г. Владимир |
|
18 июня 2013 г. |
Дело N А39-3925/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.06.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 18.06.2013.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М., Кирилловой М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузьмичевой Т.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Мордовия
на решение Арбитражного суда Республике Мордовия от 08.02.2013 по делу N А39-3925/2012, принятое судьей Савочкиным В.Н.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Упакснаб" (ИНН 1327008881, ОГРН 1091327001259), г. Саранск, о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Мордовия от 17.09.2012.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Мордовия (далее по тексту - Инспекция) 12.05.2012 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о принятии решения о ликвидации юридического лица общества с ограниченной ответственностью "Упакснаб" (далее по тексту - Общество) за государственным регистрационным номером 2121327007745, о чем выдано свидетельство серии 13 N 001373572.
Инспекцией 12.05.2012 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора за государственным регистрационным номером 2121327007756, о чем выдано свидетельство серии 13 N 001373573.
Сообщение о ликвидации Общества 23.05.2012 опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" N 20 (378).
Решением единственного участника Общества от 08.08.2012 N 4 утвержден промежуточный ликвидационный баланс Общества.
Инспекцией 29.08.2012 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса Общества за государственным регистрационным номером 2121327014004, о чем выдано свидетельство серии 13 N 001373984.
Решением единственного участника Общества от 06.09.2012 N 5 утвержден его ликвидационный баланс.
Общество 10.09.2012 обратилось в Инспекцию с заявлением по форме Р 16001 о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по решению учредителей (участников).
Решением 17.09.2012 в государственной регистрации ликвидации юридического лица Инспекция отказала.
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании его недействительным.
Решением от 08.02.2013 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе Инспекция ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права. По мнению Инспекции, ликвидационный баланс считается не представленным, т.к. содержит недостоверные сведения, поскольку у Общества имеется непогашенная задолженность перед бюджетом по уплате налогов, пеней, штрафов, образовавшаяся до принятия Обществом решения о ликвидации и выявленная при проведении выездной налоговой проверки.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно статье 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации) регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона о государственной регистрации и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 11 Закона о государственной регистрации решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
В силу статьи 4 Закона единый государственный реестр юридических лиц является федеральным информационным ресурсом, входящим в федеральную информационную систему.
В соответствии со статьями 4, 12, 14 Закона о государственной регистрации, статьями 3, 13, 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в единый государственный реестр юридических лиц подлежит внесению достоверная информация.
В соответствии со статьей 2 Закона о государственной регистрации и пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе государственную регистрацию юридических лиц.
Порядок ликвидации юридического лица определен в статьях 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно частям 1, 2 и 5 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. Ликвидационный баланс должен составляться и утверждаться после завершения расчетов с кредиторами.
Перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица, определен в пункте 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации, к которым, в частности, относится подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины.
При этом сама по себе подача в регистрирующий орган документов, перечисленных в пункте 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации, не является основанием для государственной регистрации, если представленные документы по содержанию не соответствуют требованиям, установленным нормативными актами; сведения, содержащиеся в этих документах, недостоверны, а ликвидация проведена с нарушением закона и прав кредиторов. Достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.
Как следует из материалов дела, ликвидатором были представлены в регистрирующий орган заявление о ликвидации (по решению учредителей или иного органа) по форме Р16001, документ об уплате государственной пошлины и ликвидационный баланс.
В указанном ликвидационном балансе не была отражена задолженность Общества по налогам перед бюджетом, выявленная Инспекцией по результатам проведения в отношении Общества выездной налоговой проверки в период осуществления ликвидационных процедур в размере 1 190 888 рублей, которая образовалась за период с 2009 по 2011 годы.
Удовлетворяя требование Общества, суд первой инстанции исходил из недоказанности налоговым органом наличия задолженности к моменту принятия решения об отказе в регистрации при ликвидации Общества, т.е. по состоянию на 17.09.2012, поскольку решение N 12-37/45 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения принято заместителем начальника Инспекции лишь 12.10.2012, а также не принятия Инспекцией мер, направленных на предъявление к Обществу требований о погашении кредиторской задолженности в установленном статьями 63 и 64 Гражданского кодекса Российской Федерации порядке.
Между тем судом не учтено следующее.
