г. Саратов |
|
18 июня 2013 г. |
Дело N А57-370/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июня 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Борисовой Т.С.,
судей Александровой Л.Б., Жевак И.И.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарём судебного заседания Кутилиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сервис-Авто" (410054, г. Саратов, ул. 2-я Садовая, д.106, 9, ОГРН 1126454000749, ИНН 6454120620)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 22 апреля 2013 года по делу N А57-370/2013 (судья Сеничкина Е.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сервис-Авто" (410054, г. Саратов, ул. 2-я Садовая, д.106, 9, ОГРН 1126454000749, ИНН 6454120620)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (410000, г. Саратов, ул. Вольская, д.81, ОГРН 1026402675045, ИНН 6450014580)
об отмене постановления по делу об административном правонарушении N 27-12/ов-ш от 18.12.2012,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Сервис-Авто" Самойленко О.Н., действующей по доверенности от 20.11.2012,
представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области Покидиной С.Г., действующей по доверенности N 02/2-66 от 11.01.2013,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Сервис-Авто" (далее - ООО "Сервис-Авто", Общество, заявитель) с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее - УФАС России по Саратовской области, антимонопольный орган) об отмене постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 27-12/ов-ш от 18.12.2012.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 22 апреля 2013 года в удовлетворении заявления ООО "Сервис-Авто" отказано.
ООО "Сервис-Авто" не согласилось с принятым решением и обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления Общества. В апелляционной жалобе Общество настаивает на отсутствии в его действиях состава вменяемого правонарушения, при этом указывает на то, что ООО "Сервис-Авто" не получало определение УФАС России по Саратовской области об отложении рассмотрения дела N 13-7/ов о нарушении антимонопольного законодательства от 25.07.2012, пунктом 9 которого Обществу было предписано представить документы и информацию.
УФАС России по Саратовской области в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители Общества и антимонопольного органа поддержали правовые позиции, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на неё, дали аналогичные пояснения.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителей сторон, изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, приказом УФАС России по Саратовской области N 141 от 05.05.2012 возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства N 13-7/ов в отношении Управления МВД России по городу Саратову, ИП Буравцова, ООО "РИК", ООО "Городская специализированная стоянка", ООО "Эвакуатор плюс".
Определением об отложении рассмотрения дела N 13-7/ов о нарушении антимонопольного законодательства от 21.06.2012 ООО "Сервис-Авто" привлечено к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика и ему указано на необходимость в срок до 20.07.2012 представить в антимонопольный орган документы и информацию (л.д. 83-85).
Данное определение было получено генеральным директором ООО "Сервис-Авто", однако документы и информация в установленный антимонопольным органом срок обществом не представлены.
Определением УФАС России по Саратовской области от 25.07.2012 дело N 13-7/ов о нарушении антимонопольного законодательства отложено рассмотрением и ООО "Сервис-Авто" указано на необходимость в срок до 04.09.2012 представить в антимонопольный орган следующие документы и информацию:
а) надлежащим образом заверенную копию устава ООО "Сервис-Авто", со всеми изменениями и дополнениями, действующими на дату предоставления информации;
б) надлежащим образом заверенную копию свидетельства о постановке на учёт ООО "Сервис-Авто" в налоговом органе;
в) надлежащим образом заверенную копию идентификационной справки, выданной ООО "Сервис-Авто" органом статистики, со всеми приложениями, изменениями и дополнениями на дату представления информации;
г) надлежащим образом заверенную копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица ООО "Сервис-Авто";
д) копии договоров, заключенных ООО "Сервис-Авто" в 2012 году с хозяйствующими субъектами, осуществляющими эвакуацию до стоянки ООО "Сервис-Авто" транспортные средства, задержанные должностными лицами органов ГИБДД;
е) заверенный надлежащим образом перечень услуг, оказываемых ООО "Сервис-Авто", с указанием их стоимости (в руб.);
ж) сумму выручки, полученной ООО "Сервис-Авто" от оказания услуг на рынке работ по хранению задержанных должностными лицами органов ГИБДД транспортных средств за 2012 год;
з) сумму выручки ООО "Сервис-Авто" от реализации всех товаров (работ, услуг) 2012 год (выручка от реализации определяется в соответствии со статьями 248, 249 Налогового Кодекса Российской Федерации);
и) надлежащим образом заверенную копию последнего бухгалтерского баланса ООО "Сервис-Авто", с отметкой налогового органа, с приложением отчёта о прибылях и убытках;
к) письменные пояснения по вопросу: из каких источников информации ООО "Сервис-Авто" стало известно о возможности заключения с Управлением МВД России в городу Саратову в 2011 -2012 годах договоров о взаимодействии должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации с лицами, ответственными за хранение транспортных средств на специализированной стоянке и их выдачу;
л) любую другую информацию, которая, по мнению ООО "Сервис-Авто", будет способствовать наиболее полному и всестороннему рассмотрению дела.
