г. Самара |
|
21 июня 2013 г. |
Дело N А72-11345/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 21 июня 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С.,
судей Поповой Е.Г., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Санниковой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19.06.2013 в помещении суда апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Барышский район" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 06.02.2013 по делу N А72-11345/2012 (судья Семенова М.А.), принятое по заявлениям Администрации муниципального образования "Барышский район" (ИНН 7304002563, ОГРН 1027300517089), г.Барыш Ульяновской области, и Администрации муниципального образования "Барышское городское поселение" Барышского района Ульяновской области (ИНН 7306040451, ОГРН 1087306000814), г.Барыш Ульяновской области, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г.Ульяновск, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "БарышТеплоСервис" (ИНН 7306041279, ОГРН 1107306000120), г.Барыш Ульяновской области, Министерства энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области, г.Ульяновск, Управления финансов муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области, г.Барыш Ульяновской области,
об оспаривании решения,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования "Барышский район" (далее - администрация района) обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее - Ульяновское УФАС России, антимонопольный орган) от 19.10.2012 по делу N 8876/04-2012.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены общество с ограниченной ответственностью "БарышТеплоСервис" (далее - ООО "БарышТеплоСервис"), Министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области, Управление финансов муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области.
Суд первой инстанции объединил с данным делом дело N А72-11344/2012, возбужденное по аналогичному заявлению Администрации муниципального образования "Барышское городское поселение" (далее - администрация поселения).
Решением от 06.02.2013 по делу N А72-11345/2012 суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе администрация района просила отменить указанное судебное решение и вынести новый судебный акт. По мнению администрации района, обжалуемое судебное решение является незаконным и необоснованным.
Ульяновское УФАС России апелляционную жалобу отклонило по основаниям, приведенным в отзыве.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзыве, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, решением от 19.10.2012 по делу N 8876/04-2012 Ульяновское УФАС России признало действия администрации района и администрации поселения, выразившиеся в предоставлении ООО "БарышТеплоСервис" муниципальной преференции в виде субсидии в размере 60792,5 тыс. руб. в целях реализации Программы "Подготовка объектов жилищно-коммунального хозяйства МО "Барышское городское поселение" к отопительному сезону периоду 2011-2012 г.г." без предварительного согласования с антимонопольным органом, нарушением пункта 7 части 1 статьи 15, статей 19, 20 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
Указанным решением Ульяновское УФАС России также признало действия администрации поселения и ООО "БарышТеплоСервис", выразившиеся в заключении соглашения от 24.08.2011 (дополнительное соглашение от 29.11.2011) о предоставлении субсидии ООО "БарышТеплоСервис" и приведшие к ограничению доступа хозяйствующих субъектов на товарный рынок, нарушением части 4 статьи 16 Закона N 135-ФЗ.
Суд первой инстанции с учетом положений части 3 статьи 201 АПК РФ правомерно отказал администрациям в удовлетворении требований об оспаривании этого решения.
Законом Ульяновской области от 29.11.2010 N 190-ЗО "Об областном бюджете Ульяновской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2012 годов" (далее - Закон N 190-ЗО) распределены субсидии бюджетам поселений Ульяновской области на реализацию мероприятий областной целевой программы "Модернизация объектов теплоэнергетического комплекса Ульяновской области на 2009 - 2011 годы" (далее - Программа модернизации) на 2011 год, в том числе субсидии бюджету Барышского района в размере 60972,52751 тыс. руб.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Ульяновской области от 06.03.2009 N 82-П "Об утверждении Порядка предоставления и расходования субсидий, выделенных из областного бюджета Ульяновской области бюджетам муниципальных районов и городских округов Ульяновской области на финансирование в 2009 - 2011 годах областной целевой программы "Модернизация объектов теплоэнергетического комплекса Ульяновской области на 2009 - 2011 годы", утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 07.10.2008 N 22/421-П" главным распорядителем средств областного бюджета Ульяновской области, выделенных бюджетам муниципальных районов и городских округов Ульяновской области на финансирование в 2009 - 2011 годах мероприятий по модернизации тепловых источников является Министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области (далее - Министерство).
Между Министерством и администрацией района заключены соглашение от 18.05.2011 N 29 и дополнительное соглашение от 12.12.2011 N1 о предоставлении в 2011 году субсидии в сумме 60972527,51 руб. на реализацию мероприятий Программы модернизации
В соответствии с этими соглашениями Министерство по целевой статье 522 20 02 перечислило МО "Барышский район" субсидию в сумме 60972,5 тыс. руб. на реализацию мероприятий Программы модернизации.
