г. Хабаровск |
|
21 июня 2013 г. |
Дело N А04-886/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июня 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дроздовой В.Г.
судей Тихоненко А.А., Шевц А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Усановой Т.В.
при участии в заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "Городские коммунальные системы", ОГРН 1052800313345: не явились;
от Амурской области в лице министерства финансов Амурской области, ОГРН 1072801008928: Дюмина Т.В., представитель по доверенности от 17.06.2013 N 13-08/107; Ханенко Ю.Н., представитель по доверенности от 01.08.2012 N 13-08/176;
от Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области: не явились;
от министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области: не явились;
от Общества с ограниченной ответственностью "Зейские тепловые сети": не явились,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Амурской области в лице министерства финансов Амурской области на решение от 11.04.2013 по делу N А04-886/2013 Арбитражного суда Амурской области принятое судьей Лисовской Г.В.
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Городские коммунальные системы"
к Амурской области в лице министерства финансов Амурской области
о взыскании 3 004 465 руб. 69 коп.
третьи лица: Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области, министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, Общество с ограниченной ответственностью "Зейские тепловые сети"
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Амурской области обратилось Общество с ограниченной ответственностью "Городские коммунальные системы" (далее - истец, ООО "ГКС", общество; Амурская область, г. Зея) с иском к Амурской области в лице министерства финансов Амурской области (далее - ответчик, Министерство, Минфин АО; г. Благовещенск) о взыскании убытков в виде выпадающих доходов, возникших за период с 01.07.2012 по 31.12.2012 в связи с установлением предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, в размере 3 004 465 руб. 69 коп.
Определением от 14.02.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области, министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, Общество с ограниченной ответственностью "Зейские тепловые сети" (далее - ООО "Зейские тепловые сети").
Решением от 11.04.2013 иск удовлетворен.
Минфин АО обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в удовлетворении иска отказать. В обоснование жалобы ссылается на то, что в соответствии с Законом Амурской области от 12.12.2011 N 586-ОЗ "Об областном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов" для предоставления субсидий юридическим лицам на возмещение затрат (недополученных доходов), возникающих в связи с ограничением размера платы граждан за коммунальные услуги предельным индексом, министерству жилищно-коммунального хозяйства Амурской области для указанных целей распределены 458 064,3 тыс. руб., фактическое финансирование произведено в соответствии с запланированным на 2012 год распределением, денежные средства, предусмотренные в бюджете Амурской области на компенсацию расходов, связанных с государственным регулированием тарифов на отпускаемую населению тепловую энергию, были перечислены истцу в полном объеме, поэтому считает, что ответчик выполнил свои обязательства; полагает, что Российская Федерация, ограничив Федеральным законом "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" рост размера платы граждан за коммунальные услуги, не указав источник возмещения выпадающих доходов предприятий жилищно-коммунального хозяйства, приняла на себя обязанность полного возмещения указанным предприятиям расходов, связанных с ограничением такого роста; указывает, что тарифы для населения не были в установленном порядке оспорены или признаны недействующими, истец применял названные тарифы в течение 2012 года, а с иском обратился в арбитражный суд только в 2013 году, чем содействовал увеличению размера убытков; по мнению ответчика, истец не доказал наличие в совокупности всех условий для возмещения выпадающих доходов. В дополнениях к апелляционной жалобе ответчик указывает, что истец является управляющей компанией и исполнителем коммунальных услуг по отношению к населению, проживающему в обслуживаемых им домах, в связи с чем указывает, что истец должен был применять в расчетах тарифы, установленные для населения.
ООО "ГКС" представлен отзыв на апелляционную жалобу с возражениями.
Определением от 28.05.2013 удовлетворено ходатайство Министерства об участии в судебном заседании посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Амурской области.
В судебном заседании представитель Минфина АО настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, извещались о времени и месте судебного разбирательства, но своих представителей в суд апелляционной инстанции не направили.
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с учетом разъяснений, приведенных в пункте 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей истца и третьих лиц.
Заслушав представителя ответчика, исследовав приобщенные к материалам дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы с дополнениями, отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
По материалам дела установлено, что приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 21.12.2011 N 244-пр/т для ООО "Зейские тепловые сети" установлен тариф на тепловую энергию в горячей воде в размере: потребители - 1 017,05 руб./Гкал. (без НДС), население - 1 200,12 руб./Гкал. (без НДС).
В приложении N 1 к постановлению главы города Зея от 26.12.2007 N 1391 установлен следующий норматив потребления услуг по теплоснабжению: для домов постройки до 1999 года: одноэтажные жилые и многоквартирные жилые дома по 1 группе - 0,03721Гкал/1 м2; двухэтажные жилые и многоквартирные жилые дома: группа 3 - 0,04717 Гкал/1м2, группа 4 - 0,03806 Гкал/1 м2; трехэтажные жилые и многоквартирные жилые дома: группа 5 - 0,04071 Гкал/1 м2, группа 7 - 0,02204 Гкал/1 м2; четырех, пяти, шестиэтажные многоквартирные жилые дома: группа 8 - 0,03135 Гкал/1 м2, группа 9 - 0,02620 Гкал/1 м2, группа 10 - 0,02581 Гкал/1 м2.
ООО "ГКС" осуществляло поставку тепловой энергии населению города Зеи Амурской области на основании договора от 01.01.2012 N 976, заключенного с ООО "Зейские тепловые сети".
В соответствии с пунктом 2.1.1 данного договора в период с 01.01.2012 по 31.12.2012 тепловая энергия в горячей воде поставляется в количестве 80 335,3 Гкал в год, 265 698,83 куб.м. воды в год.
Поскольку тарифы были изменены, 01.09.2012 между ООО "Зейские тепловые сети" и ООО "ГКС" заключен договор на поставку тепловой энергии N 994.
Пунктом 2.1.1 этого договора в период с 01.09.2012 года по 31.12.2012 тепловая энергия в горячей воде поставляется в количестве 26 778,4 Гкал в год, 61 566 куб.м. воды в год.
Приказом от 24.10.2011 Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области N 173-пр установлен предельный индекс максимального изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на территории Амурской области на 2012 год в размере 112 %.
ООО "Городские коммунальные системы" начислена плата по лицевым счетам населения за отопление исходя из нормативов потребления, занимаемой площади и с учетом предельного индекса изменения размера платы граждан в 2012 году, не превышающего 112%.
Согласно расчету Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области у ООО "ГКС" в спорном периоде возникли выпадающие доходы, связанные с существующей разницей между экономически обоснованным тарифом и ограничением размера платы за коммунальные услуги для граждан в размере 3 004 465 руб. 69 коп.
Постановлением Правительства Амурской области от 23.04.2012 N 215 утвержден Порядок предоставления субсидий юридическим лицам на возмещение затрат (недополученных доходов), возникающих в связи с ограничением размера платы граждан за коммунальные услуги предельным индексом (далее - Порядок N 215).
Пунктом 2 Порядка N 215 установлено, что субсидии предоставляются в целях возмещения затрат (недополученных доходов), возникающих при оказании коммунальных услуг населению в период с 1 января до 1 декабря текущего года, в связи с ограничением органами местного самоуправления размера платы граждан за коммунальные услуги предельным индексом.
Субсидии предоставляются юридическим лицам (далее - получатели), в том числе, ресурсоснабжающим организациям, осуществляющим предоставление коммунальных услуг на основании договора с потребителем, при условии, что данные ресурсоснабжающие организации предоставляют коммунальные услуги в муниципальном образовании, которому ранее не предоставлялась финансовая поддержка за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (за исключением расположенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), а также ресурсоснабжающим организациям, осуществляющим продажу коммунальных ресурсов (предоставление коммунальных услуг) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на основании договора с потребителем (исполнителем).
Пунктом 4 данного порядка определено, что субсидии предоставляются при следующих условиях:
- оказания коммунальных услуг населению (отопление, электроснабжение, водоснабжение, водоотведение);
- отсутствия проведения в отношении юридических лиц процедуры банкротства в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" или процедуры ликвидации;
- ежеквартального подтверждения выпадающих доходов в размере, установленном на дату принятия решения о предоставлении субсидии.
Пунктом 5 порядка предусмотрен перечень документов, при представлении которых министерство жилищно-коммунального хозяйства принимает решение о предоставлении субсидии получателям.
Согласно пункту 6 Порядка N 215 министерство жилищно-коммунального хозяйства области в течение 20 рабочих дней с момента поступления документов, указанных в пункте 5 данного Порядка, рассматривает их, для чего министерство жилищно-коммунального хозяйства области приказом создает комиссию из своего состава (8 чел.) и выносит решение (в форме протокола, который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии) о предоставлении субсидии или об отказе в предоставлении субсидии.
Основанием для отказа в предоставлении субсидии является несоблюдение требований пунктов 3, 4 Порядка N 215.
27.12.2012 ООО "ГКС" обратилось в министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области с заявлением о предоставлении субсидий на возмещение выпадающих доходов за период с 01.07.2012 по 31.12.2012.
29.12.2012 письмом N 01-17-4186/2962;2963 министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области сообщило обществу об отказе в предоставлении субсидии на возмещение недополученных доходов в соответствии с пунктом 10 Порядка N 215, согласно которому субсидия на счета получателей перечисляется в пределах бюджетных ассигнований, сославшись на то, что доведенные до министерства лимиты бюджетных ассигнований 2012 финансового года распределены и дополнительные лимиты на предоставление субсидии не выделены.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец обратился в арбитражный суд.
Разрешая спор, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" деятельность по производству и передаче тепловой энергии является регулируемым видом деятельности в части вопроса о цене услуг по производству и передаче тепловой энергии.