Данное определение (исх. N 02/2-3601) направлено антимонопольным органом в адрес ООО "Сервис-Авто" 27.07.2012.
В установленный антимонопольным органом срок документы и информацию ООО "Сервис -Авто" в УФАС России по Саратовской области не представило.
09.10.2012 начальником отдела контроля органов власти УФАС России по Саратовской области Покидиной С.Г. в отношении ООО "Сервис-Авто" составлен протокол об административном правонарушении N 27-12/ов-ш, которым действия (бездействие) Общества квалифицированы по части 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
18.12.2012 заместителем руководителя УФАС России по Саратовской области Лобановой О.А. вынесено постановление N 27-12/ов-ш, в соответствии с которым ООО "Сервис - Авто" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 300 000 (триста тысяч) рублей.
ООО "Сервис - Авто" считая, что в его действиях отсутствует состав вменяемого нарушения, поскольку Обществом не было получено определение антимонопольного органа, об обязанности по представлению документов и информации в срок до 04.09.2012 юридическое лицо не знало, что исключило возможность их представления в УФАС России по Саратовской области в установленный срок, оспорило постановление в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований ООО "Сервис - Авто", установил, что Общество не обеспечило получение корреспонденции по своему юридическому адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, не исполнило обязанность по представлению документов и информации в установленный УФАС России по Саратовской области срок, и сделал вывод о наличии в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения и отсутствии правовых оснований для отмены оспариваемого постановления.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене, при этом исходит из следующего.
Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе, предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 Федерального закона).
Для реализации целей Федерального закона N 135-ФЗ антимонопольный орган наделен рядом полномочий, в том числе, проводить проверку соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими и некоммерческими организациями, иными субъектами права и получать от них необходимые документы и информацию (пункты 1 и 11 части 1 статьи 23 Федерального закона N 135-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона N 135-ФЗ коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.
Положением "О территориальном органе Федеральной антимонопольной службы", утвержденным Приказом Федеральной антимонопольной службы от 26.01.2011 N 30 закреплено полномочие территориального органа проводить проверку соблюдения антимонопольного законодательства, в том числе, коммерческими организациями, получать от них необходимые документы, информацию, объяснения в письменной или устной форме (пункт 5.3 Положения).
Кроме того, право антимонопольного органа в целях осуществления своих полномочий истребовать необходимую информацию, документы, закреплено в пунктах 3.36, 3.38, 3.26 Приказа Федеральной антимонопольной службы от 24.02.2010 N 89 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства".
Указанное право корреспондируется с обязанностью получателя требования представить затребованную информацию и документы.
Неисполнение лицом законного требования антимонопольного органа образует состав административного правонарушения. Так, за непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов предусмотрена ответственность по части 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Вина Общества в силу требований статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должна быть установлена и доказана административным органом.
Из оспариваемого постановления следует, что ООО "Сервис - Авто" вменяется непредставление в антимонопольный орган в срок до 04.09.2012 документов и информации, затребованных в определении УФАС России по Саратовской области об отложении рассмотрения дела N 13-7/ов о нарушении антимонопольного законодательства от 25.07.2012.
Установлено, что названное определение направлено антимонопольным органом в ООО "Сервис-Авто" почтовой корреспонденцией по адресу: 410054, г. Саратов, ул. 2-я Садовая, 106, корпус 9.
Факт получения данного определения ООО "Сервис-Авто" отрицает.
