г. Самара |
|
20 июня 2013 г. |
Дело N А55-29149/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 июня 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дёминой Е.Г., судей Буртасовой О.И., Селивёрстовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Бугир Р.С.,
при участии до перерыва:
от истца государственного бюджетного учреждения городского округа Тольятти "Городская клиническая больница N 1" - представитель Никульшина И.А., доверенность от 15.01.2013,
от ответчика Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области - представитель Сомов А.Б., доверенность от 09.01.2013 N 11/6,
от ответчика - муниципального образования городского округа Тольятти Самарской области в лице мэрии г.о. Тольятти и третьего лица - представители не явились, извещены надлежащим образом,
после перерыва:
от ответчика Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области - представитель Сомов А.Б., доверенность от 09.01.2013 N 11/6,
от истца, ответчика - муниципального образования городского округа Тольятти Самарской области в лице мэрии г.о. Тольятти и третьего лица - представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 18 февраля 2013 года, принятое по делу N А55-29149/2012 (судья Сафаева Н.Р.)
по иску государственного бюджетного учреждения городского округа Тольятти "Городская клиническая больница N 1" (ОГРН 1026301996808)
к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Самарской области (ОГРН 1036300001143),
муниципальному образованию городского округа Тольятти Самарской области в лице мэрии г.о. Тольятти,
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора:
- Министерства здравоохранения Самарской области,
о взыскании 2 899 977 руб. 42 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение городского округа Тольятти "Городская клиническая больница N 1" (далее - истец, ГБУ г.о. Тольятти "Городская клиническая больница N 1") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Самарской области (далее - первый ответчик, Территориальный фонд) и муниципальному образованию городской округ Тольятти Самарской области в лице мэрии г.о. Тольятти (далее - второй ответчик, Мэрия ) о взыскании 2 899 977, 42 руб. неосновательного обогащения, возникшего на стороне ответчиков в связи с уклонением от оплаты медицинских услуг, оказанных истцом населению городского округа Тольятти в 2011 году в случаях, требующих экстренных и неотложных вмешательств.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования на предмет спора, привлечено Министерство здравоохранения Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18 февраля 2013 года по делу N А55-29149/2012 исковые требования удовлетворены частично. С Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области в пользу Государственного бюджетного учреждения городского округа Тольятти "Городская клиническая больница N 1" взыскано неосновательное обогащение в сумме 2 899 977, 42 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 37 499, 89 руб. Требования к муниципальному образованию городской округ Тольятти Самарской области в лице мэрии г.о. Тольятти оставлены без удовлетворения.
Территориальный фонд не согласился с принятым судебным актом. В апелляционной жалобе ссылаясь на незаконность решения, неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своих доводов заявитель жалобы указал, что лица, которым оказана экстренная и неотложная медицинская помощь, не являются застрахованными по обязательному медицинскому страхованию (далее ОМС), в связи с чем Территориальный фонд не может оплачивать эту услугу, никаких договорных обязательств Территориальный фонд перед истцом не имеет.
В соответствии со ст.158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) рассмотрение дела откладывалось с 16.04. 2013 на 14.05. 2013, с 14.05. 2013 на 06.06. 2013.
В судебном заседании 06.06. 2013 объявлялся перерыв до 10 час 30 мин. 13.06. 2013.
В соответствии со статьей 18 АПК РФ, пунктом 37 Регламента арбитражных судов Российской Федерации, определением суда от 06.06. 2013 в связи с командировкой судьи Шадриной О.Е. она заменена на судью Селиверстову Н.А.. После замены судьи рассмотрение дела начато сначала.
В судебном заседании представитель Территориального фонда доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Представитель истца отклонил апелляционную жалобу, просил обжалуемое решение оставить без изменения.
Представители Мэрии и третьего лица надлежащим образом, извещенных о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явились.
Определением об отложении судебного разбирательства от 14 мая 2013 года суд апелляционной инстанции признавал явку представителя Мэрии в судебное заседание обязательной, однако указанное определение Мэрией не исполнено.
Министерство здравоохранения представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, в связи с нахождением в командировке.
При таких обстоятельствах, с учетом мнения представителей сторон и в соответствии со статьями ст. 123, 156, 266 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствии представителей второго ответчика и третьего лица.
