г. Красноярск |
|
19 июня 2013 г. |
Дело N А33-476/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "14" июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "19" июня 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Дунаевой Л.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Савицкас Н.В.,
при участии:
от заявителя (общества с ограниченной ответственности "РУСАЛ Сервис Рент"): Чигодайкиной Н.В., представителя по доверенности от 01.02.2013 N 87-20130201-01;
от административного органа (Кемеровской таможни): Воробьевой И.А., представителя по доверенности от 12.04.2012 N 04-14/4376,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственности "РУСАЛ Сервис Рент"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "13" марта 2013 года по делу N А33-476/2013, рассмотренному в порядке упрощенного производства судьей Ивановой Е.А.,
установил:
общество с ограниченной ответственности "РУСАЛ Сервис Рент" (далее - заявитель, общество, ООО "РУСАЛ Сервис Рент") (ИНН 2465088146, ОГРН 1052465003315) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Кемеровской таможне (далее - административный орган, таможенный орган) (ИНН 4205009474, ОГРН 1024200707079) о признании незаконным и отмене постановления от 18.12.2012 N 10608000-400/2012.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 13" марта 2013 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления на том основании, что вменяемое обществу правонарушение является малозначительным, нарушение было допущено ввиду исключительных обстоятельств и было устранено обществом самостоятельно, срок нарушения установленного требования является незначительным.
Представитель общества в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Таможенный орган представил отзыв, в котором с жалобой не согласился, указал на законность и обоснованность решения суда первой инстанции. Представитель таможенного органа в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Представителем ООО "РУСАЛ Сервис Рент" заявлено ходатайство о приостановлении рассмотрения апелляционной жалобы до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-5548/2013.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 143, 144, 159, 184 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вынес протокольное определение об отказе в удовлетворении заявленного ходатайства, поскольку не установил оснований для приостановления производства по апелляционной жалобе.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Таможенным органом в связи с проведением в отношении ООО "РУСАЛ Сервис Рент" таможенного контроля в форме камеральной таможенной проверки по вопросу подтверждения соблюдения обществом требований и ограничений таможенной процедуры условного выпуска товара, оформленного по грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) N 10608050/140705/0006608, выставлено требование от 13.09.2012 N 07-21/10123 о предоставлении в срок до 09.10.2012 следующих документов и сведений: о принятии обществом товаров к бухгалтерскому учету (наименование товара; количество товара; форма, номер и дата первичных учетных документов); об использовании товаров на 30.06.2012 (реализованы, сданы в аренду, используются при осуществлении основных видов деятельности в качестве основных средств или расходных материалов, уничтожены, утеряны и т.д.); о расходовании (амортизации) товаров (стоимость амортизации товаров или стоимость израсходованных в производстве товаров) на 30.06.2012; остаточной стоимости в рублях или стоимости неизрасходованных товаров согласно данным бухгалтерского учета; дате списания (выбытия) товаров с учета согласно данным бухгалтерского учета; местонахождении товара (адрес фактического местонахождения товаров) на 30.06.2012. Таможенный орган также просил представить Устав, учредительный договор, свидетельство о государственной регистрации, свидетельство о постановке на налоговый учет, приказ (решение, протокол) о назначении на должность руководителя.
Поскольку в установленный срок (до 09.10.2012) затребованные документы ООО "РУСАЛ Сервис Рент" в таможенный орган не представлены (документы отправлены обществом 17.10.2012), в отношении общества 07.11.2012 возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования. 07.12.2012 по факту непредставления в установленный таможенным органом срок документов и сведений, должностным лицом составлен протокол об административном правонарушении N 10608000-400/2012, предусмотренном частью 3 статьи 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Постановлением по делу об административном правонарушении от 18.12.2012 N 10608000-400/2012 ООО "РУСАЛ Сервис Рент" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.12 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
ООО "РУСАЛ Сервис Рент", считая указанное постановление незаконным и подлежащим отмене, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Апелляционная коллегия с учетом положений части 1 статьи 28.3, статьи 23.8 КоАП РФ, пунктов 1, 5.3.16 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2006 N 459, приказа Федеральной таможенной службы от 01.03.2012 N 368 "О должностных лицах таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание", пришла к выводу о том, что протокол об административном правонарушении от 07.12.2012 N 10608000-400/2012 составлен, а дело об административном правонарушении рассмотрено и постановление о назначении административного наказания от 18.12.2012 N 10608000-400/2012 вынесено уполномоченными должностными лицами в пределах предоставленных полномочий.
