г. Чита |
|
21 июня 2013 г. |
Дело N А19-1451/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.06.2013.
Полный текст постановления изготовлен 21.06.2013.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скажутиной Е.Н.,
судей Клочковой Н.В., Юдина С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Петелиной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления агентства лесного хозяйства Иркутской области по Нижнеудинскому лесничеству на решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 марта 2013 года по делу N А19-1451/2013 по иску Заместителя прокурора Иркутской области (ОГРН 1033801014532; ИНН 3808014899 664011, г. Иркутск, ул. Володарского, 5) в интересах Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (ОГРН 1103850013772 ИНН 3808214087 г. Иркутск, ул. Российская, 17) к территориальному управлению агентства лесного хозяйства Иркутской области по Нижнеудинскому лесничеству (ОГРН 1083816000036; ИНН 3813003155 665102, Иркутская область, г. Нижнеудинск, ул. Шнеерсон Розы, 4), Областному государственному автономному учреждению "Алзамайский лесхоз" (ОГРН 1023801894258; ИНН 3835060446 665160, Иркутская область, г. Алзамай, ул. Партизанская, 2) о признании договора недействительным,
(суд первой инстанции: Капустенская Е.Ф.),
при участии в судебном заседании:
от истца: Решетникова Т.Д., по поручению от 10.06.2013,
от ответчиков: представители не явились, извещены,
установил:
Прокуратура Иркутской области обратилась в интересах Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области с иском к ОГАУ "Алзамайский лесхоз", Территориальному управлению агентства лесного хозяйства Иркутской области по Нижнееудинскому лесничеству о признании недействительным договора на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины на территории Нижнеудинского лесничества от 11.01.2012 N 02.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 29 марта 2013 года исковые требования удовлетворены, договор на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины на территории Нижнеудинского лесничества от 11.01.2011 N 02, заключенный между Областным государственным автономным учреждением "Алзамайский лесхоз" и Территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Нижнеудинскому лесничеству признан недействительным. С Областного государственного автономного учреждения "Алзамайский лесхоз" в доход федерального бюджета взыскано 2 000 руб. 00 коп. государственной пошлины.
С принятым судебным актом не согласен ответчик - Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Нижнеудинскому лесничеству, обратился с апелляционной жалобой. Полагает, что данное решение суда незаконно и подлежит отмене. Указывает на то, что ни Лесным кодексом Российской Федерации, ни приказом Минэкономразвития РФ от 05.07.2010 года N 270 "Об особенностях размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров" не установлено требование, согласно которому размещение заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов должно осуществляться только путем проведения торгов в форме конкурса либо аукциона. Считает, что заключение заказчиком государственного контракта (гражданско-правового договора) на общую сумму контракта до 100 тыс. руб., в соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 55 закона от 21.07.2005 года N 94-ФЗ является одним из способов размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Прокуратура Иркутской области представила письменный отзыв на апелляционную жалобу.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы представленного отзыва.
Представители иных лиц, участвующих в деле, судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 11 января 2012 года между Областным государственным автономным учреждением "Алзамайский лесхоз" (исполнитель) и Территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Нижнеудинскому лесничеству (заказчик) подписан договор на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины на территории Нижнеудинского лесничества N 02, в соответствии с условиями которого, заказчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по охране, защите, воспроизводству лесов на территории Нижнеудинского лесничества, а заказчик принимает и оплачивает указанные работы в соответствии с разделом 3 договора.
Разделом 8 оспариваемого договора установлено право исполнителя при исполнении обязательств по указанному договору осуществлять заготовку древесины с предельным объемом заготовки 29 758 куб.м.
Разделом 9 договора N 02 от 11.01.2012 г. определены размер и порядок оплаты за заготовленную древесину, которая в общей сумме составляет 4 947, 50 рублей.
Согласно пункту 8.6. договора, оплаченная древесина является собственностью исполнителя.
Заявляя требования о признании данного договора недействительным истец указал, что оспариваемый договор заключен без проведения торгов, тогда как их проведение является обязательным в соответствии со статьёй 19 Лесного кодекса РФ и Особенностями размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров, утвержденными Приказом Министерства экономического развития РФ N 270 от 05.07.2010 г.
Суд первой инстанции, исходя из того, что договор от 11.01.2012 не соответствует требованиям части 2 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и положениям Приказа Минэкономразвития России от 05.07.2010 N 270, удовлетворил иск.
Апелляционный суд полагает, что основания для переоценки выводов суда первой инстанции отсутствуют. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам дела, нормам материального права, ссылка на которые в судебном акте имеется. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены решения, судом не допущено.
