г. Владивосток |
|
20 июня 2013 г. |
Дело N А24-456/2013 |
Резолютивная часть постановления оглашена 20 июня 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 июня 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей С.В. Гуцалюк, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сиберия",
апелляционное производство N 05АП-5751/2013
на решение от 19.04.2013
судьи Е.В. Вертопраховой
по делу N А24-456/2013 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сиберия" (ИНН 4105040181, ОГРН 1114177003544, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 18.10.2011) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому (ИНН 4101035889, ОГРН 1044100663507, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 21.12.2004) о признании незаконным решения от 04.02.2013 об отказе в государственной регистрации юридического лица.
при участии:
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому: Золотавина Н.С.. представитель по доверенности от 09.01.2013 N 04-39/00004; служебное удостоверение УР N 655161;
из вызванных в судебное заседание не явились:
ООО "Сиберия", о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Сиберия" (далее - ООО "Сиберия", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петропавловску-Камчатскому (далее -налоговый орган, инспекция, регистрирующий орган) от 04.02.2013 "Об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов"; об обязании налогового органа осуществить внесение записи в ЕГРЮЛ о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица - заявителя; о выдаче свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ и выписки из ЕГРЮЛ
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 19.04.2013 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Камчатского края от 19.04.2013 отменить. В обоснование жалобы заявитель указывает, что судом первой инстанции не дана правовая оценка доводам заявителя о том, что определением Арбитражного суда Камчатского края от 29.01.2013 по делу N А24-97/2013 об обеспечении иска не определено лицо, на которое возлагается обязанность по приостановке утверждения промежуточного ликвидационного баланса ООО "Сиберия" и ликвидационного баланса ООО "Сиберия". При этом в соответствии с частью 2 статьи 63 ГК РФ промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица, в связи с чем, вынесенное определение не распространяется на регистрирующий орган и не запрещает ей вносить в государственный реестр записи о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Кроме того, промежуточный ликвидационный баланс утвержден внеочередным общим собранием участников ООО "Сиберия" 28.01.2013 и в тот же день представлен в налоговый орган, при этом определение об обеспечении иска вынесено только 29.01.2013. Таким образом, данное определение не имеет обратной силы и не может являться основанием для отказа в государственной регистрации.
В канцелярию Пятого арбитражного апелляционного суда от налогового органа поступил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
В судебном заседании представитель инспекции по доводам апелляционной жалобы возразила, обжалуемое решение считает законным и обоснованным, просила оставить его без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Общество, извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечило. Руководствуясь частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие его представителя.
Исследовав и оценив материалы дела, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение не подлежит отмене или изменению в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, ООО "Сиберия" 31.10.2012 и 01.11.2012, принявшее решение о ликвидации юридического лица и о назначении ликвидационной комиссии ООО "Сиберия", председателя ликвидационной комиссии, о чем 12.11.2012 инспекцией внесены записи в ЕГРЮЛ - государственный регистрационный номер 2124101112860, и государственный регистрационный номер 2124101112881, и заявителю выданы соответствующие свидетельства, опубликовавшее уведомление о своей ликвидации в ноябре 2012 года, 28.01.2013 представило в регистрирующий орган промежуточный ликвидационный баланс ООО "Сиберия", утвержденный участниками общества на внеочередном общем собрании в этот же день, и Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса по форме N Р 15003 для внесения в ЕГРЮЛ записи о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
04 февраля 2013 года регистрирующим органом вынесено решение "об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов", со ссылкой на подпункт а) пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ, и с указанием в основании для отказа на отсутствие промежуточного ликвидационного баланса (на основании определения об обеспечении иска Арбитражного суда Камчатского края от 29.01.2013 N А24-97/2013 приостановлено утверждение промежуточного и ликвидационного баланса).
Не согласившись с вышеуказанным решением налогового органа об отказе в государственной регистрации юридического лица, заявитель оспорил его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал. Судом сделан вывод о том, что поступивший от общества документ, поименованный как "промежуточный ликвидационный баланс на 28 января 2013" правильно расценен налоговым органом, как не представленный для государственной регистрации, при наличии вышеуказанного определения об обеспечении иска, которым приостановлено утверждение промежуточного ликвидационного баланса ООО "Сиберия" и ликвидационного баланса ООО "Сиберия".
Исследовав представленные в дело доказательства и оценив их по правилам статьи 71 АПК РФ, апелляционная коллегия поддерживает данный вывод суда первой инстанции и отклоняет доводы апелляционной жалобы в силу следующего.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - ФЗ N 129).
В соответствии со статьей 1 ФЗ N 129 государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 4 указанного закона в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие, соответственно, сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.
Перечень сведений и документов о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц установлен статьей 5 ФЗ N 129.
