г. Воронеж |
|
17 июня 2013 г. |
Дело N А48-4497/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.06.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 17.06.2013.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Донцова П.В.,
судей Протасова А.И.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сорокиной О.А.,
с участием:
от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям: Сырцева Е. М., представитель по доверенности б/н от 21.08.2012 (сроком на год); Гринкевич Л. С., государственный инспектор отдела государственного ветеринарного надзора, доверенность N 07 от 17.01.2013 ( сроком на год).
от Общества с ограниченной ответственностью "Охотрыбхозяйство "МТС-Змиевка": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям на решение Арбитражного суда Орловской области от 04.03.2013 по делу N А48-4497/2012 (судья Капишникова Т.И.) по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Охотрыбхозяйство "МТС-Змиевка" (ОГРН 1095746000096 адрес: 303320 Орловская обл., Свердловский р-н, пгт.Змиевка ул.Ленина 47а) к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям (302040, Орловская область, Орловский район, г.Орел, ул.Пожарная, 72, ОГРН 1075752001830) о признании недействительным ненормативного акта,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Охотрыбхозяйство "МТС-Змиевка" (далее также - заявитель, Общество, ООО "ОРХ "МТС-Змиевка") обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям (далее - ответчик, Управление) о признании недействительным Предписания от 10.07.2012 г. N 149.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 04.03.2012 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением, Управление обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить по следующим основаниям:
- пунктом 1.1 ветеринарно-санитарных правил "Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. Общие положения" ВП 13.3.4.1100-96 утв. Департаментом ветеринарии Минсельхозпрода РФ и Госкомсанэпиднадзором РФ 31 мая, 18 июня 1996 предусмотрена обязательность Правил для выполнения на всей территории РФ государственными органами, предприятиями, и иными хозяйственными субъектами, учреждениями, организациями, Общественными объединениями, независимо от их подчинения и форм собственности, должностными лицами и гражданами;
- ветеринарно-санитарные правила "Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. Общие положения" ВП 13.3.4.1100-96. Ветеринарные правила. ВП 13.3.4.1100-96" утв. начальником Департамента ветеринарии Минсельхоза и продовольствия РФ - Главным государственным ветеринарным инспектором РФ В.М.Авиловым от 18 июня 1996 N 23, первым заместителем Председателя Председателя Госкомсанэпиднадзора России - Заместителем Главного государственного санитарного врача РФ С.В.Семеновым от 31.05.1996 N 11, опубликованы в официальном издании "Профилактика и борьба с заразными болезными, общими для человека и животных. Сборник санитарных и ветеринарных правил. - Москва: Информационно - издательский центр Госкомсанэпиднадзора России, 1996 г." и по состоянию на сегодняшний день являются действующими;
- Правила опубликованы на официальном сайте Россельхознадзора www.fsvps.ru;
- Правила упоминаются как действующие в ряде актуальных на сегодняшний день документах;
- Правилами руководствуются суды апелляционной и кассационных изданий (постановление ФАС Волговятского округа от 13.03.2013 по делу А29-4506/2011, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 09.06.2010 Ф03-3949/2010, постановление 3 - го Арбитражного апелляционного суда от 01.11.2012 по делу N А69-1256/2012, постановление 16-го арбитражного апелляционного суда от 26.01.2011 по делу N А63-7749/2010;
- поскольку Правила приняты в 1996 году, т.е. до внесения изменений в законодательство РФ о ветеринарии, градостроительное законодательство, в КоАП РФ, они могут действовать и применяться только в части, не противоречащей законам, имеющим большую юридическую силу.
В заседании апелляционной инстанции представитель Управления поддержала требования апелляционной жалобы, просила удовлетворить их по вышеизложенным основаниям. При этом пояснила, что с выводами суда области относительно отсутствия у ООО "ОРХ "МТС-Змиевка" обязанности проводить экспертизу продуктов убоя и промысла Управление согласно.
Представитель ООО "ОРХ "МТС-Змиевка" в судебное заседание не явился, о слушании дела извещён надлежащим образом, в письменном отзыве просит о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 05.06.2013 до 10.06.2013.
Изучив материалы дела с учётом доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав и обсудив пояснения представителя Управления, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд находит следующее:
Общество с ограниченной ответственностью "Охотрыбхозяйство "МТС -Змиевка" зарегистрировано в качестве юридического лица за ОГРН 1095746000096.
Согласно п.6.3 Устава ООО "ОРХ "МТС-Змиевка" предметом его деятельности является охота, разведение диких животных, рыболовство, включая предоставление услуг в этих областях, предоставление услуг по развитию охоты, в том числе ловли животных в коммерческих целях, деятельность, связанная со спортивно-любительской охотой и предоставлением услуг в этой области и др.
