г. Пермь |
|
21 июня 2013 г. |
Дело N А60-52676/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 июня 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Грибиниченко О.Г.,
судей Осиповой С.П., Ясиковой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Калашниковой Е.С.,
от заявителя (индивидуальный предприниматель Чакмазян Артур Артемович) (ОГРНИП 304667436100225, ИНН 666400267501): Аракелян А.Р., представитель по доверенности от 14.01.2013, предъявлен паспорт;
от заинтересованного лица (Управление Федеральной миграционной службы по Свердловской области) (ОГРН 1056602908878, ИНН 6658220461): не явились;
от третьего лица (прокуратура Верх-Исетского района г. Екатеринбурга): не явились;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании заявление индивидуального предпринимателя Чакмазяна Артура Артемовича
к Управлению Федеральной миграционной службы по Свердловской области
с участием третьего лица прокуратуры Верх-Исетского района г.Екатеринбурга,
о признании незаконными и отмене постановлений о привлечении к административной ответственности,
установил,
Индивидуальный предприниматель Чакмазян Артур Артемович (далее -предприниматель) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с требованиями об отмене постановлений Управления Федеральной миграционной службы по Свердловской области (далее - УФМС по Свердловской области, административный орган) от 20.12.2012 N 1612000986/986, N 1612000985/985, N 1612000987/987 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ.
Определениями арбитражного суда от 18.02.2013 дела N А60-52676/2012, N А60-52677/2012, N А60-52690/2012 объединены в одно производство для совместного рассмотрения на основании ст. 130 АПК РФ, объединенному делу присвоен номер N А60-52676/2012.
На основании ст. 51 АПК РФ для участия в деле в качестве третьего лица привлечена прокуратура Верх-Исетского района г. Екатеринбурга (определения арбитражного суда от 29.01.2013, 30.01.2013).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 12.03.2013 (резолютивная часть решения объявлена 06.03.2013) заявленные требования удовлетворены, оспариваемые постановления признаны незаконными и отменены.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, административный орган обжаловал решение суда в апелляционном порядке, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы ее подателем приведены доводы о допущенном судом первой инстанции существенном процессуальном нарушении, выразившемся в том, что в судебном заседании 06.03.2013 арбитражным судом не было рассмотрено поддержанное административным органом ходатайство прокуратуры Верх-Исетского района г. Екатеринбурга об истребовании арбитражным судом документов, подтверждающих заблаговременное уведомление ИП Чакмазяна А.А. о дате вынесения постановлений о возбуждении дел об административных правонарушениях. По существу спора податель жалобы приводит доводы о соблюдении должностными лицами прокуратуры и миграционной службы в рамках административных дел всех требований законодательства, доказанности факта нарушений в действиях предпринимателя.
Прокуратурой Верх-Исетского района г. Екатеринбурга представлен отзыв на жалобу, в котором поддержаны доводы апеллянта.
Заявитель по делу не согласен с доводами апелляционной жалобы, возражения изложены в письменном отзыве, решение суда сторона по делу оценивает как законное и обоснованное.
В судебном заседании 30.05.2013 судом апелляционной инстанции при прослушивании имеющегося в материалах дела материального носителя (диска) с аудиозаписью установлено, что на диске имеется три файла с записью судебных заседаний 29.01.2013, 18.02.2013, 06.03.2013; в файле судебного заседания 06.03.2013 содержится только аудиозапись оглашения резолютивной части решения суда от 06.03.2013, информации о ходе судебного заседания на диске не записано, в связи с чем не представляется возможным установить, было ли заявлено ходатайство о представлении документов, подтверждающих факт соблюдения процедуры административного производства.
Определением от 30.05.2013 суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Судебное разбирательство назначено на 20.06.2013 на 12 час. 10 мин.
В связи с пребыванием председательствующего судьи Риб Л.Х. в отпуске в порядке, предусмотренном п. 2 ч. 3 ст. 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена замена судьи Риб Л.Х. на судью Осипову С.П., председательствующим назначен судья Грибиниченко О.Г.
До начала судебного заседания от заявителя поступили дополнения к заявлению об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, в которых заявитель указывает на наличие самостоятельного основания для признания оспариваемых постановлений незаконными, выразившихся в нарушении порядка привлечения предпринимателя к административной ответственности, отсутствии надлежащего уведомления о дате и времени составления постановлений о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Присутствующий в судебном заседании представитель заявителя поддержал изложенные в отзыве на жалобу доводы.