На основании предписания Ульяновского УФАС России от 02.06.2011 N 41 администрация района 10.06.2011 разместила на сайте www.zakupki.gov.ru извещение об аннулировании аукциона в электронной форме N 0168300001311000090 на право заключить муниципальный контракт на выполнение проектных и монтажных работ по техническому перевооружению (модернизации) систем теплоснабжения г. Барыша.
В соответствии с соглашением от 18.05.2011 N 23 и дополнительным соглашением от 22.12.2011 N 1 Управление финансов МО "Барышский район" перечислило МО "Барышское городское поселение" субсидию, полученную из областного бюджета на 2011 год в сумме 60972,5 тыс. руб. на реализацию мероприятий Программы модернизации, и субсидию из бюджета МО "Барышский район" в сумме 500 тыс. руб. на реализацию целевой программы "Подготовка объектов жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования "Барышский район" к отопительному зимнему периоду 2011-2012 годов".
Постановлением администрации поселения от 01.09.2011 N 145 утвержден порядок выделения и расходования субсидий, выделенных из бюджета МО "Барышское городское поселение" на выполнение муниципальной целевой программы "Подготовка объектов жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования "Барышское городское поселение к отопительному зимнему периоду 2011-2012 гг.". Этим постановлением предусмотрено выделении субсидии ООО "БарышТеплоСервис".
На основании решения Совета депутатов МО "Барышское городское поселение" от 18.11.2010 N 36/171-1 "Об утверждении бюджета муниципального образования "Барышское городское поселение" на 2011 год" администрация поселения заключила с ООО "БарышТеплоСервис" соглашение от 24.08.2011 и дополнительное соглашение от 29.11.2011, которыми, в частности, предусмотрено перечисление ООО "БарышТеплоСервис" субсидии в размере 60972527,51 руб., полученной из областного бюджета на реализацию мероприятий Программы модернизации.
По соглашению от 24.08.2011 (с учетом дополнительного соглашения от 29.11.2011) администрация поселения перечислила на счет ООО "БарышТеплоСервис" субсидии, полученные: из областного бюджета на реализацию мероприятий Программы модернизации на 2011 год в сумме 60972,51 тыс. руб., из бюджета МО "Барышский район" на реализацию целевой программы "Подготовка объектов жилищно-коммунального хозяйства МО "Барышский район" к отопительному зимнему периоду 2011-2012 годов" в сумме 500 тыс. руб., из бюджета МО "Барышское городское поселение" на реализацию муниципальной целевой программы "Подготовка объектов жилищно-коммунального хозяйства МО "Барышское городское поселение" к отопительному зимнему периоду 2011-2012 гг." в сумме 486 тыс. руб.
Согласно части 1 статьи 19 Закона N 135-ФЗ государственные или муниципальные преференции предоставляются исключительно в целях, поименованных в данной норме, в том числе, в целях, определяемых другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (пункт 14).
В пункте 20 статьи 4 Закона N 135-ФЗ указано, что под государственными или муниципальными преференциями понимается предоставление органами местного самоуправления отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.
В силу пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
ООО "БарышТеплоСервис", являясь лишь арендатором муниципального имущества по договору аренды от 20.09.2010 N 286 с Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями МО "Барышский район", не было уполномочено осуществлять строительство объектов муниципальной собственности или какие-либо иные капитальные вложения в объекты теплоснабжения г. Барыша (реконструкцию и модернизацию мазутных котельных, строительство локальных котельных, реконструкцию и капитальный ремонт тепловых сетей).
Предоставление отдельному хозяйствующему субъекту преимущества, обеспечивающего более выгодные условия деятельности, в виде выплаты ему из бюджета денежных средств (субсидии) является преференцией.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 19 Закона N 135-ФЗ государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 этой статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если такая преференция предоставляется на основании федерального закона, правового акта Президента Российской Федерации, правового акта Правительства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджете, нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя.
Таким образом, не требуется предварительного письменного согласия антимонопольного органа при предоставлении муниципальной преференции на основании акта органа местного самоуправления о бюджете, содержащего или устанавливающего порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя.
Между тем решением Совета депутатов МО "Барышское городское поселение" от 18.11.2010 N 36/171-1 "Об утверждении бюджета муниципального образования "Барышское городское поселение" на 2011 год" не установлены порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретный получатель.
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовым актами местной администрации.
Поскольку ООО "БарышТеплоСервис" в соответствии с указанной нормой не является получателем субсидий из государственного или муниципального бюджета, то при предоставлении ему преференции необходимо было получить предварительное письменное согласие антимонопольного органа.