27.01.2010 Управлением по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области ООО "ОРХ "МТС-Змиевка" была выдана долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира серии 57 N 000025 сроком действия с 27.01.10 по 03.12.2034, разрешенный вид пользования животным миром - охота.
На основании указанной лицензии Общество выдает физическим лицам разрешения на охоту.
На основании распоряжения от 26.06.2012 N 865-р Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям в отношении ООО "ОРХ "МТС-Змиевка" проведена внеплановая выездная проверка на предмет проведения мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровья граждан, вреда животным. Проверка назначена с целью исполнения поручения Генеральной прокуратуры РФ от 15.05.2012.
По результатам проверки государственным инспектором отдела государственного ветеринарного надзора Гринкевич Л.С. вынесено предписание N 149 от 10.07.2012, в котором указано, что проверкой обнаружены следующие нарушения, зафиксированные актом N 261 от 10.07.2012:
1. Не проводится ветеринарно-санитарная экспертиза туш и внутренних органов добытых в процессе охоты животных, что является нарушением ст.21 Закона РФ от 14.05.1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии". 2. Отсутствует план ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней, что является нарушением п 4.2 ветеринарно-санитарных правил "Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. Общие положения" ВП 13.3.4.1100-96, утв. Департаментом ветеринарии Минсельхозпрода РФ и Госкомсанэпиднадзором РФ 31 мая, 18 июня 1996 г.
Все вышеперечисленные факты являются нарушением ст.18 Закона РФ от 14.05.1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии", в связи с чем ООО "Охотрыбхозяйство "МТС-Змиевка" предписанием N 149 от 10.07.2012 с целью устранения выявленных нарушений предписывалось:
1. Проводить ветеринарно-санитарную экспертизу туш и внутренних органов добытых в процессе охоты животных. Срок исполнения - 30 дней с момента получения данного предписания. 2. Разработать план ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней. Иметь документы, подтверждающие проведение ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней. Срок исполнения-30 дней с момента получения данного предписания.
Не согласившись с указанным предписанием, ООО "ОРХ "МТС-Змиевка" обжаловало его в арбитражный суд.
Арбитражный суд области, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что Общество реализует (оказывает) услуги, а не продукцию животного происхождения, поэтому требования ст. 21 Закона РФ от 14.05.1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" на него не распространяются, и п.1 предписания об обязании ООО "ОРХ "МТС-Змиевка" проводить ветеринарно-санитарную экспертизу туш и внутренних органов добытых в процессе охоты животных является незаконным.
Арбитражный суд области также указал, что ветеринарно-санитарные правила "Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. Общие положения" ВП 13.3.4.1100-96. Ветеринарные правила. ВП 13.3.4.1100-96" не были зарегистрированы в Минюсте РФ и официально не опубликованы, в связи с чем, не могут регулировать рассматриваемые правоотношения. В связи с этим п.2 предписания - разработать план ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней. Иметь документы, подтверждающие проведение ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней, - также является незаконным.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим:
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействий) необходимо одновременное существование указанных в статье 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражным судом первой и апелляционной инстанций проверены полномочия Управления на вынесение предписания по итогам проверки, предоставленные п.1 ч.1 ст.17 Федерального закона 26.12.08г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", ст.ст. 5, 8, 9 Закона РФ от 14.05.1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии", п.п.1,6 постановления Правительства РФ от 08.04.04г. N 201, Положением о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.04г. N 327, Типовым положением о территориальном органе Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утв. Приказом Министерства сельского хозяйства от 13.07.06г. N 171. Нарушений в указанной части не выявлено.
Оспариваемым предписанием заявителю вменяется нарушение статей 18 и 21 Закона РФ от 14.05.1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии", а также пункта 4.2 ветеринарно-санитарных правил "Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. Общие положения" ВП 13.3.4.1100-96, утв. Департаментом ветеринарии Минсельхозпрода РФ и Госкомсанэпиднадзором РФ 31 мая -18 июня 1996 г.
Статьей 18 Закона РФ от 14.05.1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" установлены обязанности предприятий, учреждений, организаций и граждан - владельцев животных и производителей продуктов животноводства. Ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства - производители этих продуктов.
Владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны:
осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства;
соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства;
предоставлять специалистам в области ветеринарии по их требованию животных для осмотра, немедленно извещать указанных специалистов о всех случаях внезапного падежа или одновременного массового заболевания животных, а также об их необычном поведении; до прибытия специалистов в области ветеринарии принять меры по изоляции животных, подозреваемых в заболевании;
соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства;
выполнять указания специалистов в области ветеринарии о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.
Согласно ст. 21 Закона РФ от 14.05.1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" мясо, мясные и другие продукты убоя (промысла) животных, молоко, молочные продукты, яйца, иная продукция животного происхождения подлежат ветеринарно-санитарной экспертизе в целях определения их пригодности к использованию для пищевых целей.