В силу пункта 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Анализ приведённых норм свидетельствует о том, что налоговое законодательство связывает момент возникновения обязанности налогоплательщика уплатить определённый налог с моментом возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора, а не с моментом его доначисления налоговым органом.
Из материалов дела усматривается, что Инспекцией 11.05.2012 вынесено решение N 22 о проведении в отношении Общества выездной налоговой проверки по вопросам соблюдения налогового законодательства. С данным решением ликвидатор Общества Чапайкина Е.В. ознакомлена лично 14.05.2012, о чем свидетельствует ее подпись.
Инспекцией были выставлены требования об истребовании документов для проведения налогового контроля, в том числе ликвидатору Общества (требования от 22.05.2012 N 22 и от 01.08.2012 N 22/1). Однако требования налогового органа в установленные сроки не исполнялись и были оставлены без внимания.
В связи с непредставлением налогоплательщиком запрошенных документов и необходимостью их истребования у контрагента Инспекцией 14.06.2012 вынесено решение N 10 (22/1) о приостановлении проведения проверки в соответствии с подпунктом 1 пункта 9 статьи 89, пункта 1 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации. Выездная налоговая проверка была возобновлена 01.08.2012 на основании Решения N 20(22/1)
Налоговым органом 16.08.2012 подготовлена справка N 12-37/40 о проведенной выездной налоговой проверке, которая была направлена в адрес ликвидатора Общества заказным письмом с уведомлением.
В Инспекцию 22.08.2012 представлено уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса Общества по форме Р15003 с приложением Уточнения к промежуточному балансу на 21.08.2012 года. Тем самым Общество уведомило регистрирующий орган о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Уведомлением от 16.08.2012 N 12-37/006797 налоговый орган вызвал ликвидатора Чапайкину Е.В. в Инспекцию 24.08.2012 для подписания и получения акта выездной налоговой проверки. В указанное время ликвидатор не явилась. Акт от 24.08.2012 N 12-37/35 с приложением материалов выездной налоговой проверки был выслан почтой 27.08.2012 заказным письмом с уведомлением по домашнему адресу ликвидатора. На другой известный адрес ликвидатора также выслано извещение о том, что акт проверки отправлен по домашнему адресу.
Изложенное свидетельствует о том, что ликвидатор знала как о проводимой в отношении Общества выездной налоговой проверке так и об уклонении руководителя и учредителя Общества от содействия налоговому органу в установлении фактических обстоятельств, связанных с исчислением и уплатой налогов, в том числе и при определении налоговым органом расчетным путем сумм налогов, подлежащих уплате налогоплательщиком, тем не менее представила в налоговый орган ликвидационный баланс без отражения задолженности перед бюджетом, выявленной налоговой проверкой, проведённой в период осуществления ликвидационных процедур и до представления в регистрирующий орган промежуточного и окончательного ликвидационного баланса.
Поскольку в период осуществления ликвидационных процедур у Общества имелась непогашенная задолженность, ликвидация юридического лица не могла быть завершена, а его ликвидационный баланс не являлся достоверным. Следовательно, Инспекция правомерно отказала в регистрации Общества в связи с его ликвидацией и у суда первой инстанции не было оснований для признания решения налогового органа недействительным, в связи с чем решение суда подлежит отмене, как принятое ввиду неправильного применения норм материального права.
Суд апелляционной инстанции счёл необоснованной ссылку на не принятие Инспекцией мер, направленных на предъявление к Обществу требований о погашении кредиторской задолженности в установленном статьями 63 и 64 Гражданского кодекса Российской Федерации порядке, поскольку для предъявления такого требования требуется соблюдение последовательных процедур взыскания задолженности, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, а, как указано выше, Общество уклонялось от исполнения обязанностей налогоплательщика при проведении выездной проверки и ликвидатор, зная о проведённой проверке, предпринимала действия по ликвидации Общества, не дожидаясь её результатов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республике Мордовия от 08.02.2013 по делу N А39-3925/2012 отменить.
В удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью "Упакснаб", г. Саранск, о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Мордовия от 17.09.2012 отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-3925/2012
Истец: ООО "Упакснаб"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N1 по Республике Мордовия
Третье лицо: МИФНС N1 по Республике Мордовия