г. Тула |
|
20 июня 2013 г. |
Дело N А68-10949/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 июня 2013 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тиминской О.А., судей Еремичевой Н.В. и Стахановой В.Н, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Батуровой И.В., при участии от Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (г. Тула, ОГРН 1027100748950, ИНН 7107026090) - Фаткиной М.Г. (доверенность от 18.06.2013 N 132), в отсутствие извещенных надлежаще представителей общества с ограниченной ответственностью "Ефремовское пассажирское автотранспортное предприятие" (Тульская область, г. Ефремов, ОГРН 1117154031664, ИНН 7113502572), Некоммерческого партнерства "Тульский областной Союз транспортников" (НП ТОСТ) (ОГРН 1027100967387, ИНН 7107068710), рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ефремовское пассажирское автотранспортное предприятие" на решение Арбитражного суда Тульской области от 04.04.2013 (судья Андреева Е.В.) по делу N А68-10949/2012, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Ефремовское пассажирское автотранспортное предприятие" (далее - ООО "Ефремовское ПАТП", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - управление, антимонопольный орган) о признании незаконным отказа от 23.10.2012 N 2/4470 в применении мер антимонопольного реагирования в виде возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, обязав Тульское УФАС возбудить дело о нарушении антимонопольного законодательства по жалобе ООО "Ефремовское ПАТП" от 17.10.2012 г. N 30 в отношении ООО "МПП" и ООО "ТПП", а также по факту использования паспортов пригородных и межмуниципальных маршрутов Тульской области, выданных перевозчикам, не признанным победителями в конкурсах на право заключения договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа на пригородных и межмуниципальных маршрутах в Тульской области; взыскании судебных расходов в виде уплаченной госпошлины в размере 4000 рублей.
Решением арбитражного суда от 04.04.2013 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, общество подало апелляционную жалобу.
Оценив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом установлено, что ООО "Междугородные пассажирские перевозки" (далее - ООО "МПП") осуществляет перевозку пассажиров по следующим маршрутам на основании паспортов маршрута: N 286а "Ефремов-Тула", утвержденного Департаментом транспорта и дорожного хозяйства Тульской области 08.02.2010 и внесенного в реестр маршрутов Тульской области 10.02.2010 за N 33; N 206а "Тула-Новомосковск"; N 231 "Тула-Богородицк".
ООО "Тульские пассажирские перевозки" (далее - ООО "ТПП") осуществляет перевозку пассажиров по маршруту N 263 "Тула-Алексин" на основании утвержденного паспорта маршрута.
ООО "Ефремовское ПАТП", руководствуясь Законом Тульской области N 728-ЗТО "Об организации обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на пригородных и межмуниципальных маршрутах в Тульской области", участвовало во всех конкурсах и, став их победителем, заключило договор об организации регулярных перевозок пассажиров, в том числе, по вышеназванным маршрутам.
Поскольку совместно с ООО "Ефремовское ПАТП" по этим маршрутам осуществляют перевозку пассажиров ООО "МПП" и ООО "ТПП" на основании выданных паспортов маршрутов без участия в конкурсных процедурах, что ведет к снижению собираемости выручки на маршрутах и убыткам заявителя, 17.10.2012 за N 30 ООО "Ефремовское ПАТП" обратилось в адрес управления с жалобой на незаконные действия, имеющие признаки недобросовестной конкуренции, ООО "МПП".
Письмом от 23.10.2012 N 2/4470 управление отказало в применении мер антимонопольного реагирования, сославшись на отсутствие доказательств фактического осуществления ООО "МПП" и ООО "ТПП" пассажирских перевозок по указанным в обращении маршрутам.
Посчитав данный отказ незаконным и нарушающим права и законные интересы ООО "Ефремовское ПАТП", общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений ст. 198 АПК РФ для признания оспариваемых действий незаконными требуется одновременно наличие двух условий, несоответствие их закону или иному правовому акту и нарушающие права и законные интересы заявителя.