Ветеринарно-санитарной экспертизе подлежат также корма и кормовые добавки растительного происхождения и продукция растительного происхождения непромышленного изготовления, реализуемая на продовольственных рынках или используемая на объектах, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации.
Организация и проведение ветеринарно-санитарной экспертизы, условия использования продукции животного происхождения и продукции растительного происхождения непромышленного изготовления для пищевых целей, а также кормов и кормовых добавок растительного происхождения определяются техническими регламентами в области ветеринарии, ветеринарно-санитарными требованиями и нормами безопасности кормов и кормовых добавок, издаваемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации. Указанные регламенты и требования устанавливают ветеринарно-санитарные нормы, которым должны соответствовать продукция животного происхождения, корма и кормовые добавки растительного происхождения, а также продукция растительного происхождения непромышленного изготовления, производимая организациями и гражданами, реализуемая ими или торговыми организациями на рынках.
Запрещаются реализация и использование для пищевых целей мяса, мясных и других продуктов убоя (промысла) животных, молока, молочных продуктов, яиц, иной продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок растительного происхождения и продукции растительного происхождения непромышленного изготовления, не подвергнутых в установленном порядке ветеринарно-санитарной экспертизе.
Порядок переработки и использования кожевенного, мехового и иного сырья животного происхождения определяется действующими ветеринарно-санитарными правилами.
Проведение ветеринарно-санитарной экспертизы продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок растительного происхождения и продукции растительного происхождения непромышленного изготовления, а также других специальных мероприятий, направленных на защиту населения от болезней, общих для человека и животных, и от пищевых отравлений, возникающих при употреблении опасной в ветеринарно-санитарном отношении продукции животного происхождения, организуют федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации в пределах своей компетенции.
Таким образом, ответственность за конкретное нарушение положений ст.18 Закона РФ от 14.05.1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" наступает у владельцев животных и производителей продуктов животноводства.
Вместе с тем, деятельностью Общества является охота и разведение диких животных, включая предоставление услуг в этих областях. Заявитель реализует (оказывает) услуги, а не продукцию животного происхождения, поэтому требования ст. 21 Закона РФ от 14.05.1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" на него не распространяются.
Кроме того, из буквального толкования абз.6 ст.21 Закона РФ от 14.05.1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" следует, что проведение ветеринарно-санитарной экспертизы продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок растительного происхождения и продукции растительного происхождения непромышленного изготовления, а также других специальных мероприятий, направленных на защиту населения от болезней, общих для человека и животных, и от пищевых отравлений, возникающих при употреблении опасной в ветеринарно-санитарном отношении продукции животного происхождения, организуют федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы федерального органа исполнительной власти, а не охотхозяйства, оказывающие услуги по выдаче разовых разрешений на охоту.
Также заявителю вменяется нарушение пункта 4.2. Санитарных правил "Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. 1. Общие положения. Санитарные правила. СП 3.1.084-96. Ветеринарные правила. ВП 13.3.4.1100-96", предусматривающего, что предприятия и организации обязаны разрабатывать и проводить гигиенические, профилактические, противоэпизоотические и противоэпидемические мероприятия, направленные на предупреждение и ликвидацию загрязнения патогенными микроорганизмами окружающей природной среды, предупреждение возникновения и распространения заразных болезней, общих для человека и животных.
Согласно п.3 ст.15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Порядок официального опубликования федеральных нормативных правовых актов определен Федеральным законом Российской Федерации "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" и Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".
В соответствии с п. 8 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер (далее именуются - нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Пунктом 9 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763 установлено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти государственного учреждения - издательства "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации, который издается еженедельно. Официальным также является указанный Бюллетень, распространяемый в электронном виде федеральным государственным унитарным предприятием "Научно-технический центр правовой информации "Система" Федеральной службы охраны Российской Федерации, а также федеральными органами государственной охраны.
В силу п.10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763 нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
В силу 12 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763 нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.
Пунктом 10 Постановления Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" установлено, что государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Пунктом 11 Постановления Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 предусмотрено, что государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Государственная регистрация нормативного правового акта включает в себя: правовую экспертизу соответствия этого акта законодательству Российской Федерации; антикоррупционную экспертизу этого акта; принятие решения о необходимости государственной регистрации данного акта; присвоение регистрационного номера; занесение в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с п. 17 Постановления Правительства РФ от 13.08.1997 N1009 нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат официальному опубликованию в установленном порядке, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Копии актов, подлежащих официальному опубликованию, в течение дня после государственной регистрации направляются Министерством юстиции Российской Федерации в "Российскую газету", в Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации, в научно-технический центр правовой информации "Система" и в Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.
При опубликовании и рассылке нормативного правового акта указание на номер и дату государственной регистрации является обязательным.