Согласно статье 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ) Правительство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляет, в том числе следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок:
- утверждает основы ценообразования и правила регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, включая установление предельных индексов и порядок расчета индексов фактического изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса;
- принимает решение об установлении федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением (далее - федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок), предельных индексов в среднем по субъектам Российской Федерации, а также определяет сроки установления и действия предельных индексов;
В соответствии с частью 3 статьи 4 Закона N 210-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации, устанавливают предельные индексы в среднем по муниципальным образованиям. Указанные предельные индексы и тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, устанавливаемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, должны соответствовать предельным индексам, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок, в случае их установления. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе установить только индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Пунктом 4 части 4 статьи 4 Закона N 210-ФЗ предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (далее - органы регулирования субъектов Российской Федерации, а также органы регулирования), в частности, устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации, в случае его установления, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
Согласно части 7 статьи 4 Закона N 210-ФЗ органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта Российской Федерации отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, расположенных на территории муниципального образования.
Частью 5 статьи 5 Закона N 210-ФЗ установлено, что в случае изменения предельных индексов в среднем по муниципальным образованиям органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов и надбавок в соответствии с предельными индексами, установленными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок, органы регулирования муниципальных образований приводят установленные ими тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствие с предельными индексами в среднем по муниципальным образованиям в срок не позднее одного календарного месяца со дня вступления в силу актов об изменении установленных предельных индексов в среднем по муниципальным образованиям.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что поскольку тарифы были установлены в рамках предельных индексов, определенных Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.10.2011 N 242-э/7, то у ООО "ГКС" не имелось оснований для оспаривания установленных обществу в определенном законом порядке тарифов па тепловую энергию, расчеты с потребителями истец на основании статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязан производить исходя из установленных тарифов, разница в которых составляет сумму причиненных убытков.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Статьей 16 ГК РФ установлено, что убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии со статьей 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
По правилам статей 16, 1069 ГК РФ основанием возмещения вреда государственными органами является установленный факт их незаконных действий (бездействий), издание незаконного акта.
Согласно пункту 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.05.2011 N 145 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами" обстоятельство, что ненормативный правовой акт не был признан в судебном порядке недействительным, а решение или действия (бездействие) государственного органа - незаконными, само по себе не является основанием для отказа в иске о возмещении вреда, причиненного таким актом, решением или действиями (бездействием). В названном случае суд оценивает законность соответствующего ненормативного акта, решения или действий (бездействия) государственного или муниципального органа (должностного лица) при рассмотрении иска о возмещении вреда.
Судом первой инстанции дана оценка основанию отказа в возмещении выпадающих доходов, изложенному в письме министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области от 29.12.2012 N 01-17-4186/2962;2963, при этом суд пришел к выводу о незаконности отказа.
Постановлением Правительства Амурской области от 23.04.2012 N 215 не предусмотрены случаи отказа в предоставлении субсидии со ссылками на нормы федерального законодательства, оснований отказа ввиду несоблюдения требований пунктов 3, 4 Порядка N 215 не установлено.
ООО "ГКС" выполнены все предусмотренные нормативным актом Амурской области требования, в связи с чем истец не мог быть лишен права на получение субсидии.
Поскольку из материалов дела видно, что Амурской областью не обеспечено возмещение экономически обоснованных затрат ООО "ГКС", предоставляющему населению соответствующие услуги, тем самым ответчиком не исполнена установленная законом обязанность по финансированию межтарифной разницы, у истца возникли убытки. В этой связи доводы Министерства о то, что у истца не могут возникнуть выпадающие доходы, отклонены как несостоятельные.
При таких обстоятельствах материалами дела подтверждено виновное бездействие Амурской области, повлекшее убытки общества в виде межтарифной разницы.
Размер выпадающих доходов подтвержден расчетом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области, конкретные возражения относительно этого расчета в апелляционной жалобе не приведены.
Согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в пункте 17 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", если действие закона, предоставляющего льготы, не было приостановлено полностью или частично законом о бюджете на очередной год и требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете. При удовлетворении соответствующего требования в резолютивной части решения суда должно быть указано на взыскание денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.
Дав оценку приобщенным к материалам дела доказательствам в совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ, суд правомерно удовлетворил иск за счет казны Амурской области.
Ссылки ответчика на то, что Амурская область в лице министерства финансов Амурской области является ненадлежащим ответчиком, подлежат отклонению, с учетом установленных выше обстоятельств дела. Российская Федерация в 2012 году не устанавливала конкретных предельных индексов для Амурской области.
По приведенным основаниям доводы апелляционной жалобы отклонены.
Нарушение судом норм материального или процессуального права суд апелляционной инстанции не установил.
От уплаты государственной пошлины заявитель жалобы освобожден на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Амурской области от 11 апреля 2013 года по делу N А04-886/2013 оставить без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
В.Г. Дроздова |
Судьи |
А.А. Тихоненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-886/2013
Истец: ООО "Городские коммунальные системы"
Ответчик: Амурская область в лице Министерства финансов Амурской области
Третье лицо: Министерство Жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, Министерство ЖКХ Амурской области, ООО "Зейские тепловые сети", Управление государсвенного регулирования цен и тарифов Амурской области, представитель истца Тучик А. А.
Хронология рассмотрения дела:
12.05.2014 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-2049/14
24.10.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14294/13
25.09.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14294/13
30.08.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3583/13
21.06.2013 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-2807/13
11.04.2013 Решение Арбитражного суда Амурской области N А04-886/13