Выполняя функцию информационного ресурса, и исходя из назначения государственной регистрации как публичного акта органа государственной власти, государственный реестр должен содержать достоверные сведения.
Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации (пункт 4 статьи 5 ФЗ N 129).
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 1 статьи 21 ФЗ N 129 для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс.
В статье 23 ФЗ N 129 перечислены случаи, при которых допускается отказ в государственной регистрации, в том числе такой отказ допускается в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.
По смыслу положений части 2 статьи 63 ГК РФ, промежуточный ликвидационный баланс должен содержать информацию о предъявленных кредиторами требованиях.
Основанием для принятия 04.02.2013 решения регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации юридического лица, послужило отсутствие среди представленных для регистрации документов промежуточного ликвидационного баланса.
Из пояснений инспекции следует, что утверждённый на внеочередном общем собрании участников общества и предоставленный в налоговый орган 28.01.2013 промежуточный ликвидационный баланс был сочтен недостоверным, поскольку инспекция располагала сведениями о наличии имеющегося судебного акта, а именно - вступившего в законную силу определения Арбитражного суда Камчатского края от 29.01.2013 по делу N А24-97/2013 об обеспечении иска, которым приостановлено утверждение промежуточного ликвидационного баланса ООО "Сиберия" и ликвидационного баланса ООО "Сиберия" (далее - определение о принятии обеспечительных мер). Данное определение оставлено без изменения постановлениями Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2013 и Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18.06.2013.
Указанным определением, а также другими представленными в материалы дела документами, подтверждается наличие спора об установлении задолженности ООО "Сиберия" перед ОАО "Россельхозбанк", наличие требований кредитора ОАО "Россельхозбанк" к ликвидируемому обществу, в то время как в нарушение требований статьи 63 ГК РФ в промежуточном ликвидационном балансе общества указанные обстоятельства не отражены.
На основании вышеизложенного, является верным вывод суда первой инстанции о правомерности действий налогового органа, расценившего поступивший 28.01.2013 от общества документ, поименованный как "промежуточный ликвидационный бухгалтерский баланс на 28 января 2013", как не представленный среди документов для государственной регистрации, при наличии имеющегося определения Арбитражного суда Камчатского края от 29.01.2013 по делу N А24-97/2013 об обеспечении иска.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы коллегией отклоняются, поскольку основанием для отказа в государственной регистрации явился не запрет на осуществление регистрационных действий, а наличие у регистрирующего органа свидетельств о недостоверности информации, содержащейся в промежуточном ликвидационном балансе.
При этом само по себе определение о принятии обеспечительных мер, апелляционная коллегия расценивает только как доказательство наличия спора о взыскании с ликвидируемого общества задолженности, что свидетельствует о недостоверности изложенных в промежуточном ликвидационном балансе сведений об отсутствии задолженности.
При таких обстоятельствах не имеет правого значения для разрешения настоящего спора тот факт, что определение о принятии обеспечительных мер вынесено после утверждения промежуточного ликвидационного баланса общим собранием участников ООО "Сиберия" и получения его инспекцией в составе документов, поданных на регистрацию. Отсутствие в обжалуемом судебном акте правовой оценки данных обстоятельств не повлекло принятие необоснованного решения.
Сама по себе подача в регистрирующий орган документов, перечисленных в пункте 1 статьи 21 ФЗ N 129, не является основанием для государственной регистрации, если сведения, содержащиеся в этих документах недостоверны, а ликвидация проведена с нарушением закона и прав кредиторов.
Достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.
Суд апелляционной инстанции считает, что поскольку представленный обществом в налоговый орган ликвидационный баланс содержит недостоверные сведения, этот баланс обоснованно расценен регистрирующим органом как непредставленный.
Данный вывод соответствует правовой позиции Высшего арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 22 августа 2011 г. N ВАС-7075/11.
В силу вышеизложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что, рассматривая настоящий спор, суд первой инстанции полно и всестороннее исследовал все существенные обстоятельства дела и дал им надлежащую оценку, правильно применил нормы материального и процессуального права.
Основания для отмены судебного акта не установлены, а доводы заявителя апелляционной жалобы не нашли своего объективного подтверждения.
В соответствии с подпунктами 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового Кодекса Российской Федерации и пунктом 15 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового Кодекса Российской Федерации", при подаче апелляционной жалобы на решение суда по делу о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается в размере 1 000 рублей для юридических лиц, в связи с чем излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату заявителю на основании пункта 1 части 1 статьи 333.40 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 19.04.2013 по делу N А24-456/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Сиберия" из федерального бюджета 1 000 (одну тысячу) рублей государственной пошлины, уплаченной за подачу апелляционной жалобы по чек-ордеру Камчатского отделения N 8556 филиал N 121 N 76 от 11.05.2013.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
С.В. Гуцалюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-456/2013
Истец: ООО "Сиберия"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому