г. Хабаровск |
|
21 июня 2013 г. |
Дело N А80-401/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июня 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ротаря С.Б.,
судей Гетмановой Т.С., Головниной Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Албузовой Э.С.,
представители участия в судебном заседании не принимали,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального предприятия городского округа Анадырь "Городское коммунальное хозяйство" на решение от 19.03.2013 по делу N А80-401/2012 Арбитражного суда Чукотского автономного округа принятое судьей М.Ю. Шепуленко,
по исковому заявлению муниципального предприятия городского округа Анадырь "Городское коммунальное хозяйство"
к федеральному государственному казенному учреждению "Пограничное управление Федеральной службы безопасности РФ" по Чукотскому автономному округу
о взыскании 1 187 591, 35 рубля,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное предприятие городского округа Анадырь "Городское коммунальное хозяйство" (ИНН 8709007875, ОГРН 1028700588861 (далее - МП "ГКХ")) обратилось в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с исковым заявлением к федеральному государственному казенному учреждению "Пограничное управление Федеральной службы безопасности РФ" по Чукотскому автономному округу (ИНН 8709013572, ОГРН 1114101001233 (далее - Пограничное Управление)) о взыскании задолженности по государственному контракту (водоснабжение и водоотведение) от 25.04.2012 N 30-В/12 в размере 1 187 591,35 рубля.
Исковые требования обоснованы наличием задолженности Пограничного Управления за оказанные услуги по водоснабжению и водоотведению за период с 01.04.2012 по 31.10.2012.
Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил исковые требования и просил взыскать с ответчика сумму в размере 762 524,54 рубля, исходя из перерасчёта цены договора по спорным объектам с сентября 2012 года.
Решением суда от 19.03.2013 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, истец обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение от 19.03.2013, удовлетворить его исковые требования.
В апелляционной жалобе заявитель указывает о его несогласии с доводом суда первой инстанции о том, что исковое требование связано исключительно с неправомерным отнесением государственным контрактом N 30-В/12 от 01.01.2012 жилых объектов ответчика к нежилым помещениям, в то время, как до заключения контракта, так и на момент его заключения, указанные объекты относились к жилым зданиям. Также возражает относительно довода суда о том, что заключение либо незаключение дополнительного соглашения и даты, с которой данное дополнительное соглашение вступает в силу, правового значения не имеют.
Отзыва по доводам апелляционной жалобы от ФГКУ "Пограничное управление Федеральной службы безопасности РФ" по ЧАО в апелляционный суд не поступило.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей не направили.
Суд, руководствуясь статьей 156 АПК РФ, рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, доводы жалобы апелляционный суд приходит к следующему.
Между МП "ГКХ" (поставщик) и Пограничным Управлением (заказчик) 01.01.2013 заключён государственный контракт на водоснабжение и водоотведение N 30-В/12 (далее - контракт), сроком действия с 01.01.2012 по 31.12.2012.
В соответствии с пунктом 1.1. поставщик обязан отпускать заказчику через присоединённую сеть питьевую воду и принимать сточные воды в объёмах, в соответствии с показаниями приборов учёта или в соответствии с установленными нормами потребления, а заказчик обязуется полностью и своевременно оплачивать услуги.
В расчёте стоимости услуг по водоснабжению и водоотведению (приложении N 1 к контракту) указаны объекты, в которые отпускается питьевая вода и осуществляется приём сточных вод с объёмами отпускаемой воды и принимаемых сточных вод, а также стоимость оказываемых услуг.
В числе объектов, в приложении N 1 указаны дома, расположенные по адресу: г. Анадырь, ул. Отке, 46 "Б" и г. Анадырь, ул. Строителей, 16. При этом, объект, расположенный по адресу: г. Анадырь, ул. Отке, 46 "Б" разделён на административные и жилую зону, а объект, расположенный по адресу: г. Анадырь, ул. Строителей, 16, указан как жилой дом.
В соответствии с главой 4 государственного контракта N 30-В/12, тарифы на холодное водоснабжение и услуги водоотведения устанавливаются органом государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа и применяются с указанной даты.
Контрактом также определено, что расчётным периодом является календарный месяц, оплата за фактически потреблённые в расчётном периоде холодное водоснабжение и услуги водоотведения осуществляется в срок, не позднее 5-ти дней с даты получения заказчиком счёта-фактуры и акта выполненных работ. При наличии разногласий по фактическим потреблённым объёмам и суммам оплаты, заказчик оплачивает счёт-фактуру в неоспариваемой части.
Согласно пункту 4.4 контракта, в течение 5-ти дней с даты получения заказчик обязан подписать акт выполненных работ и направить поставщику один экземпляр подписанного акта, либо мотивированный отказ от подписания акта с приложением необходимых расчётов и протокола разногласий. При непредставлении в установленный срок акта, он признаётся принятым в редакции поставщика.
В приложении N 1 к контракту указано, что тариф на холодное водоснабжение и водоотведение утверждён Постановлением Правления Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 28.11.2011 N 13-к/5, которым, в приложении N 3, установлены тарифы Предприятия на отпуск холодной воды и водоотведения для потребителей (кроме населения).
Пограничное управление в адрес поставщика 27.06.2012 направило письмо N 21/707/6/1/2653 с приложением дополнительного соглашения к контракту, в котором расчёт стоимости услуг изложен с применением к объектам г. Анадырь, ул. Отке, 46 "Б" и г. Анадырь, ул. Строителей, 16 тарифов на холодное водоснабжение и водоотведение для населения, установленные Постановлением Правления Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 13.12.2011 N 15-к/2 (приложение N3). Пунктом 4 соглашения предусмотрено, что его действие распространяется на правоотношения сторон, возникшие с 01.04.2012.
Поставщик в письме от 30.07.2012 N 05-03/3241 отказался подписывать дополнительное соглашение N 1 в представленной редакции, в связи с отсутствием доказательств перевода спорных объектов в жилищный фонд.
Заказчик 31.07.2012 представил в адрес поставщика документацию, подтверждающую факт нахождения объектов находящихся по адресам г. Анадырь, ул. Отке, 46 "Б" и г. Анадырь, ул. Строителей 16, в жилищном фонде.
Поставщик в протоколе разногласий к государственному контракту N 30-В/12 от 10.09.2012 указал, что дополнительное соглашение N 1 принимает с учётом настоящего протокола, с указанием о вступлении в силу дополнительного соглашения с момента подписания этого протокола.
МП "Городское коммунальное хозяйство" письмом от 10.10.2012 N 05-03/4106 направил в адрес Пограничного Управления приложение N 3 к протоколу разногласий от 10.09.2012, с расчётом стоимости оказанных им услуг за сентябрь - декабрь 2012 года.
Однако Пограничное Управление не согласилось с представленным расчётом, поскольку в нём применён тариф для потребителей (кроме населения) на холодное водоснабжение и водоотведение для жилых домов, а также в связи с тем, что сумма по контракту указана за 4 месяца, в то время как контракт действует с 01.01.2012 по 31.12.2012.
МП "Городское коммунальное хозяйство" 26.10.2012 повторно направило в адрес Пограничного управления для подписания протокол разногласий к дополнительному соглашению от 26.06.2012, ссылаясь на необоснованность распространения его действия на период, до подписания дополнительного соглашения к контракту.
Не согласившись с доводами поставщика, Пограничное Управление в письме от 13.12.2012 сообщило, что дополнительное соглашение от 26.06.2012 распространяет своё действие на правоотношения сторон по государственному контракту N 30-В/12 с 01.01.2012.
Ненадлежащее исполнение, по мнению истца, Пограничным Управлением обязательств по оплате услуг водоснабжения и водоотведения с 01.04.2012 по 31.10.2012 по заключённому между сторонами контракту послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Истец, исходя из перерасчёта цены договора по спорным объектам с сентября 2012 года, уточнил исковые требования и просил взыскать с ответчика 762 524,54 рубля.
Судом установлено, что истцом не оспаривается факт оплаты ответчиком услуг по водоснабжению и водоотведению по тарифам, установленным для населения. Также по количеству и качеству принятой в спорный период электрической энергии спор между сторонами отсутствует. Спор возник по поводу подлежащего применению тарифа при расчете стоимости поставленных услуг в спорные объекты по адресам г. Анадырь, ул. Отке, 46 "Б" и г. Анадырь, ул. Строителей 16. Так, по мнению истца, цену поставленных услуг надлежит рассчитывать, исходя из тарифа, установленного для категории "население" с сентября 2012 года, по мнению ответчика - надлежит применять тариф для "населения" с момента заключения контракта.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, правила о договоре энергоснабжения применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В силу пункта 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила 307) условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить этим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, при определении условий договора энергоснабжения, заключаемого между ресурсоснабжающей и управляющей организациями.
Согласно пункту 2 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги (в том числе по водоснабжению и водоотведению), рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правления Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 13.12.2011 N 15-к/2 "Об установлении тарифов на коммунальные услуги для населения по муниципальным образованиям Чукотского автономного округа на 2012 год" установлены тарифы с 01.01.2012 по 30.06.2012 в г. Анадырь: на холодное водоснабжение - 44,45 руб./куб. м., централизованное водоотведение - 2,74 руб./куб. м. С 01.07.2012 по 31.12.2012 тарифы в г. Анадырь: на холодное водоснабжение - 49,34 руб./куб. м., централизованное водоотведение - 3,04 руб./куб. м.
Тарифы установленные данным постановлением действовали с 01.01.2012.
В материалы дела в подтверждение того, что спорные объекты являются жилыми домами, представлены следующие документы:
- распоряжение Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае от 08.06.2011 N 150-р о закреплении за ответчиком на праве оперативного управления имущества, в том числе жилого дома по адресу: г. Анадырь, ул. Отке, 46 "Б", 60-квартирного жилого дома по адресу: г. Анадырь, ул. Строителей, 16.
- выписка из приказа ФСБ России от 07.06.2010 N 281 о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд, с данными о распределении служебной жилой площади для военнослужащих на объектах по адресам: г. Анадырь, ул. Отке, 46 "Б" и г. Анадырь, ул. Строителей 16.
- договоры найма служебного помещения с актами передачи служебного жилого помещения.
Согласно статье 453 ГК РФ в случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора.
В ходе длительной переписки стороны не достигли соглашения по всем существенным условиям контракта, протокол разногласий ими не подписан. Пунктом 5.5 контракта предусмотрено, что его действие распространяется на правоотношения сторон, возникшие с 01.01.2012 по 31.12.2012.
Однако тарифы, установленные в государственном контракте, для категории "потребители (кроме населения)" в данном случае не могут применяться к следующим объектам: жилой дом по адресу: г. Анадырь, ул. Отке, 46 "Б" и 60-квартирный жилой дом по адресу: г. Анадырь, ул. Строителей, 16, поскольку ответчиком в суде первой инстанции в порядке статьи 65 АПК РФ было доказано, что спорные объекты относятся к жилищному фонду, в связи с распределением квартир в спорных объектах для проживания семей военнослужащих.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает требование МП "Городское коммунальное хозяйство" о взыскании с ответчика задолженности за поставленные им услуги, рассчитанной с применением тарифа "для потребителей (кроме населения)" до сентября 2012 года несостоятельным, так как указанные обстоятельства дела и нормы права, подтверждают довод ответчика о том, что фактическими потребителями оказанных истцом услуг водоснабжения и водоотведения, поставляемой в жилые зоны, являются физические лица.
С учетом изложенного, доводы заявителя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и не могут служить основанием для отмены оспариваемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебные расходы, связанные с рассмотрением апелляционной жалобы, подлежат распределению в порядке статьи 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 19.03.2013 по делу А80-401/2012 Арбитражного суда Чукотского автономного округа оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
С.Б. Ротарь |
Судьи |
Т.С. Гетманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А80-401/2012
Истец: Муниципальное предприятие городского округа Анадырь "Городское коммунальное хозяйство"
Ответчик: Федеральное государственное казенное учреждение "Пограничное управление Федеральной службы безопасности РФ" по Чукотскому Автономной области