г. Санкт-Петербург |
|
20 июня 2013 г. |
Дело N А56-11931/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июня 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Савицкой И.Г., Шульга Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: Федосеевой Е.С.
при участии:
от заявителя: Федосеенко Л.Л. по доверенности N 01-68 от 05.06.2013.
от ответчика: Шарапко Д.А. по доверенности N 01-19/8851 от 07.09.2012, Сокорновой Т.В. по доверенности N 01-19/9427 от 24.09.2012.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9524/2013) Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.03.2013 по делу N А56-11931/2012 (судья Баталова Л.А.), принятое
по заявлению ЗАО "Промотходы"
к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу
о признании недействительным приказа и обязании предоставить лицензию
установил:
Закрытое акционерное общество "Промотходы" (188683, Ленинградская область, деревня Самарка, участок N 1, ОГРН 1024700556693; далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (191104, Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 39, далее - Департамент Росприроднадзора, лицензирующий орган) от 01.12.2011 N 2075 об отказе в предоставлении лицензии на право осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности (далее - лицензия) и обязании предоставить лицензию в соответствии с заявлением от 17.10.2011 N 01-69.
Решением суда от 15.06.2012 заявленные требования удовлетворены. Решение Департамента Росприроднадзора, оформленное приказом от 01.12.2011 N 2075, об отказе в предоставлении ЗАО "Промотходы" лицензии на право осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности признано незаконным, Департамент Росприроднадзора обязан предоставить Обществу указанную лицензию в соответствии с заявлением последнего от 17.10.2011 N 01-69.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2012 решение от 15.06.2012 отменено. Заявителю отказано в удовлетворении требований.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.12.2012 решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции от 06.09.2012 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
По результатам нового рассмотрения суд первой инстанции решением от 07.03.2013 признал недействительным Приказ Департамента Росприроднадзора от 01.12.2011 N 2075 об отказе в предоставлении ЗАО "Промотходы" лицензии на право осуществления деятельности по собору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов 3-4 классов опасности, обязав Департамент предоставить Обществу указанную лицензию в соответствии с заявлением последнего от 17.10.2011 N 01-69.
Не согласившись с решением суда, лицензирующей орган направил апелляционную жалобу, в которой просил решение от 07.03.2013 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что приказ от 01.12.2011 N 2075 не содержит мотивированного обоснования причин отказа в предоставлении лицензии. Как указывает Департамент Росприроднадзора, приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 30.11.2011 N 885 утверждены формы документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в процессе лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-V класса опасности, приложением N 8 которого утверждена форма уведомления об отказе в предоставлении лицензии. Податель жалобы обращает внимание, что приказ об отказе предоставлении лицензии является внутренним документом организации и до сведения соискателей не доводится, последним направляется только уведомление об отказе в предоставлении лицензии, содержащее ссылку на приказ. Уведомление об отказе в предоставлении лицензии N 251, как указывает податель жалобы, содержит мотивированные основания для отказа, со ссылкой на нормативно-правовые акты, причины такого отказа, в связи с чем нарушений федерального законодательства и прав юридического лица не допущено. Кроме того, податель жалобы считает необоснованным вывод суда о предоставлении заявителем документов, свидетельствующих о наличии принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании объекта размещения отходов. Департамент настаивает, что представленные в материалы дела договор аренды земельного участка от 26.10.1997, заключенный администрацией муниципального образования "Всеволожский район Ленинградской области" с ЗАО "Опытный завод механизированной переработки бытовых отходов", и договор от 06.02.2008 N 1 о передаче прав и обязанностей по договору аренды земель для несельскохозяйственных целей от 16.10.1998 N ЛО-3507-8332, не подтверждают наличие у общества на законных основаниях полигона размещения отходов.
В судебном заседании представители Департамента Росприроднадзора поддержали доводы жалобы, представитель заявителя возражал против ее удовлетворения, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 17.10.2011 ЗАО "Промотходы" обратилось в Департамент Росприроднадзора с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV классов опасности.
Департаментом проведена проверка полноты и достоверности сведений, содержащихся в представленных заявлении и документах, а также проверка возможности соблюдения соискателем лицензии лицензионных требований и условий.
По результатам проверки составлен акт от 18.11.2011 N ЛВ-251/13, согласно которому заявителем не представлены документы, свидетельствующие о наличии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, что является нарушением подпункта "а" пункта 3 Положения от 26.08.2006 N 524 "О лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации (далее - Положение).
Приказом Департамента Росприроднадзора от 01.12.2011 N 2075 Обществу отказано в предоставлении испрашиваемой лицензии со ссылкой на пункт 7 статьи 14 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99) (несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям).
Считая принятое решение незаконным, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав выступления сторон, приходит к следующим выводам.
Порядок лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению отходов I - IV класса опасности, осуществляемой юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, на момент обращения соискателя лицензии в Департамент Росприроднадзора регулировался Положением от 26.08.2006 N 524 "О лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV классов опасности", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 2 Положения лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (лицензирующий орган).
Пунктом 3 названного Положения установлены лицензионные требования и условия осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности. В подпункте "а" пункта 3 Положения установлено обязательное наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании производственных помещений, объектов размещения отходов I - IV класса опасности, специализированных установок по обезвреживанию отходов I - IV класса опасности, специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, соответствующих установленным требованиям.
Суд первой инстанции, установив, что Приказ Департамента от 01.12.2011 N 2075, которым обществу отказано в предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов 1-4 класса опасности, не содержит описания несоответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, отсылок к иным документам, пришел к выводу, что данный Приказ не отвечает требованию обоснованности.
Апелляционная инстанция не может согласиться с данным выводом суда, поскольку приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 30.11.2011 N 885 утверждены формы документов, используемых Департаментом Росприроднадзора в процессе лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов 1-4 класса опасности, к которым относится, в том числе, и уведомление об отказе в предоставлении лицензии (Приложение N 8).
Представленное в материалы дела уведомление N 251 от отказе в предоставлении лицензии соискателю лицензии ЗАО "Промотходы" содержит основания отказа в предоставлении лицензии со ссылкой на нормативно-правовые акта, что соответствует требованиям Приказа N 885 от 30.11.2011.
Как отмечалось выше, в соответствии с лицензионными требованиями и условиями осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I - IV класса опасности лицензиат должен подтвердить наличие объекта размещения отходов.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под объектом размещения отходов понимается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов, в том числе, полигон.
Суд первой инстанции правомерно исходил из того, что полигон захоронения отходов - ограниченная территория, предназначенная и при необходимости специально оборудованная для захоронения отходов, исключения воздействия захороненных отходов на незащищенных людей и окружающую природную среду (ГОСТ 30772-2001. "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенный постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст).
В качестве доказательств, подтверждающих наличие у ЗАО "Промотходы" на законных основаниях полигона размещения отходов, соискателем лицензии представлены:
1. заключенный 26.10.1998 между администрацией муниципального образования "Всеволожский район Ленинградской области" и ЗАО "Опытный завод механизированной переработки бытовых отходов" договор аренды земельного участка площадью 61 га, находящегося по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, полигон "Северная Самарка", сроком до 30.06.2023 года для строительства производственно-хозяйственной зоны и полигона твердых отходов;
2. договор от 06.02.2008 N 1 о передаче прав и обязанностей по договору аренды земель для несельскохозяйственных целей от 26.10.1998 N ЛО-3507-8332, заключенный ЗАО "Опытный завод механизированной переработки бытовых отходов" с ЗАО "Промотходы".
Оценив названные документы, суд первой инстанции признал подтвержденным наличие у общества на законных основаниях полигона размещения отходов.
Податель жалобы не согласен с выводом суда, полагает, что данные документы не подтверждают наличие у общества на законных основаниях полигона размещения отходов, а переданный в аренду обществу земельный участок является несанкционированной свалкой.
Данное утверждение апелляционным судом отклоняется как необоснованное.
Представленными в материалы дела документами (письмом Департамента Росприроднадзора от 10.03.2011 N 02-27/1507) подтверждается, что объект размещения отходов - полигон твердых отходов "Северная Самарка" внесен в государственный реестр объектов размещения отходов за N 12577.
Департамент Росприроднадзора не отрицает, что полигон "Северная Самарка" находится на земельном участке площадью 61 га, арендуемом обществом.
Согласно постановлению администрации Всеволожского района Ленинградской области от 22.01.1996 N 101 из землепользования арендного предприятия "Опытный завод переработки бытовых отходов" изъят и передан в аренду на 5 лет Всеволожскому ООО "Механизированный региональный центр природоохранных работ" земельный участок площадью 59.3 га, занятый городской свалкой, и 0,37 га - под подъездной дорогой в ней, в районе дер. Северная Самарка.
Всеволожскому ООО "МРЦПОР" предписано взять под охрану территорию полигона 01.01.1996; заключить договоры с Всеволожским специализированным муниципальным предприятием, администрациями волостей, предприятиями и организациями района на прием, переработку и захоронение твердых нетоксичных отходов; компенсировать балансовую стоимость основанных средств АП "Опытный завод переработки бытовых отходов N 1" согласно приложенной справке в сумме 996 811 рублей по состоянию на 1994 год.
Апелляционная инстанция обращает внимание, что и договор аренды земельного участка, и постановление Администрации Всеволожского района от 22.01.1996 N 101 не оспорены и являются действующими.
Доказательств обратного податель жалобы не представил.
Кроме того, выданным заявителю Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека санитарно-эпидемиологическим заключением N 470402000М0002311110 от 10.11.2010 подтверждается, что здания, строения, помещения, оборудование и иное имущество, используемые для осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-V класса опасности ЗАО "Промотходы" (Ленинградская область, Всеволожский район, д. Самарка, уч. N 1" соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
Оценивая представленные в материалы дела доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что приложенными обществом к заявлению от 17.10.2011 N 01-69 о предоставлении лицензии документами подтверждается наличие у соискателя лицензии принадлежащего ему на праве собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов - полигона "Северная Самарка".
Таким образом, у Департамента Росприроднадзора отсутствовали законные основания для отказа обществу в предоставлении лицензии, в связи с чем суд правомерно удовлетворил заявленное ЗАО "Промотходы" требование.
Указание в резолютивной части решения суда на обязанность лицензирующего органа выдать заявителю лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов 3-4 класса опасности оценивается апелляционным судом как опечатка, подлежащая исправлению в порядке статьи 179 АПК РФ.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07 марта 2013 года по делу N А56-11931/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Фокина |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-11931/2012
Истец: ЗАО "Промотходы"
Ответчик: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу
Хронология рассмотрения дела:
17.09.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7170/12
20.06.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-9524/13
07.03.2013 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-11931/12
17.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7170/12
06.09.2012 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-13949/12
15.06.2012 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-11931/12