Федеральный закон от 26.07.2007 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) регулирует отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют российские и иностранные юридические лица, органы государственной власти и местного самоуправления (статья 3).
Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке, под дискриминационными условиями - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами (пункты 7 и 8 статьи 4 Закона N 135-ФЗ).
В силу части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Пунктом 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" разъяснено, что для квалификации актов и действий органов власти по части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции необходимо одновременное наличие двух условий: антимонопольным органом должно быть доказано, что такие акты, действия (бездействия) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, и государственным органом не может быть указана конкретная норма закона, в силу которой соответствующие акты, действия (бездействия) могут быть признаны допустимыми.
Таким образом, для квалификации действий (бездействия) в качестве нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного статьей 15 Закона N 135-ФЗ, обязательно установление фактических обстоятельств, подтверждающих совершение уполномоченными органами действий, запрещенных законом или не соответствующих нормативно-правовым положениям, которые привели или могут привести к таким последствиям как ограничение конкуренции, создания преимуществ и дискриминации на определенном товарном рынке.
Главой 9 Закона N 135-ФЗ установлены организационные и правовые основы рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами. Согласно части 1 статьи 39 названного Закона антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания. Основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является заявление юридического или физического лица (пункт 2 части 2 названной статьи).
При рассмотрении заявления или материалов антимонопольный орган, помимо прочего, устанавливает наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства и определяет нормы, которые подлежат применению (пункт 2 части 5 статьи 44 Закона N 135-ФЗ). В соответствии с частью 8 указанной статьи по результатам рассмотрения заявления или материалов антимонопольный орган принимает одно из следующих решений: либо о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, либо об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием признаков его нарушения.
В случае если признаки нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют, антимонопольный орган принимает решение об отказе в возбуждении дела (пункт 2 части 9 статьи 44 Закона N 135-ФЗ).
В рассматриваемом случае на основании ч.1 ст. 1 Закона Тульской области от 24.07.2006 N 728-ЗТО "Об организации обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на пригородных и межмуниципальных маршрутах в Тульской области" (далее - Закон N 728-ЗТО), принятого постановлением Тульской областной Думы от 14.07.2006 N 35/1454, организация транспортного обслуживания населения является полномочием Тульской области.
Согласно ч.1 ст. 3-1 названного Закона привлечение перевозчиков к выполнению регулярных перевозок пассажиров и багажа на пригородных и межмуниципальных маршрутах осуществляется на основании договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа на пригородных и межмуниципальных маршрутах, заключаемого перевозчиком с уполномоченным органом по результатам конкурсов на право заключения договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа на пригородных и межмуниципальных маршрутах.
Пунктом 1 постановления администрации Тульской области от 03.08.2007 N 409 "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Тульской области" утверждены Правила организации транспортного обслуживания населения на территории Тульской области (далее - Правила).
Пунктом 2 постановления определен уполномоченный орган исполнительной власти Тульской области в сфере организации транспортного обслуживания населения на территории Тульской области - министерство транспорта и дорожного хозяйства Тульской области.
Перевозчики допускаются к выполнению регулярных перевозок после заключения договоров с уполномоченным органом (ч. 4 ст. 5 Закона N 728-ЗТО)
Как следует из ч. 1 ст. 6 Закона N 728-ЗТО, решение об открытии, изменении, закрытии маршрутов принимается уполномоченным органом исходя из потребности населения в перевозках с учетом требований безопасности дорожного движения и санитарно-экологических требований по предложениям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, а также перевозчиков. Открытие новых маршрутов, закрытие маршрутов, изменение схем и расписаний не должно ухудшать транспортное обслуживание населения и условия работы перевозчиков, имеющих действующие паспорта и договоры об организации регулярных перевозок с уполномоченным органом на аналогичных (или параллельных) маршрутах.
В п. 1 Правил решение об открытии, изменении, закрытии пригородных и межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок принимается министерством транспорта и дорожного хозяйства Тульской области исходя из потребности населения в перевозках с учетом требований безопасности дорожного движения и санитарно-экологических требований по предложениям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, а также перевозчиков.
Открытие маршрута регулярных перевозок удостоверяется паспортом маршрута. Паспорт маршрута регистрируется в установленном порядке в реестре маршрутов Тульской области и считается оформленным с момента внесения отметки о его регистрации в Реестре (п. 10 Правил).
Паспорт маршрута подлежит регистрации в реестре маршрутов. Маршрут считается открытым, измененным, закрытым с момента внесения соответствующей записи в реестр маршрутов регулярных перевозок. Действие паспорта маршрута утрачивает силу с момента закрытия маршрута или прекращения действия (отсутствия) договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа на пригородных и межмуниципальных маршрутах между перевозчиком и уполномоченным органом.
На каждый открываемый маршрут регулярных перевозок уполномоченным органом составляется паспорт маршрута (п. 15 Правил).
По окончании срока действия договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа на маршруте регулярных перевозок 2-й экземпляр паспорта маршрута подлежит сдаче перевозчиком в уполномоченный орган не позднее 20 дней со дня окончания действия срока договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа на маршруте регулярных перевозок (п.20 Правил).
При работе на маршруте нескольких перевозчиков уполномоченный орган разрабатывает и утверждает сводное расписание (ч.5 ст. 6 Закона).
Таким образом, выполнение регулярных перевозок пассажиров и багажа на пригородных и межмуниципальных маршрутах осуществляется на основании договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа на пригородных и межмуниципальных маршрутах, заключаемого перевозчиком с уполномоченным органом по результатам конкурсов на право заключения договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа на пригородных и межмуниципальных маршрутах.
Как указывалось выше, ООО "МПП" осуществляет перевозку пассажиров по следующим маршрутам на основании паспортов маршрута: N 286а "Ефремов-Тула", утвержденного Департаментом транспорта и дорожного хозяйства Тульской области 08.02.2010 и внесенного в реестр маршрутов Тульской области 10.02.2010 за N 33; N 206а "Тула-Новомосковск"; N 231 "Тула-Богородицк".
ООО "ТПП" осуществляет перевозку пассажиров по маршруту N 263 "Тула-Алексин" на основании утвержденного паспорта маршрута.
На основании п. 9 ст. 4 Закона N 135-ФЗ недобросовестная конкуренция - это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации;
В силу ч. 1 ст. 14 Закона N 135-ФЗ не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:
распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
1) 1) введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;
3) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;
4) продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;
5) незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.
Согласно ч. 1 ст. 11 Закона N 135-ФЗ признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к:
1) установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;
повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;
разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);
сокращению или прекращению производства товаров;
отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).
Однако в рассматриваемом случае подобных обстоятельств ни антимонопольным органом, ни судом не установлено.
Оспариваемый отказ был вынесен управлением по причине непредставления доказательств фактического осуществления ООО "МПП" и ООО "ТПП" пассажирских перевозок по указанным в обращении маршрутам.
Отказ управления в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства не противоречит действующему антимонопольному законодательству, законных оснований для принятия мер антимонопольного реагирования не имеется. Доказательств нарушения своих прав и интересов оспариваемыми действиями антимонопольного органа общество в материалы дела не представило.
Претензии заявителя сводятся к несоблюдению другими перевозчиками требований Закона Тульской области N 728-ЗТО.
Однако контроль за соблюдением требований названного Закона субъекта Российской Федерации к компетенции УФАС России не относится.
Судом первой инстанции полно установлены все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, как того требует статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены верно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмену судебного акта в любом случае, не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 04.04.2013 по делу N А68-10949/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.А. Тиминская |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-10949/2012
Истец: ООО "Ефремовское пассажирское автотранспортное предприятие"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области
Третье лицо: Некоммерческое партнерство "Тульский областной Союз транспортников" (НП ТОСТ), НП "Тульский областной Союз транспортников", Алпатов Р. А., ООО "Тульские транспортные линии"