Проверив материалы дела, ознакомившись с отзывами истца, третьего лица, выслушав представителей сторон, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
Государственное бюджетное учреждение городского округа Тольятти "Городская клиническая больница N 1", являясь медицинским учреждением, включенным в реестр организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, в период с января по декабрь 2011 года оказало медицинские услуги гражданам, находящимся в состоянии, требующем экстренного и неотложного медицинского вмешательства, на общую сумму 2 899 977, 42 руб., в том числе 2 807 034, 90 руб. на оказание стационарной помощи, 92 942, 52 руб. на оказание амбулаторно-поликлинической помощи. Однако стоимость оказанных услуг истцу возмещена не была по причине отсутствия у пациентов полисов обязательного медицинского страхования.
В связи с оказанными услугам истец выставил Территориальному фонду счет на 405 человек, которым были оказаны медицинские услуги за период с 01.01. 2011 по 21.06. 2011 на сумму 2 496 000 руб. Ответчик определил плательщиков за оказанные услуги на сумму 353 000 руб., оставшуюся часть суммы за медицинские услуги оплатить отказался, ссылаясь на невозможность идентификации данных лиц как застрахованных.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения истца в суд с вышеуказанным иском.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований к Территориальному фонду, суд первой инстанции исходил из того, что все лица, которым истцом была оказана экстренная и неотложная помощь являются застрахованными по ОМС.
В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11. 2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (статья 20 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 22.07.1993 N 5487-1, и действовавших до 01.01.2012( далее - Основы законодательства).
В соответствии со статьей 37.2 Основ законодательства оказание медицинской помощи финансируется за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования, а также средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10. 2010 N 782 утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год (далее-Программа).
В рамках Программы бесплатно предоставляются:
первичная медико-санитарная помощь;
скорая, в том числе специализированная (санитарно-авиационная), медицинская помощь;
специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь.
Первичная медико-санитарная помощь включает лечение наиболее распространенных болезней, травм, отравлений и других состояний, требующих неотложной медицинской помощи_
Первичная медико-санитарная помощь предоставляется гражданам в медицинских организациях и их соответствующих структурных подразделениях_
Скорая, в том числе специализированная (санитарно-авиационная), медицинская помощь оказывается безотлагательно гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (несчастные случаи, травмы, отравления, а также другие состояния и заболевания), учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи государственной или муниципальной системы здравоохранения.
Медицинская помощь на территории Российской Федерации оказывается за счет бюджетных ассигнований всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе средств бюджетов государственных фондов обязательного медицинского страхования.
В соответствии с разделом 3 Программы за счет средств обязательного медицинского страхования оплачивается медицинская помощь, оказываемая в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования, являющейся составной частью Программы и предусматривающей первичную медико-санитарную, специализированную (за исключением высокотехнологичной) медицинскую помощь.
Постановлением Правительства Самарской области от 14.12.2010 N 644 утверждена "Территориальная программа государственных гарантий оказания населению Самарской области бесплатной медицинской помощи на 2011 год".
Составной частью Территориальной программы государственных гарантий является "Территориальная программа ОМС".
Территориальной программой ОМС установлено, что за счет средств ОМС компенсируются затраты медицинских организаций в соответствии с целевыми статьями, определяемыми тарифным соглашением.
В приложении N 3 к Программе содержится перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий оказания населению Самарской области бесплатной медицинской помощи на 2011 год.
ГБУ г.о. Тольятти "Городская клиническая больница N 1" отнесено к учреждению, финансируемому за счет средств областного и местного бюджета.
Факт оказания истцом экстренной и неотложной помощи подтвержден истцом представленными в материалы дела реестром по госпитализации не индентифицированных и незастрахованных по системе ОМС граждан (т.1, л.9-15) и Территориальным фондом не опровергнут, спорным является вопрос об источнике финансирования.
Источник финансирования расходов за оказанные медицинские услуги зависит от того является ли лицо застрахованным по обязательному медицинскому страхованию или нет.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулируются законом от 29.11. 2010 N 326 - ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Закона N 326-ФЗ, настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования.
Пунктом 1 статьи 3 Закона N 326 установлено, что обязательное медицинское страхование - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования.
В пункте 7 статьи 3 Закона N 326-ФЗ дано понятие застрахованного лица, которым является физическое лицо, на которое распространяется обязательное медицинское страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В качестве субъектов медицинского страхования выступают застрахованные лица; страхователи; Федеральный фонд. Участниками обязательного медицинского страхования являются территориальные фонды; страховые медицинские организации; медицинские организации (статья 9 Закона об ОМС).
В соответствии со статьей 37 Закона N 326-ФЗ право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию реализуется на основании заключенных в его пользу между участниками обязательного медицинского страхования договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования и договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Согласно пункту 1 статьи 38 Закона N 326-ФЗ по договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств.