Администрация района не провела открытый аукцион на право заключить муниципальный контракт с соблюдением требований Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ), а перечислила субсидии для реализации мероприятий Программы модернизации и целевой программы "Подготовка объектов жилищно-коммунального хозяйства МО "Барышский район" к отопительному зимнему периоду 2011-2012 годов" в бюджет МО "Барышское городское поселение", что свидетельствует о намерении предоставить субсидию (финансовую помощь) конкретному хозяйствующему субъекту.
По общему правилу, установленному частью 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе (пункт 7), предоставлять государственные или муниципальные преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 "Предоставление государственных или муниципальных преференций" Закона N 135-ФЗ.
Из материалов дела также следует, что 24.06.2011 между ООО "БарышТеплоСервис" и ООО "Ульяновскоблгаз" был заключен договор на выполнение подрядных работ N 865-002-06/1, согласно которому заказчик поручает, а подрядчик принимает обязательства по выполнению проектных и строительно-монтажных работ стоимостью 75150000 руб. по техническому перевооружению (модернизации) систем теплоснабжения г. Барыша в целях подготовки к отопительному сезону.
На основании договора займа от 27.06.2012 ООО "РИЦ" платежным поручением от 29.06.2011 N 900 перечислило за ООО "БарышТеплоСервис" на счет ООО "Ульяновскоблгаз" денежные средства в размере 4500000 руб. за выполнение подрядных работ по указанному договору на выполнение подрядных работ. Платежным поручением от 08.09.2011 N 601 ООО "БарышТеплоСервис" перечислило на счет ООО "Ульяновскоблгаз" предоплату за выполнение проектных и строительно-монтажных работ.
04.07.2011 ООО "БарышТеплоСервис" заключило с ООО "Алтайэнергопроект" договор подряда N 04-11 на ремонт котлов ДКВр4-13ГМ. Окончательный расчет за ремонт котлов по этому договору ООО "БарышТеплоСервис" произвело 09.09.2011 платежным поручением N 606.
Следовательно, ООО "БарышТеплоСервис" оплатило работы по указанным договорам после перечисления 06.09.2011 субсидии в сумме 43700000 руб.
Акты выполненных работ на сумму 19859023 руб. составлены ООО "БарышТеплоСервис" в период с октября по декабрь 2012 года.
В соответствии с пунктом 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом о теплоснабжении.
Согласно части 2 статьи 3 Закона N 94-ФЗ под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.
По общему правилу, установленному частью 2 статьи 10 Закона N 94-ФЗ, размещение заказа осуществляется путем проведения торгов.
Организация теплоснабжения на территории МО "Барышское городское поселение" относится к муниципальным нуждам, в связи с чем финансирование затрат на соответствующие услуги для муниципальных нужд должно осуществляться на основании контракта, заключенного по результатам торгов.
Согласно пункту 4 статьи 16 Закона N 135-ФЗ запрещаются соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами либо осуществление ими согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что процедура организации выполнения ремонтных работ систем теплоснабжения г.Барыша для муниципальных нужд и привлечения ООО "БарышТеплоСервис" для выполнения этих работ иных хозяйствующих субъектов не соответствует Закону N 94-ФЗ, ограничивает конкуренцию на рынке таких работ и создает преимущественные условия для деятельности отдельному хозяйствующему субъекту.
Действия администрации поселения и ООО "БарышТеплоСервис" по заключению соглашения 24.08.2011 и дополнительного соглашения от 29.11.2011, послужившие основанием для предоставления субсидии ООО "БарышТеплоСервис" с нарушением требований Закона N 94-ФЗ, подпадают под действие пункта 4 статьи 16 Закона N 135-ФЗ.
Довод администрация района об отсутствии именно в ее действиях нарушений Закона N 135-ФЗ суд первой инстанции обоснованно отклонил, поскольку в силу статьи 2 Закона Ульяновской области от 13.07.2004 N 043-ЗО "О муниципальных образованиях Ульяновской области" МО "Барышский район" наделено статусом муниципального района с административным центром город Барыш; в данный муниципальный район входит Барышское городское поселение.
Поэтому администрация района должна обеспечивать соблюдение закона при расходовании полученной ею из областного бюджета субсидии муниципальными образованиями, входящими в муниципальный район.
Таким образом, обжалованное судебное решение является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно оценил их.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и поэтому не могут быть приняты во внимание.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 06 февраля 2013 года по делу N А72-11345/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-11345/2012
Истец: Администрация МО "Барышский район", Администрация МО "Барышское городское поселение", Администрация МО "Барышское городское посление", Администрация МО Барышский район Ульяновской области, МУ Администрация МО Барышское городское поселение Барышского района Ульяновской области
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы РФ по Ульяновской области
Третье лицо: Министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области, ООО "БарышТеплоСервис, Управление финансов МО "Барышский район"Ульяновской области, Управление финансов муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области