Согласно письму УФСП Саратовской области - филиал ФГУП "Почта России" (исх. N 55.10-5/3875 от 16.10.2012) почтовое отправление, содержащее определение УФАС России по Саратовской области об отложении рассмотрения дела N 13-7/ов о нарушении антимонопольного законодательства от 25.07.2012, не вручено адресату по причине его отсутствия по указанному адресу.
Доказательств того, что ООО "Сервис-Авто" иным способом было уведомлено о необходимости в срок до 04.09.2012 представить в УФАС России по Саратовской области документы и информацию, поименованные в определении об отложении рассмотрения дела N 13-7/ов о нарушении антимонопольного законодательства от 25.07.2012, антимонопольный орган в материалы дела не представил.
Исходя из диспозиции части 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вменяемое правонарушение заключается в неисполнении обязанности по представлению в антимонопольный орган сведений (информации) по требованию указанного органа, что предполагает под собой, что лицо, которому направлен запрос о предоставлении информации знает о таком требовании (запросе), однако не исполняет возложенной на него обязанности по представлению в установленный срок истребованных документов.
В силу вышеизложенного антимонопольный орган обязан доказать наличие в действиях юридического лица объективной стороны вменяемого правонарушения, а именно представить доказательства направления юридическому лицу требования (запроса и др.) о предоставлении документов и информации к установленному сроку, фактическое получение такого требования (запроса) лицом, которому оно направлено, и неисполнение этим лицом законного требования антимонопольного органа.
Отсутствие доказательств, однозначно свидетельствующих о том, что ООО "Сервис-Авто" знало (было известно) об обязанности по предоставлению в срок до 04.09.2012 в УФАС России по Саратовской области документов и информации, поименованных в определении об отложении рассмотрения дела N 13-7/ов о нарушении антимонопольного законодательства от 25.07.2012, исключает возможность считать доказанной вину юридического лица по непредставлению документов (информации) по требованию антимонопольного органа.
В данном конкретном случае, ООО "Сервис-Авто" привлечено к административной ответственности по части 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа за неисполнение в срок требования УФАС России по Саратовской области, которое юридическим лицом не было получено и о котором юридическому лицу не было известно. Это означает, что фактически ООО "Сервис-Авто" в данном конкретном случае понесло наказание за неполучение почтовой корреспонденции.
Доказательств того, что антимонопольный орган принял меры ко вручению требования любым доступным способом (факс, электронная почта, нарочно и др.), а юридическое лицо уклонялось от его получения, в материалах дела не имеется.
Доводы УФАС России по Саратовской области о том, что ООО "Сервис-Авто" не обеспечило получение корреспонденции, направленной антимонопольным органом по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, не исключают обязанности антимонопольного органа обеспечить получение юридическим лицом любым доступным способом требования (запроса) о предоставлении документов (информации) в установленный срок, за неисполнение которого в последующем наступает административная ответственность.
В рассматриваемом случае, антимонопольным органом не представлено доказательств получения Обществом определения от 25.07.2012, в соответствии с которым у ООО "Сервис-Авто" наступила обязанность по представлению в УФАС России по Саратовской области в срок до 04.09.2012 документов и информации, а, следовательно, антимонопольным органом не доказана вина заявителя в совершении вменяемого ему правонарушения.
Согласно части 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При изложенных обстоятельствах у антимонопольного органа согласно статье 24.5 Кодекса отсутствовали основания для привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статья 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод суда первой инстанции о доказанности УФАС по Саратовской области наличия в действиях (бездействии) ООО "Сервис-Авто" состава вменяемого административного правонарушения не соответствует фактическим обстоятельствам дела, обстоятельства, которые суд первой инстанции счёл установленными не доказаны, что в силу положений статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 22 апреля 2013 года по делу N А57-370/2013 отменить. Принять новый судебный акт.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 27-12/ов-ш от 18.12.2012.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.С. Борисова |
Судьи |
Л.Б. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-370/2013
Истец: ООО "Сервис-Авто", представитель ООО "Сервис-Авто" Самойленко О. Н.
Ответчик: Управление Федеральной антимонапольной службы по Саратовской области, Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области