В соответствии с частью 1 статьи 39 N 326-ФЗ договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию заключается между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и которым решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В части 2 статьи 39 Закона N 326- ФЗ указано, что по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
В силу положений частей 6, 7 статьи 38 и части 6 статьи 39 Закона N 326-ФЗ, пунктов 110, 123 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158-н Территориальный фонд осуществляет финансирование страховых медицинских организаций, работающих в системе ОМС Самарской области на основании договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования на 2011 года, а страховые медицинские организации оплачивают заявителю оказанную медицинскую помощь на основании договора на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Договор непосредственно между ГБУЗ СО "ТГКБ N 1 и Территориальным фондом о финансовом обеспечении на 2011 год не заключался.
Из обстоятельств дела следует и не оспаривается сторонами, что лица, указанные в реестре являются не идентифицированными и не застрахованными в системе ОМС.
В соответствии с пунктом 14 статьи 16 Федерального закона от 06.10. 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация оказания на территории городского округа (за исключением территорий городских округов, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико- санитарному обеспечению населения отельных территорий) первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов.
Как было указано выше ГБУЗ СО "ТГКБ N 1" отнесено к учреждению, финансируемому за счет средств областного и местного бюджета ( п.102 приложения N 3 к территориальной программе, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 14.12.2010 N 644 ).
В соответствии с пунктом 37.2 Основ законодательства Российской Федерции об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 N 5487-1, действовавших в спорный период финансовое обеспечение деятельности организаций муниципальной системы здравоохранения является расходным обязательством муниципального образования.
Из ответа заместителя министра здравоохранения и социального развития Самарской области от 20.03. 2012 N 30-05/419 на обращение руководителя Департамента здравоохранения мэрии г.о. Тольятти "Об оплате медицинской помощи не застрахованным в системе ОМС гражданам" следует, что в соответствии с Федеральным законом от 06.10. 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация на территории городского округа первичной медико-санитарной помощи в стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов в 2011 году отнесены к вопросам местного значения, соответственно компенсация расходов на оказание медицинской помощи незастрахованным гражданам в 2011 году должна осуществляться из средств местного бюджета (т.2, л.132).
Таким образом, возмещение расходов за оказание медицинской помощи, гражданам, не застрахованным по ОМС в 2011 году должно осуществляться за счет средств муниципального бюджета г.о. Тольятти.
Истец обращался к мэру г.о. Тольятти с вопросом об оплате медицинской помощи незастрахованным в системе обязательного медицинского страхования гражданам за 2011 года (исх. N 1/408а от 04.04. 2012)
Указанное обращение оставлено без удовлетворения со ссылкой на дефицит бюджета, утвержденный на 2012 год и невозможности предусмотреть дополнительные расходы (т.2, л.133).
Учитывая изложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по делу является муниципальное образование городской округ Тольятти Самарской области в лице мэрии г.о. Тольятти.
Ссылка суда первой инстанции на пункт 6 статьи 35 Закона N 326-ФЗ является несостоятельной, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 53 Закона N 326-ФЗ указанная статья вступила в силу только с 01.01. 2012 и в спорный период не действовала.
При указанных обстоятельствах на основании положений части 1 статьи 270 АПК РФ обжалуемое решение подлежит отмене с принятием нового судебного акта.
Расходы по уплате государственной пошлины в размере 37 499, 89 руб., понесенные истцом по иску относятся на ответчика в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный апелляционной суд
ПОСТАНОВИЛ:
Отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 18 февраля 2013 года по делу N А55-29149/2012. Принять по делу новый судебный акт.
Исковые требования государственного бюджетного учреждения городского округа Тольятти "Городская клиническая больница N 1" удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального образования городской округ Тольятти Самарской области в лице мэрии городского округа Тольятти за счёт средств казны муниципального образования в пользу государственного бюджетного учреждения городского округа Тольятти "Городская клиническая больница N 1" неосновательное обогащение в сумме 2 899 977 (двух миллионов восьмисот девяноста девяти тысяч девятисот семидесяти семи) рублей 42 копеек, судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 37 499 (тридцати семи тысяч четырёхсот девяноста девяти) рублей 89 копеек.
Заявленные требования к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Самарской области оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Дёмина |
Судьи |
О.И. Буртасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-29149/2012
Истец: Муниципальное бюджетное учреждение городского округа Тольятти "Городская клиническая больница N" 1
Ответчик: Муниципальное образование городской округ Тольятти в лице Мэрии г. о. Тольятти, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Самарской области
Третье лицо: Министерство здравоохранения Самарской области, Мэрия городского округа Тольятти