Заинтересованное лицо и третье лицо представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу ч. 2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела судом.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Прокуратурой Верх-Исетского района г.Екатеринбурга с привлечением специалистов отделения АИК УФМС России по Свердловской области 26.10.2012 проведена проверка соблюдения миграционного законодательства ИП Чакмазян Артуром Артемовичем, 07.02.1960 г.р., ИНН 666400267501, ОГРН 304667436100225, осуществляющим деятельность в шашлычной "Бастурма", расположенной по адресу: г.Екатеринбург, ул. Репина, 58.
В ходе проверки установлено, что в шашлычной "Бастурма", расположенной по адресу: г.Екатеринбург, ул. Репина, 58, в отсутствие разрешения на осуществление трудовой деятельности на территории Российской Федерации трудовую деятельность осуществляли и выполняли трудовые функции: гражданка Р. Узбекистан Эргашова Адашпулот Даниёровна, 14.11.1965 г.р., зарегистрированная по адресу: г. Екатеринбург, ул. Софьи Ковалевской, 19-23; гражданка Р. Узбекистан Аликулова Дилноза Гаппаровна, 28.03.1984 г.р., зарегистрированная по адресу: г. Екатеринбург, ул. Металлургов, 12-6; гражданин Армении Амирханян Севак Борисович, 04.10.1988 г.р., зарегистрированный и проживающий по адресу: г. Екатеринбург, ул. Красноармейская, 16-2.
По результатам проверки 02.11.2012 заместителем прокурора Верх-Исетского района г.Екатеринбурга вынесены постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, которые вместе с материалами проверки направлены для рассмотрения в адрес заинтересованного лица.
20.12.2012 должностным лицом административного органа на основании ст. 23.67 КоАП РФ вынесены постановления N 1612000986/986, N 1612000985/985, N 1612000987/987 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 250 000 руб., за каждое (т.1 л.д.11,62,99).
Ссылаясь на недоказанность состава административного правонарушения предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Частью 1 ст. 18.15 КоАП РФ предусмотрена ответственность за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом.
В п. 1 примечания к ст. 18.15. Кодекса указано, что под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
В соответствии с п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу.
Согласно ст. 2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" разрешение на работу - это документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.
В соответствии со ст. 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя, в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
Факт привлечения и допуска предпринимателем к осуществлению трудовой функции кухонных работников в шашлычной "Бастурма", расположенной по адресу: г.Екатеринбург, ул.Репина, 58 граждан Республики Армения и Республики Узбекистан, у которых отсутствовали разрешения на работу, подтверждается представленными в материалы дела актом проверки соблюдения федерального законодательства от 26.10.2012, фотоматериалами, объяснениями Чакмазян С.В. от 02.11.2012 (т.1 л.д. 38-41, 148).
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о доказанности наличия в действиях предпринимателя объективной стороны (события) административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ.
Вместе с тем в соответствии с п. 3 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно п. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Статьей 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
Таким образом, обязательным элементом состава административного правонарушения является вина лица в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
В силу примечания к ст. 2.4 КоАП РФ в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.
Исходя из этого, принимая постановление о привлечении предпринимателя к административной ответственности, административный орган должен установить и доказать не только факт совершения административного правонарушения, но и вину предпринимателя как должностного лица в целях применения Кодекса.
Вина индивидуального предпринимателя как физического лица, исходя из положений, закрепленных в примечании к ст. 2.4 Кодекса, определяется в форме умысла или неосторожности и, должна быть установлена и доказана административным органом в соответствии со ст. 2.2 Кодекса.
Основным критерием виновности предпринимателя является неисполнение или ненадлежащее исполнение им организационно-распорядительных или административных функций.
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как разъяснено в п. 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 Кодекса.
Рассматривая дело об обжаловании постановления об административном правонарушении, арбитражный суд в судебном акте не вправе указывать на наличие или отсутствие вины лица в совершенном правонарушении, поскольку установление виновности названных лиц не относится к компетенции арбитражного суда. При проверке законности постановления о привлечении к административной ответственности суды не должны подменять административный орган в вопросе установления вины в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности. Эти обстоятельства подлежат исследованию административным органом при вынесении постановления.
При вынесении постановлений от 20.12.2012 N 1612000986/986, N 1612000985/985, N 1612000987/987 заинтересованным лицом вопрос наличия либо отсутствия вины предпринимателя в совершении вменяемого ему административного правонарушения, а также о форме вины не исследовался.
В оспариваемых постановлениях изложено описание выявленных проверкой обстоятельств, административный орган ограничился лишь констатацией выявленного нарушения.
Руководствуясь ст. 65, 67, 68, 71 АПК РФ при оценке имеющихся в деле доказательств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что вина предпринимателя в данном конкретном случае надлежащим образом не установлена и не доказана. В нарушение ст. 65, 210 АПК РФ административным органом не представлено доказательств, указывающих на обстоятельства, которые бы свидетельствовали о невыполнении предпринимателем организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, повлекших привлечение и допуск к осуществлению трудовых функций иностранных граждан не имеющих разрешения на осуществление трудовой деятельности на территории Российской Федерации.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о недоказанности состава административного правонарушения.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет соблюдение порядка привлечения к ответственности.
На основании ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4 (вынесении постановления прокурором), частью 1 статьи 28.6 КоАП РФ (назначение наказания без протокола).
Частью 2 ст. 28.4 КоАП РФ установлено, что при вынесении прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, данное постановление должно содержать сведения, предусмотренные ст. 28.2 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 3-5 ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть представлена возможность ознакомиться с протоколом (постановлением прокурора) об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении подписывается физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Из приведенных норм закона следует, что при составлении протокола об административном правонарушении (постановления прокурора) должностные лица, уполномоченные на это действие, обязаны обеспечить соблюдение прав лица, в отношении которого составляется протокол:
- предварительно известить это лицо о времени и месте составления протокола по конкретному составу правонарушения;
- разъяснить права и обязанности лица, в отношении которого ведется производство по административному делу, предусмотренные КоАП РФ;
- после составления протокола лицу, в отношении которого протокол составлен, должна быть направлена копия протокола.
Из материалов дела не усматриваются доказательства надлежащего извещения законного представителя предпринимателя, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте вынесения прокурором постановлений о возбуждении дела об административном правонарушении, что повлекло вынесение постановления о возбуждении производства об административном правонарушении в отсутствие законного представителя общества.
Представленное в материалы дела уведомление от 30.10.2012 N 54-12 о необходимости явки предпринимателя в прокуратуру Верх-Исетского района г.Екатеринбурга к 11-00 час. 02.11.2012 свидетельствует о его получении представителем предпринимателя Чакмазян непосредственно 02.11.2012 (т.1 л.д.31), то есть в день вынесения постановлений о возбуждении дела об административном правонарушении.
Также в материалы дела не представлены доказательства извещения предпринимателя о времени и месте вынесения постановлений об административных правонарушениях.
Нарушение административным органом положений ч. 1, 2 ст. 25.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, носит существенный характер и является еще одним основанием для отказа в привлечении общества к административной ответственности.
С учетом всех обстоятельств дела, принимая во внимание недоказанность административным органом вины в совершении правонарушения, существенное нарушение процедуры привлечения предпринимателя к административной ответственности, постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 20.12.2012 нельзя признать законными и обоснованными.
Таким образом, заявленные ИП Чакмазян А.А. требования о признании незаконными и отмене оспариваемых постановлений об административных правонарушениях, подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 270 ч. 4, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 12 марта 2013 года по делу N А60-52676/2012 отменить.
Заявленные требования индивидуального предпринимателя Чакмазяна Артура Артемовича удовлетворить.
Признать незаконными и отменить постановления об административных правонарушениях, вынесенные Управлением Федеральной миграционной службы по Свердловской области, от 20.12.2012 N 1612000986/986, N 1612000985/985, N 1612000987/987 о привлечении индивидуального предпринимателя Чакмазяна Артура Артемовича к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
О.Г. Грибиниченко |
Судьи |
С.П. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-52676/2012
Истец: ИП Чакмазян Артур Артемович
Ответчик: Управление Федеральной миграционной службы по Свердловской области
Третье лицо: Прокуратура Верх-Исетского района г. Екатеринбурга, Прокурор Верх-Исетского района г. Екатеринбурга Чукреев В. А.