Частью 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.
Согласно частям 2, 3 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).
При размещении заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины. В этих целях заключается договор, в котором содержатся элементы государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и договора купли-продажи лесных насаждений.
В соответствии с частью 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации особенности размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства регионального развития от 05.07.2010 N 270 утверждены особенности размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров (далее - Приказ N 270), которыми предусмотрено, что размещение заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно с продажей лесных насаждений для заготовки древесины должно осуществляться органами государственной власти, органами местного самоуправления (далее - заказчики) на весь комплекс работ по охране, защите и воспроизводству лесов в пределах лесничества (лесопарка) или лесного участка (за исключением авиационных работ по охране и защите лесов, работ по тушению пожаров).
Согласно пункту 2 приказа N 270 в извещении о проведении конкурса или аукциона, а также в конкурсной документации или документации об аукционе указывается предельный объем заготовки древесины при выполнении указанных работ.
Также в конкурсной документации или документации об аукционе, помимо условий государственного или муниципального контракта, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" должны быть указаны положения, определяющие:
а) местоположение лесных насаждений (лесничество, лесопарк, лесной квартал, лесотаксационный выдел), где планируется вырубка лесных насаждений;
б) стоимость (цена) подлежащих выполнению работ по охране, защите и воспроизводству лесов, установленная по результатам проведенного конкурса или аукциона, а также плата за заготовку древесины, размер которой определяется в соответствии со статьей 76 Лесного кодекса Российской Федерации на основании предельного объема заготовки древесины и ставок платы за заготовленную древесину.
Судом при системном толковании содержания части 2 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации, Особенностей размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров, правомерно указано на то, что заготовка древесины неразрывно связана с выполнением работ по охране, защите, воспроизводству лесов, входит в состав данных работ, сведения об условиях продажи лесных насаждений для заготовки древесины включаются в извещение о проведении конкурса или аукциона, а также в конкурсную документацию или документацию об аукционе. Само по себе требование о включении в извещение о проведении конкурса или аукциона, а также в конкурсную документацию или документацию об аукционе сведений о размере платы за заготовку древесины, означает что такая плата должна учитываться при определении характеристик проводимого конкурса.
Следовательно, Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Нижнеудинскому лесничеству в спорном случае заключило договор в одностороннем порядке и без проведения торгов стоимость работ по охране, защите, воспроизводству лесов без учета стоимости лесных насаждений, подлежащих продаже в ходе выполнения указанных работ, тем самым, нарушило требования части 2 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации и Особенностей размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров, а также требования статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 7. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
При толковании условий указанных правовых норм следует принимать во внимание требования части 1 статьи 77 Лесного кодекса Российской Федерации, поскольку иное толкование фактически допускает без проведения торгов одновременное заключение договора на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и договора купли-продажи лесных насаждений, что противоречит статьям 77, 19 Лесного кодекса РФ.
Кроме того, Приказ Минэкономразвития РФ от 05.07.2010 г. N 270, устанавливающий особенности размещения заказа на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов и заключения договоров, предусмотренных статьей 19 ЛК РФ, и являющийся специальным нормативным правовым актом, регулирующим спорные правоотношения, по отношению к нормам Федерального закона N 94-ФЗ, также не предусматривает возможности заключения соответствующих договоров без соблюдения публичных процедур.
Из анализа приведенных норм в их совокупности и системной взаимосвязи следует, что контракт на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов с элементами купли-продажи лесных насаждений может быть заключен только по результатам торгов в виде конкурса либо аукциона.
Пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.
Таким образом, правомерным является вывод суда первой инстанции о том, что договор от 11.01.2012 N 02 на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины на территории Нижнеудинского лесничества, заключенный в отсутствие публичных процедур установленных законом не соответствует требованиям статьи 19 Лесного кодекса РФ, Федеральному закону N 94-ФЗ, Приказу Минэкономразвития РФ от 05.07.2010 г. N 270; в связи с чем, является недействительной (ничтожной) сделкой, не порождающей правовых последствий для сторон с момента её заключения согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В этой связи суд правомерно удовлетворил исковые требования.
При изложенных обстоятельствах апелляционная инстанция приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 марта 2013 года по делу N А19-1451/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий |
Е.Н.Скажутина |
Судьи |
Н.В.Клочкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-1451/2013
Истец: Прокуратура Иркутской области, Территориальное агенство Федерального агенства по управлению имуществом РФ по Иркутской области
Ответчик: Областное государственное автономное учреждение "Алзамайский лесхоз", Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Нижнеудинскому лесничеству