г. Чита |
|
19 июня 2013 г. |
Дело N А78-10084/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июня 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,
судей Басаева Д.В., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мурзиной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 20 марта 2013 года по делу N А78-10084/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Юридическое бюро "Нарышкиной Т.А." к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Чите Забайкальского края (межрайонное) о признании недействительным решения от 11.09.2012 N 085 003 12 ВД 0022203 о взыскании страховых взносов, пеней, штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках, (суд первой инстанции: Судакова Ю.В.),
при участии в судебном заседании:
от заявителя - не было,
от заинтересованного лица - Шешукова А.Б., представителя по доверенности N 4 от 09.01.2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Юридическое бюро "Нарышкиной Т.А." (ОГРН 1057536036964, ИНН 7536059376, место нахождения: г. Чита, ул. Красноармейская, 67-84; далее - заявитель, общество, ООО "Юридическое бюро "Нарышкиной Т.А.") обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) (ОГРН 1097536008382, ИНН 7536107044, место нахождения: г. Чита, ул. Чкалова,160; далее - Пенсионный фонд) о признании недействительным решения от 11.09.2012 N 085 003 12 ВД 0022203 о взыскании страховых взносов, пеней, штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 20 марта 2013 года требования удовлетворены.
Пенсионный фонд, не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, обжаловал его в апелляционном порядке, поставив в апелляционной жалобе вопрос об его отмене и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований.
Выражая несогласие с выводом суда об отсутствии сведений об извещении общества о времени и месте рассмотрения материалов проверки, фонд ссылается на служебную записку структурного подразделения фонда, из которой можно установить, какие именно документы направлялись в адрес страхователя в период с 22.05.2012 по 26.05.2012, а также установленную федеральным законодателем юридическую презумпцию получения акта адресатом на шестой день с даты его направления. Фонд также указывает на неоднократное нарушение обществом законодательства о страховых взносах.
Отзыв на апелляционную жалобу обществом не представлен.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 28.05.2013. Заявитель своего представителя в судебное заседание не направил.
В соответствии с частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
В судебном заседании представитель пенсионного фонда доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя пенсионного фонда, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Юридическое бюро "Нарышкиной Т.А." является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Обществом в орган Пенсионного фонда представлен расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам (РСВ-1) за 1 квартал 2011 года с нарушением срока установленного законодательством, а именно, 23.03.2012. По факту нарушения срока предоставления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам фондом составлен акт камеральной проверки N 08500330002315 от 22.05.2012 (л.д.18-19).
Уведомлением от 22.05.2012 N 1499 общество извещалось о назначении рассмотрения материалов проверки на 02.07.2012 на 14 час. 00 мин. (л.д.20).
По результатам рассмотрения акта Пенсионным фондом вынесено решение от 02.07.2012 N 08500312 РК 0003270, которым общество привлечено к ответственности по части 1 статьи 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ за непредставление плательщиком страховых взносов в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в виде взыскания штрафа в сумме 4 723 руб. 50 коп.; начислены пени в размере 36 руб. 44 коп. (л.д.22).
Требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 08500340061850 по состоянию на 09.08.2012 обществу предложено в срок до 28.08.2012 уплатить задолженность в размере 4759 руб. 94 коп. (л.д.24).
Неисполнение требования в добровольном порядке послужило основанием для вынесения фондом 11.09.2012 решения о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках N 085 003 12 ВД 0022203 (л.д.10).
Общество, считая, что названное решение Пенсионного фонда не соответствует законодательству и нарушает его права и законные интересы, оспорило его в судебном порядке.
По результатам рассмотрения суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства по делу, верно применены нормы материального и процессуального права.
В силу пункта 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, об оспаривании ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносам регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закона N212-ФЗ).
Часть 1 статьи 3 Закона N 212-ФЗ устанавливает, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
В силу статьи 38 Закона N 212-ФЗ акт проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его уполномоченным представителем).
Акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его уполномоченным представителем). В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), уклоняется от получения акта проверки, этот факт отражается в акте проверки и указанный акт направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма.
Согласно части 2 статьи 39 Закона N 212-ФЗ руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
В соответствии с частью 3 статьи 39 Закона N 212-ФЗ лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. При этом неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, только в том случае, если это лицо было извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
Судом первой инстанции верно установлено, что акт камеральной проверки от 22.05.2012 N 08500330002315 составлен фондом в отсутствие представителя общества, в акте отсутствуют как подпись представителя общества о получении данного акта, так и отметка об отказе заявителя от подписания акта.
Согласно материалам дела, акт проверки и уведомление N 1499 о времени и месте рассмотрения материалов проверки отправлены обществу на юридический адрес, о чем свидетельствует реестр заказной корреспонденции, но в адрес последнего не поступили, так как в материалах дела отсутствуют доказательства вручения почтовой корреспонденции обществу.
Суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции в том, что представленный фондом реестр почтовой корреспонденции от 23.05.2012 является ненадлежащим доказательством соблюдения процедуры привлечения страхователя к ответственности.
Судом обоснованно указано, что из реестра корреспонденции не представляется возможным идентифицировать, какие именно акты и уведомления направлялись ООО "Юридическое бюро "Нарышкиной Т.А.", поскольку в нем не содержатся сведения о номерах, датах либо отчетных периодах, в отношении которых приняты акты.
С учетом изложенного, судом сделан правильный вывод о том, что на момент принятия решения Пенсионный фонд не располагал сведениями о том, что общество получило именно акт проверки от 22.05.2012 N 08500330002315.
Ссылка фонда в апелляционной жалобе на справку начальника отдела АСВ и ВЗ Утенковой А.В. не опровергает изложенные обстоятельства.
Из смысла и содержания части 4 статьи 38 Закона N 212-ФЗ следует, что направление акта проверки по почте заказным письмом допускается лишь в случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), уклоняется от получения акта проверки и этот факт отражён в акте проверки. Во всех других случаях акт должен быть вручён проверяемому лицу под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом.
Вместе с тем, фонд не представил в материалы дела доказательства того, что общество уклонялось от получения акта проверки. Кроме того, этот факт не отражён в акте проверки.
Следовательно, порядок направления акта проверки нельзя признать соблюденным. При этом Управление не учло, что в силу пункта 5 статьи 38 Закона N 212-ФЗ дата вручения акта проверки в данном случае имеет существенное значение, поскольку именно с неё начинается исчисление срока, в течение которого лицом, привлекаемым к ответственности, возможно представление своих возражений.
Кроме того, в отношении доводов фонда о надлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения материалов проверки суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В пункте 2.2 мотивировочной части Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 N 267-О указано, что право каждого на защиту своих прав и свобод всеми не запрещенными законом способами, закрепленное статьей 45 Конституции Российской Федерации, предполагает наличие гарантий, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме и обеспечить эффективное восстановление в правах не только в рамках судопроизводства, но и во всех иных случаях привлечения к юридической ответственности.
Действующее законодательство, регулирующее порядок привлечения к административной и налоговой ответственности, предусматривает, что лицо, привлекаемое к ответственности, в любом случае должно быть извещено о времени и месте рассмотрения дела, нарушение этого правила влечет за собой безусловную отмену решения о привлечении к ответственности (статьи 25.1, 25.4 и 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьи 101 и 101.47 Налогового кодекса Российской Федерации, статья 205, 270 и 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Подобный подход является универсальным и должен применяться во всех случаях привлечения субъекта к публично-правовой ответственности.
Таким образом, вручение акта проверки и извещение о времени и месте рассмотрения материалов проверки являются важными гарантиями прав страхователя на представление возражений относительно обстоятельств, отраженных в акте.
Системное толкование положений статьи 39 Закона N 212-ФЗ также позволяет сделать вывод о том, что рассмотрение дела о привлечении к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании возможно только в том случае, если до начала рассмотрения имеются данные о надлежащем извещении лица, привлекаемого к ответственности, о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
Если доказательств извещения лица, привлекаемого к ответственности, не имеется, то рассмотрение материалов проверки по существу и, тем более, вынесение решения о привлечении к ответственности нельзя признать правомерным.
Как было установлено судом первой инстанции, сведениями о надлежащем уведомлении общества на дату рассмотрения материалов проверки фонд не располагал. Не представлены доказательства надлежащего извещения общества о времени и месте рассмотрения материалов проверки и в материалы дела.
С учетом изложенного, оценивая представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что на дату вынесения решения от 11.09.2012 страхователь не был надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения материалов проверки, в связи с чем был лишен возможности участвовать в процессе рассмотрения материалов, представлять письменные возражения на акт проверки с приложением документов, подтверждающих обоснованность своих возражений и фонд, не имея доказательств, достоверно подтверждающих надлежащее извещение, а равно неизвещение страхователя о рассмотрении материалов проверки, не вправе был рассматривать материалы проверки по существу.
Суд апелляционной инстанции с учетом изложенного вывода о несоблюдении фондом процедуры привлечения страхователя к ответственности полагает ошибочным вывод суда первой инстанции о правомерности привлечения ООО "Юридическое бюро "Нарышкиной Т.А." к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 46 Закона N 212-ФЗ.
Вместе с тем, ошибочный вывод суда первой инстанции не привел к принятию неправильного судебного акта.
Из части 2 статьи 18 Закона N 212-ФЗ следует, что в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем страховых взносов в установленный срок взыскание недоимки по страховым взносам производится в порядке, предусмотренном названным Федеральным законом. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении пеней и штрафов (часть 12 статьи 18 Закона N212-ФЗ).
На основании статьи 22 Закона N 212-ФЗ при выявлении недоимки по уплате страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки обязан направить страхователю требование об уплате недоимки, под которым частью 1 статьи 22 Федерального закона N 212-ФЗ понимается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения настоящего Федерального закона, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос (часть 2 статьи 22 Закона N 212-ФЗ).
Согласно части 5 статьи 22 названного Закона требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.
Неисполнение требования об уплате недоимки в установленный срок влечет возбуждение процедуры принудительного взыскания, порядок осуществления которой определен статьями 18, 19 и 20 Федерального закона N 212-ФЗ.
В частности, на основании пункта 1 статьи 19 Закона в случае, если страхователь добровольно не уплатил недоимку по страховым взносам, пени и штрафы в размере и срок, которые указаны в требовании об их уплате, обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках (пункт 1 статьи 19 Закона N 212-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя.
В силу пунктов 5, 6 статьи 19 Закона N 212-ФЗ решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, и доводится до сведения плательщика страховых взносов в течение шести дней после дня вынесения указанного решения. В случае невозможности вручения решения о взыскании плательщику страховых взносов под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона (пункт 14 статьи 19 Закона N 212-ФЗ).
Как следует из материалов дела, основанием для вынесения фондом 11.09.2012 оспариваемого обществом решения о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках N 085 003 12 ВД 0022203, послужило неисполнение последним требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 08500340061850 по состоянию на 09.08.2012, выставленного обществу на основании решения пенсионного фонда от 02.07.2012 N 08500312 РК 0003270 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах".
При установленных по делу обстоятельствах, послуживших основанием для вывода суда о неправомерности привлечения страхователя к ответственности, действия пенсионного фонда по принудительному взысканию штрафных санкций на основании такого решения являются незаконными, в связи с чем у суда первой инстанции имелись правовые основания для признания оспариваемого решения пенсионного фонда о взыскании штрафной санкции за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках, недействительным, и удовлетворения требований заявителя.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 20 марта 2013 года по делу N А78-10084/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Э.В. Ткаченко |
Судьи |
Д.В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-10084/2012
Истец: ООО "Юридическое бюро Нарышкиной Т. А."
Ответчик: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Чите Забайкальского края (Межрайонное)