Суд апелляционной инстанции, проверив процедуру привлечения общества к административной ответственности, пришел к выводам о том, что процедура привлечения заявителя к административной ответственности соблюдена, права общества на участие при составлении протокола об административном правонарушении, рассмотрении дела об административном правонарушении, а также иные права, предусмотренные КоАП РФ для лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, не нарушены, обеспечены надлежащим образом.
Постановление от 18.12.2012 N 10608000-400/2012 о назначении административного наказания вынесено в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции считает, что административный орган доказал наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.12 КоАП РФ, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
Оспариваемым постановлением обществу вменяется административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 16.12 КоАП РФ. В соответствии с частью 3 статьи 16.12 КоАП РФ непредставление в установленный таможенным органом срок документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Судом апелляционной инстанции установлено, что Кемеровской таможней с целью проверки соблюдения обществом требований и ограничений таможенной процедуры условного выпуска товара, оформленного по ГТД N 10608050/140705/0006608, проведена камеральная таможенная проверка.
Согласно части 1 статьи 131 Таможенного кодекса Таможенного союза камеральная таможенная проверка осуществляется путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях, коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом, сведений контролирующих государственных органов государств - членов таможенного союза, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов, о деятельности указанных лиц.
При этом статьей 98 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрены следующие общие положения при осуществлении таможенного контроля: декларант, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, и иные заинтересованные лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах (часть 1); таможенный орган вправе запрашивать документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в письменной и (или) электронной формах, а также устанавливать срок их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых документов и сведений (часть 2); в целях проведения таможенного контроля после выпуска товаров таможенные органы вправе запрашивать и получать коммерческие и бухгалтерские документы, иную информацию, в том числе в электронной форме, относящуюся к перемещению товаров через таможенную границу, их выпуску и использованию на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами (часть 4).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 134 Таможенного кодекса Таможенного союза при проведении таможенной проверки должностные лица таможенного органа имеют право требовать у проверяемого лица и получать от него коммерческие, транспортные документы, документы бухгалтерского учета и отчетности, а также другую информацию, в том числе на электронных носителях, относящуюся к проверяемым товарам.
В силу пункта 2 части 2 статьи 135 Таможенного кодекса Таможенного союза проверяемое лицо при проведении таможенной проверки обязано представлять по требованию таможенного органа в установленные сроки сведения и документы независимо от того, на каком носителе информации они находятся, с приложением на бумажном носителе.
Обязанность по выполнению соответствующего требования в установленные сроки также предусмотрена в пункте 1 статьи 185 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
В рассматриваемом споре, как установлено судом апелляционной инстанции и не оспаривается заявителем, требование Кемеровской таможни от 13.09.2012 N 07-21/10123 о представлении документов в ходе камеральной проверки, полученное обществом 17.09.2012, в установленный срок (до 09.10.2012) не исполнено.
Следовательно, наличие в бездействии общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.12 КоАП РФ, таможенным органом доказано.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пунктом 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с требованием статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу об отсутствии доказательств принятия ООО "РУСАЛ Сервис Рент" всех зависящих от него мер для предотвращения допущенного нарушения и доказанности его вины.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что вина общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.12 КоАП РФ, является установленной и доказанной.
Судом апелляционной инстанции с учетом характера допущенного нарушения и существенности его угрозы не установлено оснований для применения малозначительности в отношении допущенного обществом нарушения в соответствии с положениями статьи 2.9 КоАП РФ ввиду следующих обстоятельств.
Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. В соответствии с пунктом 18.1 названного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Таким образом, малозначительность может иметь место только в исключительных случаях, устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Критериями для определения малозначительности правонарушения являются объект противоправного посягательства, степень выраженности признаков объективной стороны правонарушения, характер совершенных действий и другие обстоятельства, характеризующие противоправность деяния. Также необходимо учитывать отсутствие существенной угрозы или существенного нарушения охраняемых правоотношений.
По смыслу части 3 статьи 16.12 КоАП РФ данное правонарушение в качестве объекта своего посягательства имеет общественные отношения, складывающиеся при осуществлении таможенного контроля, а именно при исполнении законных требований таможенных органов о представлении в установленный срок необходимых документов и сведений. Состав рассматриваемого административного правонарушения является формальным, следовательно, наличие (отсутствие) существенной угрозы охраняемым общественным отношениям может быть оценено судом только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности. В частности, существенная степень угрозы охраняемым общественным отношениям имеет место в случае пренебрежительного отношения лица к установленным правовым требованиям и предписаниям (публичным правовым обязанностям).
В рассматриваемом споре таможенным органом осуществлялась проверка соблюдения декларантом - обществом ограничений по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами, что преследует цель своевременного выявления фактов несоблюдения условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей и принятия в таких случаях мер по их взысканию. Следовательно, выявление в результате таможенной проверки факта несоблюдения условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей указывало бы на наличие событий иных административных правонарушений (незаконные пользование или распоряжение условно выпущенными товарами (статья 16.20 КоАП РФ), нарушение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза (статья 16.22 КоАП РФ).
Изложенное подтверждает вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что в данном случае установлено пренебрежительное отношение общества к исполнению соответствующих публично-правовых обязанностей. При таких обстоятельствах, освобождение от административной ответственности будет способствовать совершению лицом новых аналогичных правонарушений. В этом случае лицо будет исходить из незначительности и необязательности исполнения возложенной на него публично-правовой обязанности, что способно причинить реальный вред охраняемым общественным отношениям.
Заявленные обществом в апелляционной жалобе доводы о совершении правонарушения впервые, вынужденном нарушении срока (малая численность штата общества, загруженность сотрудников, ведение учета другим лицом), его самостоятельном устранении, добросовестности общества при исполнении требований таможенных органов и незначительности периода просрочки (8 дней) не принимаются судом во внимание, так как данные обстоятельства не исключают существенность допущенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что такие обстоятельства как совершение правонарушения впервые и добросовестность заявителя сами по себе не связаны с основанием для применения малозначительности и о ней не свидетельствуют. Ссылки общества на стечение обстоятельств, способствующих совершению правонарушения, также не учитываются судом, поскольку общество, самостоятельно осуществляя предпринимательскую деятельность, несет риск наступления неблагоприятных последствий, наступивших вследствие выбранного им способа и порядка ее ведения. Незначительность просрочки и самостоятельное устранение нарушения свидетельствуют о характере допущенного нарушения, по мнению суда апелляционной инстанции, в рассматриваемом случае не свидетельствуют об исключительности условий совершенного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции также отклоняет доводы общества о несоразмерности санкции допущенному нарушению, поскольку, как следует из материалов, допущенное обществом нарушение выразилось в полном невыполнении требования таможенного органа, ни один из запрошенных документов не был представлен в установленный срок. В свою очередь размер санкций установлен законодателем, привлечение к ответственности осуществляется на основании принципа законности, что исключает возможность произвольного изменения меры административного наказания, ее размера.
При изложенных обстоятельствах, отсутствуют основания для признания допущенного заявителем административного правонарушения малозначительным.
Таким образом, административный орган правомерно привлек ООО "РУСАЛ Сервис Рент" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 16.12 КоАП РФ, в виде взыскания штрафа в размере 100 000 рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Следовательно, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления является законным и обоснованным, в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежит.
В силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, части 5 статьи 30.2 КоАП РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. Значит, государственная пошлина в настоящем деле уплате не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 13 марта 2013 года по делу N А33-476/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение (определение) только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Л.А. Дунаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-476/2013
Истец: ООО РУСАЛ Сервис Рент
Ответчик: Кемеровская таможня СТУ ФТС РФ