соответствии с требованиями указанного закона от обязанности указывать в представляемых им документах достоверные сведения.
Нарушение требований к форме и содержанию документов, предъявляемых при регистрации, приравнивается к их отсутствию, поэтому в данном случае для заявителя наступают аналогичные правовые последствия.
В подпункте "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ определено, что отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Из статьи 17 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами (пункт 1). Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью (пункт 2).
Регистрирующим органом при проверке достоверности сведений, указанных в представленных Обществом на регистрацию документах, установлено, что в представленном для государственной регистрации заявлении содержатся недостоверные паспортные данные учредителей, дата и место рождения, адрес места жительства, кроме того, часть указанных участников умерли.
Материалами дела подтверждено, что 19.06.2012 Общество обратилось в Инспекцию с заявлением по форме Р12001 о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем преобразования в общество с ограниченной ответственностью. При этом в указанном заявлении участниками вновь создаваемого юридического лица указаны, в том числе Витушкин А.С., Дормидонтова А.И. и Пантелеев В.Д. (л.д.44,48).
Между тем справками о смерти (л.д. 72, 73) подтверждено, что Витушкин умер 23.12.2003, Дормидонтова А.И. умерла 29.12.2002, что свидетельствует о прекращении правоспособности данных граждан.
В графе "дата рождения" Пантелеева В.Д. указано "30.02.1964", тогда как в феврале нет 30 числа (л.д.62).
Кроме того, регистрирующим органом установлена недостоверность сведений об иных участниках - физических лицах, что не оспаривается по существу ЗАО "Выкса-Лада".
Учредители общества с ограниченной ответственностью заключают между собой договор об учреждении общества с ограниченной ответственностью, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению общества, размер уставного капитала общества, размер их долей в уставном капитале общества и иные установленные законом об обществах с ограниченной ответственностью условия. Договор об учреждении общества с ограниченной ответственностью заключается в письменной форме. Учредители общества с ограниченной ответственностью несут солидарную ответственность по обязательствам, связанным с его учреждением и возникшим до его государственной регистрации (пункты 1, 2 статьи 89 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Права и обязанности учредителей (участников) общества с ограниченной ответственностью определены в статьях 8, 9 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".
Таким образом, Обществом для государственной регистрации представлены сведения о физических лицах - учредителях, не обладающих гражданской правоспособностью на момент подачи заявления по установленной форме.
Поскольку сведения, представленные в регистрирующий орган, являются не достоверными, Инспекция правомерно отказала ЗАО "Выкса-Лада" в государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме преобразования.
Первый арбитражный апелляционный суд считает, что отказ регистрирующего органа в государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, основанный на подпункте "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ, является правомерным и не нарушает прав Общества.
ЗАО "Выкса-Лада" не лишено возможности обратиться в Инспекцию с повторным заявлением по форме Р12001, представив достоверные сведения об участниках - физических лицах.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В данном случае совокупность двух условий, при наличии которых оспариваемое решение регистрирующего органа подлежит признанию недействительным, отсутствует.
С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.02.2013 подлежит отмене на основании пункта 1 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ввиду неправильного применения норм материального права, с принятием нового судебного акта об отказе удовлетворении заявленного ЗАО "Выкса-Лада" требования о признании решения Инспекции от 26.06.2012 недействительным.
Арбитражным судом Нижегородской области нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Заявитель апелляционной жалобы от уплаты государственной пошлины освобожден на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.02.2013 по делу N А43-24028/2012 отменить.
Закрытому акционерному обществу "Выкса-Лада" в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Нижегородской области от 26.06.2012 отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-24028/2012
Истец: ЗАО "Выкса-Лада", ЗАО ВЫКСА-ЛАДА г. Выкса
Ответчик: МРИ ФНС России N4 по Нижегородской области, г. Выкса
Третье лицо: МИФНС России N4 по Нижегорродской области