Акт, признанный Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимся в государственной регистрации, подлежит опубликованию в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, утвердившим акт. При этом порядок вступления данного акта в силу также определяется федеральным органом исполнительной власти, издавшим акт.
Приказом Минюста РФ от 04.05.2007 N 88 "Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" установлено, что государственной регистрации подлежат, в том числе, нормативные правовые акты, содержащие правовые нормы, затрагивающие гражданские, политические, социально-экономические и иные права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства; имеющие межведомственный характер, то есть содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт.
При этом на государственную регистрацию направляются нормативные правовые акты, обладающие как одним из вышеуказанных признаков, так и несколькими.
Пунктом 14 Приказа Минюста РФ от 04.05.2007 N 88 установлено, что направлению на государственную регистрацию подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина или имеющие межведомственный характер, принятые федеральными органами исполнительной власти после 14 мая 1992 г.
Приказом Минсельхоза РФ от 30.06.2009 N 246 "Об издании актов Минсельхоза России, признанных Минюстом России не нуждающимися в государственной регистрации" установлено, что:
а) правовой акт Минсельхоза России, признанный Минюстом России не нуждающимся в государственной регистрации (далее - акт), кроме акта или отдельных его положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, в течение суток после поступления из Минюста России направляется в установленном порядке департаментом Минсельхоза России, подготовившим данный акт, по согласованию с Депадминистрацией:
в Депэкономику для опубликования на сайте Минсельхоза России в сети Интернет (www.mcx.ru);
в Депнаучтехполитику для опубликования в "Информационном бюллетене Минсельхоза России";
б) департамент Минсельхоза России, подготовивший данный акт, совместно с Депнаучтехполитикой в течение суток после опубликования акта в "Информационном бюллетене Минсельхоза России" в установленном порядке информирует Депправо об опубликовании акта в "Информационном бюллетене Минсельхоза России" и направляет в Депправо экземпляр "Информационного бюллетеня Минсельхоза России", в котором опубликован данный акт;
в) Депправо в установленном порядке информирует Минюст России об опубликовании акта Минсельхоза России в "Информационном бюллетене Минсельхоза России";
г) акт Минсельхоза России вступает в силу с момента издания в "Информационном бюллетене Минсельхоза России", если в самом акте не предусмотрен иной порядок вступления в силу.
Из системного толкования приведённых правовых норм следует, что все нормативные акты подлежат направлению в Министерство юстиции Российской Федерации. По результатам правовой экспертизы Министерством принимается решение о необходимости государственной регистрации нормативного акта либо о признании акта не нуждающимися в государственной регистрации.
В рассматриваемом случае Санитарные правила "Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. 1. Общие положения. Санитарные правила. СП 3.1.084-96. Ветеринарные правила. ВП 13.3.4.1100-96" являются межведомственным и затрагивают права и обязанности человека и гражданина.
Однако доказательств того, что указанные ветеринарно-санитарные правила признаны Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимся в государственной регистрации, в материалах дела не имеется.
При этом в материалах настоящего дела отсутствуют сведения об опубликовании Правил в "Российской газете" либо в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации.
Таким образом, арбитражный суд области сделал правильный и мотивированный вывод о том, что в нарушение требований Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" ветеринарно-санитарные правила "Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. Общие положения" ВП 13.3.4.1100-96, утв. Департаментом ветеринарии Минсельхозпрода РФ и Госкомсанэпиднадзором РФ 31 мая -18 июня 1996 г., являясь межведомственным нормативным правовым актом, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, не зарегистрирован в Минюсте РФ и официально не опубликован в установленном законом порядке.
Следовательно, указанный нормативный правовой акт, согласно пункту 10 Указа от 23.05.1996 г. N 763, не влечет правовых последствий, как не вступивший в силу, и не может служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к юридическому лицу за невыполнение содержащихся в них предписаний, на него нельзя ссылаться при разрешении споров.
Доказательства того, что в настоящее время имеются нормативные правовые акты, возлагающие на пользователей охотхозяйствами обязанности по составлению плана ветеринарно-профилактических мероприятий по защите охотничьих ресурсов и проведению ветеринарно-санитарной экспертизы туш и внутренних органов добытых животных, Управлением в нарушение ч.5 ст.200 АПК РФ не представлено.
В связи с изложенным, арбитражный суд области пришёл к правильному выводу о недействительности оспариваемого предписания и удовлетворил требования Общества.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с изложенным, решение арбитражного суда области не подлежит отмене, а апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ч.1 ст.269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Орловской области от 04.03.2013 по делу N А48-4497/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
П.В. Донцов |
Судьи |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-4497/2012
Истец: ООО "Охотрыбохозяйство" "МТС-Змиевка", ООО "Охотрыбхозяйство "МТС-Змиевка"
Ответчик: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям